kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Изопроцессы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок входит в систему уроков раздела "Молекулярная физика. тепловые явления", главы "Уравнение состояния идеального газа. газовые законы" в 10 классе и включен в обязательный образовательный программный минимум по физике. Поставленная цель урока: изучить изопроцессы (история открытия, зависимость между термодинамическими параметрами, графики изопроцессов, математическая запись законов). научить учащихся решать графические и аналитические задачи.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Изопроцессы"»

Урок по теме: «Изопроцессы»

10 класс

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.



Дидактические цели:

  1. Ввести понятие изопроцесса;

  2. Изучить газовые законы;

  3. С помощью компьютерной модели получить подтверждение зависимостей термодинамических параметров и построение графиков этих зависимостей.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Изучить изопроцессы (история открытия, модель установки для изучения зависимостей между термодинамическими параметрами, графики изопроцесса, математическая запись закона, объяснение с точки зрения МКТ);

  2. Начать обучение учащихся решать аналитические и графические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы.

Развивающие:

  1. Для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения и синтеза;

  2. Осуществляя проблемно-поисковый метод самостоятельно получить из уравнения состояния Менделеева –Клапейрона газовые законы для изо процессов;

  3. Научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, видеофрагменты изопроцессов.

Ход урока

І. Мотивационный этап

На прошлом уроке, используя те знания, что у вас уже есть, достаточно просто получили уравнение состояния идеального газа. И теперь, зная это уравнение, можно вывести все три газовых закона. Но в истории физики эти открытия были сделаны в обратном порядке: сначала экспериментально были получены газовые законы, и только потом они были обобщены в уравнение состояния. Этот путь занял почти 200 лет.

Сегодня вы попробуете повторить путь известных физиков и самостоятельно получить формулировки газовых законов. По сравнению с 17-18 в. для вас эта задача значительно упрощена.Чтобы незначительно облегчить вам исследования, повторим основные понятия, которые потребуются для объяснения изученного вами материала.



II. Актуализация знаний.

  1. Задача на уравнение Менделеева – Клапейрона с выбором ответа (Задача на слайде презентации)

  2. Фронтальный опрос (Остальные ученики класса)

* Что является объектом изучения МКТ? (идеальный газ)

* Что в МКТ называют идеальным газом? (идеальный газ-модель реального газа, в котором взаимодействие между молекулами можно не учитывать)

*Для того чтобы описать состояние идеального газа используют три термодинамических параметра. Какие? (давление, температура и объём)

*Ни один термодинамический параметр нельзя изменить, не затронув один, а то и два других параметра. Каким уравнением взаимосвязаны все три ТД параметра? (уравнение Менделеева –Клапейрона)

* Назовите микроскопические параметры идеального газа (m,υ²,n,E)

* Как создаётся давление? (число ударов молекул)

* Как термодинамический параметр давление связан с микроскопическими параметрами? (основное уравнение МКТ)

* С какими микроскопическими параметрами связана температура? (υ² или E)

* Как объём связан с микроскопическими параметрами? (объём обратно пропорционален концентрации)

(проверка задачи, устное объяснение правил перевода в систему СИ;

II. Изучение газовых законов.

(Слайд с определением изопроцесса - записывают в тетради)

Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров, называются изопроцессами

- При изучении газовых законов нужно помнить, что три физические величины (m‚ Μ‚R являются const)

m=const m=const



= const = R

Уравнение Клапейрона Уравнение Менделеева -Клапейрона







p=const V = const T = const





1. (Слайд с уравнением Менделеева – Клапейрона)

Класс делится на группы ( 1 группа изучает изотермический процесс; 2 группа – изобарный, 3 группа – изохорный). Затем заполняем таблицу, учащиеся из группы.

Газовые законы - количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра.

Название изопрцесса

Постоянный параметр

Название закона

График изопроцесса



Изотермический



T = const





pV = const



(P1 V1 = P2 V2).

Бойля – Мариотта


p p V






V T T

Изобарный


p=const

= const

(V1 /T1 = V2 /T2 )

Шарля


V p p



T V T


Изохорный




V=const

= const

(p1 /T1= p2 /T2)

Гей Люссака

p p V



V T T

Обращаем внимание на координатные оси; запись закона;

  1. История открытия закона: Закон установлен экспериментально до создания молекулярно-кинетической теории газов английским физиком Робертом Бойлем в 1662 году и французским физиком Эдмоном Мариоттом в 1676 году.

  2. История открытия закона: В 1787 году французский ученый Жак Шарль измерял давление различных газов при нагревании при постоянном объёме и установил линейную зависимость давления от температуры, но не опубликовал исследование. Через 15 лет к таким же результатам пришёл и Гей – Люссак и, будучи на редкость благородным, настоял, чтобы закон назывался в честь Шарля.

  3. 3.История открытия закона: Закон установлен в 1802 году французским физиком Гей-Люссаком, который определяет объём газа при различных значениях температур в пределах от точки кипения воды. Газ содержали в баллончике, а в трубке находилась капля ртути, запирающая газ, расположенная горизонтально.

Просмотр видио законов:

1. Эксперт демонстрирует модель изотермического процесса, задает значение температуры - демонстрирует что происходит с зависимостями объёма и давления, пытается объяснить с точки зрения МКТ

2. Эксперт демонстрирует модель изобарического процесса, задает значение давления - демонстрирует что происходит с зависимостями объёма и температуры, пытается объяснить с точки зрения МКТ

3. Эксперт демонстрирует модель изохорного процесса, задает значение объёма - демонстрирует что происходит с зависимостями давления и температуры, пытается объяснить с точки зрения МКТ



V. Закрепление.

№ 165 (Громов С.В.)



Р p V

1 2 4 3

1 2

3 2

3

4 4 1



0 Т 0 V 0 T

Рис.1

Решение задачи начнем с заполнения таблицы по рис.1

= const



Участок графика

Какой параметр постоянен

на данном участке

Как изменяются другие параметры


1 - 2


p = const


V T


2 - 3


T = const


p V


3 - 4


V = const


p T


4 - 1


T = const


p V

VI. Домашнее задание: на рис.1 Изображен график изменения состояния идеального газа в координатах V от T. Изобразите графики этого процесса в координатах p,V и p,T



V p 4 3 p

2 3 4 3

1

1 2

4 1 2

0 рис.1 T 0 V 0 T

= const 1 -2 p = const V T 3 – 4 p = const T V

2-3 V = const T p 4 – 1 T = const V p



Решение задачи: Баллон, содержащий газ при температуре 260 К и давлении 1,5 *106 Па, внесли в помещение, где температура 290 К. Какое давление газа установится в баллоне?



Дано: Решение:

Т1 = 260 К V= const изохорный процесс p1 /T1 = p2 /T2 p2= (p1* T2)/ T1

Т2 = 290 К p2= (1,5·106 Па*290 К )/ 260 К = 1,67·106 Па

р1 = 1,5·106 Па

V= const

Найти: р2



VII. Подведение итогов урока








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок по теме "Изопроцессы"

Автор: Исупова Людмила Владимировна

Дата: 24.02.2019

Номер свидетельства: 501173

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока по теме "Изопроцессы в газах""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-tiemie-izoprotsiessy-v-ghazakh"
    ["file_id"] => string(6) "247542"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446570838"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок "Изопроцессы. Законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля,  Дальтона." "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-izoprotsiessy-zakony-boilia-mariotta-giei-liussaka-sharlia-dal-tona"
    ["file_id"] => string(6) "126721"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415207648"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Презентация для урока "Изучение изопроцессов""
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-dlia-uroka-izuchieniie-izoprotsiessov"
    ["file_id"] => string(6) "281850"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453613944"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "презентация по теме "Изопроцессы в газах""
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-po-tiemie-izoprotsiessy-v-ghazakh"
    ["file_id"] => string(6) "247568"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446573311"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок физики по теме "Изопроцессы" "
    ["seo_title"] => string(35) "urok-fiziki-po-tiemie-izoprotsiessy"
    ["file_id"] => string(6) "118425"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413132574"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства