Тема занятия. Плавание тел.
Тип урока: изучение нового материала по теме «плавание тел»
Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной работы и работы в малых группах, опережающие задания.
Технология: традиционная, элементы критического мышления и проблемного обучения.
Оборудование:
Компьютер;
Экран;
Видеопроектор;
На демонстрационном столе: Три стакана с водой (разной плотности). Сырые яйца-3шт. Два одинаковых куска пластилина.
Из одного слеплен шарик, из другого коробочек
На столах учащихся: 1.Лист взаимопроверки. 2. Тест 3. Инструкции к выполнению исследовательских заданий.
Предметные результаты: определять условия плавания тел
Метапредметные результаты: Планировать и организовывать свою деятельность по решению учебной задачи; анализировать, обобщать; вести наблюдения и формулировать выводы.
Личностные: формирование творческих способностей учащихся; самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений
Конструкт урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат | Универсальные учебные действия |
1-3 | Организационный | Организует деятельность по подготовке к уроку | Готовят рабочее место | готовность к уроку | Личностные УУД нравственно-этического оценивания КоммуникативныеУУД умение слушать |
Проверка домашнего задания | Организует индивидуальную работу с тестами, самопроверку и самооценку | Работают с листом самооценки, отвечая на вопросы теста, осуществляют самопроверку | Самооценка уровня подготовки Д/З | Познавательные УУД: Анализируют, работают самостоятельно, Регулятивные УУД: проводят самооценку, коррекцию |
4 | Изучение новых знаний | Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов | Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов , их коррекция. | Проведенный опыт, записанные выводы | Личностные УУД: Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов. Познавательные УУД: составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативный УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. |
5 | Итоги урока | Организует обсуждение результатов занятия | Формулируют выводы о достижении цели урока | | Познавательные УУД: Умение обобщать, формулировать вывод |
6 | Рефлексия | Организует фронтальную проверку знаний | Работают с таблицей плотностей, отвечают на вопросы | Проведение эксперимента перед классом | Познавательные УУД: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативный УУД: умение выражать свои мысли |
7 | Домашнее задание | Объявляет Д/З | Восприятие, осознание Д/З, запись | Задание, записанное в дневнике | Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности |
«Без сомнения, все наше знание начинается с опыта.» И .Кант
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас не просто урок, а урок – исследование. Вы будете сегодня работать в парах. Каждая пара получит свое задание и форму таблицы, которую надо заполнить. После выполнения заданий каждая пара оформит свои результаты исследования в таблице. Затем мы обсудим полученные результаты. Прежде чем приступить к изучению нового материала путем исследования, вы должны вспомнить и повторить знания по материалу прошлых уроков.
2. Актуализация базовых знаний.
Учитель: На предыдущих уроках мы рассмотрели действие жидкости и газа на погруженное в них тело, изучили закон Архимеда.
Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
Ученики: Архимедова сила.
Учитель: Куда направлена эта сила?
Ученики: Она направлена вертикально вверх.
Учитель: От чего зависит архимедова сила?
Ученики: Архимедова сила зависит от объёма тела и от плотности жидкости.
Учитель: Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. А ещё, какая сила действует на любое тело, погруженное в жидкость?
Ученики: Сила тяжести.
3.Проверка Д/З. Мини-тест с инструкцией по заполнению и взаимопроверке. Таблица в листе самооценки.
Тест
Фамилия, Имя ___________________________________ Класс________
Номер вопроса | Ваш вариант ответа | Правильный ответ | Критерии отметки «5» - 5 правильных ответов «4» - 4 правильных ответа «3» - три правильных ответа «2» - 0,1,2 правильных ответа |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | | ОТМЕТКА |
Правильные ответы: 1-А, 2 – Б, 3 –В, 4 – А, 5 – Б
Взаимопроверка : Отметить +/(-) ответы при совпадении/(неправильном) ответе на вопрос теста; сосчитать количество + и поставить отметку:
«5» - 5 правильных ответов «4» - 4 правильных ответа
«3» - 3 правильных ответа «2» - 0,1,2 правильных ответа
Динамическая пауза.
Изучение нового материала.
Демонстрация 1. Перед учениками находится три сосуда с жидкостью, в которых помещены три одинаковых тела (яйца).
В первом сосуде тело плавает на поверхности, во втором находится внутри жидкости, в третьем тело на дне.
Учитель: Почему одно и то же тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости?
Учитель: На эти вопросы мы попытаемся ответить с вами в конце урока.
Демонстрация 2. Еще сосуд с водой.
Учитель. Ребята, я взяла два одинаковых куска пластилина. Из одного слепила шарик, из другого коробочек. Как вы думаете, утонут или будут плавать шарик и коробочек в воде.
Учитель. Ребята как вы думаете, что мы будем исследовать экспериментально сегодня на уроке. Вы видите, что плавает тело или тонет в жидкости, зависит от определенных условий. Как будет называться тема нашего урока?
Ученики: Условия плавания тел
Учитель фиксирует тему на доске, просит учеников записать тему урока в тетради.
Учитель: Сегодня мы попытаемся найти ответ на вопрос: почему одни тела тонут, а другие плавают или всплывают?
Учитель: Теперь каждый из вас выступит в роли исследователя. Вам предлагается провести работу «Выяснение условий плавания тел».
Задание № 1 Ф.И. _________________________ класс 7 «___»
Оборудование: сосуд с водой и набор тел: кусочки: железа, сосны сухой, алюминия, пенопласта, парафина.
Найдите в таблице учебника (стр. 63) плотность, соответствующих веществ и запишите их в таблицу.
Сравните плотность вещества с плотностью воды.(поставьте знак в таблице)
3. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, всплывают, а какие плавают в воде. Результаты занесите в таблицу.
Вещество | Плотность вещества | Поставьте знак (,=) | Плотность жидкости (вода) | Поведение тела в воде (плавает, тонет или всплывает) |
Железо | ρ = | | ρ = | |
Сосна сухая | ρ = | | ρ = | |
Алюминий | ρ = | | ρ = | |
Пенопласт | ρ = 50 | | ρ = | |
Парафин | ρ = | | ρ = | |
Пробка | ρ = | | ρ = | |
Вывод по результатам работы предлагается сделать с использованием учебника стр. 152
Вывод: 1. Если плотность вещества больше плотности жидкости, то тело …………. (ρв ρж)
2.Если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело …………. (ρв ж)
Если плотность вещества равна плотности жидкости, то тело …………. (ρв = ρж)
Правила техники безопасности. Ф.И. _________________________ класс 7 «___»
1.Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания.
2.Не теряйте гирьки и разновесы, тем более, не кладите их в рот!!!
Оборудование: мензурка, рычажные весы, две пробирки с песком (разной массы).
Задание № 2
Определите объём воды V, вытесненной пробиркой. Для этого определите начальный объём налитой воды в мензурке V0 , общий объём V1 воды и пробирки и вычислите: V = V1 - V0 Измерения и вычисления занесите в таблицу.
Перевод единиц в СИ смотри в форзаце учебника (Из мл в м3)
Найдите в таблице учебника (стр. 63) плотность жидкости (вода)
Вычислите выталкивающую силу FА , которая действует на пробирку FА= * g * V
Вынув пробирку из мензурки, оботрите её фильтровальной бумагой, чтобы она была сухой.
Определите на весах массу пробирки с песком. Данные занесите в таблицу.
Перевод единиц в СИ смотри в форзаце учебника (Из грамм в кг)
6. Вычислите силу тяжести пробирки с песком в воздухе Fт = g * m . Данные занесите в таблицу.
7. Полученные значения FА и F сравните в таблице, поставив знак (,
пробирка | Объём воды в мензурке, V0, м3 | Объём воды в мензурке вместе с пробиркой, V1, м3 | Объём тела V, м3 | Плотность жидкости (вода) ж, | Масса m, кг | Выталкивающая сила FА , Н | Поставьте знак (,=) | Сила тяжести пробирки с пеком F,Н | Поведение пробирки (плавает, тонет или всплывает) |
№ 1 | | | | | | | | | |
№ 2 | | | | | | | |
Вывод по результатам работы предлагается сделать с использованием учебника стр. 152
Вывод: 1. Если , то тело……. 2. Если = , то тело…….
Правила техники безопасности. Ф.И. _________________________ класс 7 «___»
1.Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания.
2.Не теряйте гирьки и разновесы, тем более, не кладите их в рот!!!
Оборудование: мензурка, рычажные весы, две пробирки с песком (разной массы).
Задание № 3
Определите объём воды V, вытесненной пробиркой. Для этого определите начальный объём налитой воды в мензурке V0 , общий объём V1 воды и пробирки и вычислите: V = V1 - V0 Измерения и вычисления занесите в таблицу.
Перевод единиц в СИ смотри в форзаце учебника (Из мл в м3)
Найдите в таблице учебника (стр. 63) плотность жидкости (вода)
Вычислите выталкивающую силу FА , которая действует на пробирку FА= * g * V
Вынув пробирку из мензурки, оботрите её фильтровальной бумагой, чтобы она была сухой.
Определите на весах массу пробирки с песком. Данные занесите в таблицу.
Перевод единиц в СИ смотри в форзаце учебника (Из грамм в кг)
6. Вычислите силу тяжести пробирки с песком в воздухе Fт = g * m . Данные занесите в таблицу.
7. Полученные значения FА и F сравните в таблице, поставив знак (,
пробирка | Объём воды в мензурке, V0, м3 | Объём воды в мензурке вместе с пробиркой, V1, м3 | Объём тела V, м3 | Плотность жидкости (вода) ж, | Масса m, кг | Выталкивающая сила FА , Н | Поставьте знак (,=) | Сила тяжести пробирки с пеком F,Н | Поведение пробирки (плавает, тонет или всплывает) |
№ 1 | | | | | | | | | |
№ 3 | | | | | | | |
Вывод по результатам работы предлагается сделать с использованием учебника стр. 152
Вывод: 1. Если , то тело……. 2. Если , то тело…….
Правила техники безопасности. Ф.И. _________________________ класс 7 «___»
1.Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания.
2.Не теряйте гирьки и разновесы, тем более, не кладите их в рот!!!
Оборудование: мензурка, рычажные весы, три пробирки с песком (разной массы).
Задание № 4
Определите объём воды V, вытесненной пробиркой. Для этого определите начальный объём налитой воды в мензурке V0 , общий объём V1 воды и пробирки и вычислите: V = V1 - V0 Измерения и вычисления занесите в таблицу.
Перевод единиц в СИ смотри в форзаце учебника (Из мл в м3)
Найдите в таблице учебника (стр. 63) плотность жидкости (вода)
Вычислите выталкивающую силу FА , которая действует на пробирку FА= * g * V
Вынув пробирку из мензурки, оботрите её фильтровальной бумагой, чтобы она была сухой.
Определите на весах массу пробирки с песком. Данные занесите в таблицу.
Перевод единиц в СИ смотри в форзаце учебника (Из грамм в кг)
6. Вычислите силу тяжести пробирки с песком в воздухе Fт = g * m . Данные занесите в таблицу.
7. Полученные значения FА и F сравните в таблице, поставив знак (,
пробирка | Объём воды в мензурке, V0, м3 | Объём воды в мензурке вместе с пробиркой, V1, м3 | Объём тела V, м3 | Плотность жидкости (вода) ж, | Масса m, кг | Выталкивающая сила FА , Н | Поставьте знак (,=) | Сила тяжести пробирки с пеком F,Н | Поведение пробирки (плавает, тонет или всплывает) |
№ 2 | | | | | | | | | |
№ 3 | | | | | | | |
Вывод по результатам работы предлагается сделать с использованием учебника стр. 152
Вывод: 1. Если , то тело……. 2. Если = , то тело…….
После выполнения эксперимента обсуждаются результаты работы, подводятся итоги.
Пока учащиеся выполняют задания, учитель наблюдает за их работой, оказывает необходимую помощь.
Учитель: Заканчиваем работу, приборы отодвиньте на край стола. Переходим к обсуждению результатов.
Послушаем результаты выполнения задания 1. Итак, вы выяснили, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут.
Назовите те тела, которые тонут.
Ученики перечисляют тела, которые тонут
Учитель: Назовите тела, которые плавают.
Ученики перечисляют тела, которые плавают
Учитель: Сравните плотности тел (которые тонут и которые плавают) с плотностью воды.
Ученики сравнивают плотности тел
После этого все вместе делают вывод.
Выводы:
Если плотность вещества, из которого изготовлено тело больше плотности жидкости, то тело тонет.
Если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело плавает.
(Выводы записываются в тетрадях и на доске в виде таблицы)
Послушаем результаты выполнения задания 2.
Ученики: Мы поочередно погружали в воду три пробирки с песком.
Учитель: Молодцы. Значит, если тело плавает, то FA = Fтяж, (записывают на доске). А если тело тонет в жидкости?
Ученики: Тогда сила тяжести больше архимедовой силы.
Учитель: А если тело всплывает?
Ученики: Значит, архимедова сила больше силы тяжести.
Учитель: Итак, получили условие плавания тел. Но оно не связано с плотностью тела или с плотностью самой жидкости. (Эту зависимость рассмотрели ребята 1 группы). Значит, условия тел можно сформулировать двумя способами:
Сравнивая архимедову силу и силу тяжести.
Сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества.
Ребята, кто желает выйти к доске и заполнить таблицу
Ученики заполняют таблицу (после обсуждения каждого из заданий)
Условия плавания тел |
Тела тонут тогда, когда | Тела всплывают на поверхность жидкости, тогда, когда | Тела плавают внутри жидкости тогда, когда |
ρв ρж | Fтяж FA | ρв ρж | FтяжA | ρв = ρж | Fтяж = FA |
5.Закрепление
Учитель: А теперь давайте вернемся к демонстрации 1
Что вы наблюдаете?
Ученики: Чтобы заставить яйцо плавать, мы насыпали в воду больше соли.
Учитель: В чем же дело? Что же произошло?
Ученики: У соленой воды увеличилась плотность, и она стала сильнее выталкивать яйцо. Плотность воды возросла, и архимедова сила стала больше.
Учитель: Правильно.
Учитель: Как мы можем объяснить демонстрацию 2. В воде соли не было. Каким образом нам удалось добиться, чтобы пластилин плавал в воде?
Ученики: Лодочка, выполненная из пластилина имеет больший объем, чем у куска пластилина. И поэтому плавает.
Вывод: Итак, чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила, действующая на тело.
6.Рефлексия
Ребята, на столах у вас находятся сигнальные карточки оранжевого, жёлтого и зелёного цвета. Поднимите карточки оранжевого цвета, если поняли изучаемую тему. Если новая тема не понятна, поднимите карточки зеленого цвета, а если тема понятна частично – жёлтую.
7.Домашнее задание:
1. § 52, ответить на вопросы, упр. 27 (4-6)
2. Сделать подборку загадок, стихов или афоризмов по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» (можно с рисунками);
3. Задание на стр.155 (по желанию)