Решение задач по теме «Давление твердых тел»
Цели урока: Научить решать задачи по теме: “Давление твердых тел”. Научить видеть физический смысл феномена “давление” в явлениях окружающего мира, опираясь на методику межпредметных связей, и на этой основе научить решать теоретические и практические задачи. Побудить к активной работе мысли. Способствовать развитию любознательности. Способствовать развитию интереса к предмету, выработать внимание, трудолюбие, стремление к целостному познанию окружающего мира.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Что мы с вами изучали на прошлом уроке? (давление)
Какая основная рабочая формула у нас будет сегодня на уроке? (р=F/S)
Исходя из этой формулы, что такое давление? (Давление - это физическая величина, численно равная силе давления, действующей перпендикулярно поверхности на единицу площади поверхности)
Давайте проанализируем её: Формула показывает, что во сколько раз мы увеличиваем силу давления при неизменной площади поверхности, во столько же раз увеличивается давление и наоборот.
Это теоретический вывод. Теперь проверим верность этого утверждения на практике.
Если бы вообще не было динамометра, какой прибор можно было бы использовать при решение задач? (Весы)
3. Решение задач
Где же можно использовать знания давления, в каких областях?
Решим следующую задачу: Спортсмен массой. кг стоит на лыжах на заснеженной горизонтальной поверхности. Длина каждой лыжи 1.8 м, ширина 10 см. Какое давление оказывает лыжник на снег? Массу лыж не учитывать. Коэффициент принять равным 10 Н/кг. (Каждый ученик берет в качестве исходных данных массу своего тела. Задачу решает каждый самостоятельно)
Какой результат получили вы? Сопоставьте ваш результат с моим результатом, полученным в ходе решения задачи.
Выявляется закономерность, где больше масса, тем больше давление
“Как вы думаете, достаточно ли для обеспечения равных условий участия в соревнованиях выдать всем одинаковые лыжи?” (Нет. Лыжник с большей массой оказывает большее давление на заснеженную горизонтальную поверхность, тем самым увеличивая силу трения, и лыжнику придется выполнить большую работу для преодоления сил трения, т.е. тратить больше энергию)
“Что можно сделать, чтобы уменьшить трату сил на преодоления трения?” (Использовать различные смазочные материалы для поверхности лыж)
Решим следующую задачу. Задача: Определить давление танка массой 60 т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5м2.
Знание давления широко используется в военной тактике и спортивных состязаниях. Возможно, кто-то возразит, а если мы этим не занимается, зачем нам это знать? Для этого предлагаю сделать следующее задание, где надо определить, используется ли знание давления в быту? И в каждом конкретном случае, уменьшаем или увеличиваем давление.
Давление Использование в быту
Увеличение Уменьшение
гусеницы тракторов +
шины автомобилей +
шасси самолета +
шпалы под рельсы +
фундамент здания +
нож + +
шайбы под гайки + +
гвозди + +
лыжи + +
иголки + +
шило + +
лопата + +
рюкзак + +
Все предложенные варианты используются в профессиональной деятельности!
Из данного задания видно, что знания давления нужны не только в профессиональной деятельности, но и в быту, и особую, огромную роль играют для любителей зимней рыбалки и любителей сокращать путь в зимний период по замерзшей речке или озеру.
Решите следующую задачу: Лёд выдерживает максимальное давление 15 кПа. Определить, какой должна быть минимальная площадь каждой подошвы обуви рыбака массой 75 кг, чтобы он мог пройти по этому льду.
После решения задачи вспомним о правилах безопасности передвижения по льду замерзшего водоема.
4. Подведение итогов урока
А теперь настало время для повторения. На вводном уроке мы с вами рассматривали и записывали, для чего надо изучать физику
Физику надо изучать для того, чтобы:
1. Обезопасить себя в этом не простом мире;
2. Сохранить собственное здоровье, а следовательно и жизнь;
3. Использовать знания в быту, а возможно и профессиональной деятельности;
4. Для комфортной жизни;
5. Быть цивилизованным человеком.
Чтобы вы еще могли добавить к этому после сегодняшнего урока? Проанализируйте, все ли пункты, для чего изучаем физику, у нас выполняются сегодня на уроке?
5. Домашнее задание: Параграф 27, упражнение 17 задачи №3, 4.
6. Рефлексия
Этот урок хочу завершить словами древнегреческого философа Платона “Лошадь увидеть каждый глупец сумеет, а вот увидеть лошадинность – талант, который дается немногим”. На мой взгляд, он все же ошибался. Вы все талантливы – нужно только учиться. Неспособных среди вас нет. Так давайте будем развивать каждый свой талант. И в этом нам всем поможет работа не только на уроках, но и дома. Мне было очень приятно работать с вами на уроке. Спасибо за урок!