Ввести новую физическую величину, дать первоначальное представление о силе трения. Углубить знания учащихся при формировании новых понятий и применение их знаний на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В разделе «Взаимодействие тел», мы изучили различные силы, которые помогают нам в жизни. На данном уроке изучим еще одну силу, не менее важную, но сначала, вспомним, что вы уже знаете о силах.
II. Актуализация знаний
Продолжи фразу:
Сила – это …
Виды сил:
…
…
…
Единица измерения силы …
Сила измеряется прибором …
Сила является векторной величиной. Что это значит?
Сила упругости возникает …
III. Мотивационное начало урока
Учитель: Ребята, вы когда-нибудь задумывались, «Почему мел оставляет след на доске?», «Какую роль играет слюна при глотании пищи?», «Для чего иголки тщательно полируют?»
На эти вопросы мы сможем ответить, изучив материал урока.
А вот на следующий вопрос вы наверняка знаете ответ: «Какое физическое явление помогает вам удалить ластиком не желательный рисунок, сделанный карандашом в тетради?» (Трение)
Учитель: Верно. А для этого вы прикладываете к ластику силу – силу трения.
Итак, ребята, тема урока СИЛА ТРЕНИЯ.
запишите тему урока.
Исходя из темы урока, на какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы:
Ученики:
Что такое сила трение
Виды силы трения
Куда она направлена
Где находит применение
V. Изучение нового материала
Учитель: С явлением трения вы знакомы с детства. В походе мы говорим: “Не натрите ноги”. В школе: “Сотрите с доски записи” и т. д.
Опыт первый:
Учитель: У вас на столе имеется деревянный брусок. Возьмите его положите перед собой и толкните. Что с ним произошло?
Учитель: Тело остановилось.
Учитель: Почему, что его тормозит?
Ученик:- Трение. Поверхности трутся друг о друга, и тело тормозит.
Учитель: На тело действует сила трения.
Учитель: И как же она направлена?
Ученик: Против движения.
Итак: Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.
Опыт второй:
Возьмите лист бумаги и карандаш. Проведите на листке карандашом любую линию. А теперь, то же самое попробуйте сделать на стекле. Что вы наблюдаете?
ВЫВОД Ученик: На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет.
Учитель: В чем же тут дело?
Рассмотрим поверхности грифеля, бумаги и стекла.
Поверхность бумаги шероховатая, как и у грифеля. А стекло гладкое. При движении карандаша по бумаге происходит скалывание частей карандаша о нервности бумаги, они остаются на бумаге. На стекле же таких неровностей нет.
Учитель: Значит, в чем же причина трения?
Ученик: В шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.
Запишите во второй колонке рядом с цифрой 1 Шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.
Учитель: Выполняете опыт 2
Опыт третий: Прижмите друг к другу посильнее два стеклышка и попробуйте перемещать одно относительно другого.
Ученик: Это не так уж легко сделать.
Учитель: Так в чем же дело? Ведь шероховатостей нет, а все же что-то мешает?
2 Притяжение молекул взаимодействующих тел.
Вывод:причины возникновения трения
Шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.
Притяжение молекул взаимодействующих тел.
Ребята, существует три вида трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя
Возьмите свой учебник, положите на него карандаш, если он начинает скользить значит, возникает сила трения скольжения, если он катится, то возникает сила трения качения.
Как вы думаете, а когда может возникать сила трения покоя?
Как вы считаете, какая из этих сил больше?
А давайте проверим это.
Положите брусок, прикрепите динамометр, нагрузите его грузиками. А теперь внимание: Попытайтесь сдвинуть брусок, прилагая усилие к динамометру, и снимите максимальное значение, при котором еще брусок не начал движение и в тот момент, когда он уже скользит по поверхности стола. Сравните значения в карточке.
Под брусок положите два круглых карандаша, снимите показание с динамометра. Сравните
Трение покоя.
Трение ведь не только вредит движению, оно способствует также и устойчивости тел. Не будь его, все будет катиться, и скользить, пока не окажется на одном уровне. Гвозди и винты выскользнут из стен, ткани расползутся, ни одну пуговицу невозможно будет пришить, нитки просто не будут держаться ни в иглах, ни в тканях. Мало того. Без трения покоя мы бы не могли ни ходить, не ездить. Вспомните, как трудно передвигаться в гололед.
(Перельман Я.И. Занимательная физика. Если бы не было трения. с. 263)
Учитель:
“Вследствие сильной гололедицы уличное и трамвайное движение в Лондоне заметно затруднено. Около 1400 человек поступило в больницы с переломами рук, ног…”
Учитель: А что нужно сделать, чтобы это не повторилось? Каким образом можно увеличить трение?
Ученик: Посыпать песком, следовательно, увеличить шероховатость поверхности
Учитель: А говорят еще, что сила трения зависит еще и от веса груза.
Вывод: Чем больше вес, тем больше сила трения.
Учитель: Какими способами можно уменьшить трение?
Ученик:- Убрать неровности, т.е. отшлифовать поверхности
Учитель: Износ деталей машин и механизмов происходит из –за трения. Для уменьшения трения соприкасающихся поверхностей между ними вводят смазку.
(слайд 10) Способы уменьшения трения
Шлифование
Смазка
Уменьшение нагрузки
Силу трения скольжения заменить силой трения качения
V. Закрепление изученного. Решение задач качественного характера
Учитель: У вас в карточке есть вопросы для закрепления. Прочтите их, ответьте.
Для чего иголки тщательно полируют? Ответ: Уменьшают силу трения скольжения и тогда легче шить.
Какую роль играет слюна при глотании пищи? Ответ: Роль смазки, уменьшается трение и легче глотать.
Почему мел оставляет след на классной доске? Ответ: Когда прижимают мел к доске, создают большую силу трения, которая и отрывает частички мела - возникает след на доске.
Учитель: Далее рассмотрим примеры проявления сил трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.
В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной. Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)
Вдоль опушки Вова едет На своем велосипеде И везет варенье Всем на угощенье. (сила трения качения)
Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет не слезет с облучка. А. С. Пушкин (сила трения качения)
Кошка за Жучку Жучка за внучку Внучка за бабку Бабка за дедку Дедка за репку Тянут-потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя)
.VI. Выполнение теста
Тестовая работа
Учитель: Возьмите ручку и обведите кружочком правильный вариант ответа.
Вариант 1
Вариант 2
1. В каких единицах измеряется сила трения? А. м Б. Н В. м/с
2. Какая сила больше: сила трения покоя или сила трения скольжения? А. Fп. Б. Fп. = Fск. В. Fск. Fп.
3. Зачем при передвижении тяжелого груза под него кладут катки? А. чтобы увеличить силу трения Б. чтобы уменьшить силу трения В. сила трения не изменяется
4. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лед … А. уменьшается Б. увеличивается В. не изменяется
1. Каким прибором можно измерять силу трения? А. линейкой Б. мензуркой В. динамометром
2. Какая сила меньше: сила трения покоя или сила трения качения? А. Fп. Б. Fп. = Fк. В. Fк. Fп.
3. Почему любое тело, приведенное в движение, в конце концов, останавливается? А. на тело действует сила трения скольжения Б. на тело действует сила трения качения В. на тело действует сила трения покоя
4. Во время пробуксовки автомобиля под колеса подсыпают гравий или шлак. При этом сила трения … А. уменьшается Б. увеличивается В. не изменяется
Учитель: Ребята, возьмите карандаш и обменяйтесь карточками. Осуществляем взаимопроверку. Правильные варианты ответов представлены на слайде. Поставьте оценку с учетом критерия, он так же указан на слайде.
(слайд 15)
Правильные ответы:
Номер вопроса
1
2
3
4
Вариант 1
Б
В
Б
Б
Вариант 2
В
В
А
Б
Критерии оценок:
оценка «5» за 5 верных ответов
оценка «4» за 4 верных ответа
оценка «3» за 3 верных ответа
Проверили? Поднимите руку кому «5»? Опустите. А кому «4»?
Молодцы! Ну а остальным есть над чем поработать.
VII. Подведение итогов.
Давайте подведем итог: Что вы узнали нового на уроке?
А достигли ли вы поставленных целей на уроке?
Дом. задание
§§ 30-32 (для всех)
Придумать сочинение на тему «Если бы исчезла сила трения …» (для желающих)
Рефлексия
Самооценка: Возьмите лист самооценки и ответьте на вопросы.
Лист самооценки
№
Вопрос
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
1
Я знаю виды силы трения
2
Я знаю единицу измерения силы трения
3
Я знаю, куда направлена сила трения
4
Я могу определить вид силы трения
5
Я могу измерять силу трения
6
Я считаю свою работу на уроке эффективной
И еще секундочку внимания, ребята, в память об этом уроке я хочу вам подарить закладку о силе трения. Я их вам раздаю, а вы отвечаете на вопросы карточки.
Спасибо за сотрудничество!
Урок закончен.
Литература:
Гринченко Н. А. Задачи с профориентационным содержанием для сельских школ // Физика в школе, 2001, №2.
Марон А. Е., Марон Е. А. Дидактические материалы. Физика 7 класс – М.: Дрофа, 2002.
Перышкин А.В. Физика. 7 кл. – 3- е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000.
Перельман Я. Н. Занимательная физика. Кн. 1, 2 – М.: Наука, 1991.