Урок входит в систему уроков раздела "Молекулярная физика. тепловые явления", главы "Уравнение состояния идеального газа. газовые законы" в 10 классе и включен в обязательный образовательный программный минимум по физике. Поставленная цель урока: изучить изопроцессы (история открытия, зависимость между термодинамическими параметрами, графики изопроцессов, математическая запись законов). научить учащихся решать графические и аналитические задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Изопроцессы"»
Урок по теме: «Изопроцессы»
10 класс
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические цели:
Ввести понятие изопроцесса;
Изучить газовые законы;
С помощью компьютерной модели получить подтверждение зависимостей термодинамических параметров и построение графиков этих зависимостей.
Задачи урока:
Образовательные:
Изучить изопроцессы (история открытия, модель установки для изучения зависимостей между термодинамическими параметрами, графики изопроцесса, математическая запись закона, объяснение с точки зрения МКТ);
Начать обучение учащихся решать аналитические и графические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы.
Развивающие:
Для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения и синтеза;
Осуществляя проблемно-поисковый метод самостоятельно получить из уравнения состояния Менделеева –Клапейрона газовые законы для изо процессов;
Научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, видеофрагменты изопроцессов.
Ход урока
І. Мотивационный этап
На прошлом уроке, используя те знания, что у вас уже есть, достаточно просто получили уравнение состояния идеального газа. И теперь, зная это уравнение, можно вывести все три газовых закона. Но в истории физики эти открытия были сделаны в обратном порядке: сначала экспериментально были получены газовые законы, и только потом они были обобщены в уравнение состояния. Этот путь занял почти 200 лет.
Сегодня вы попробуете повторить путь известных физиков и самостоятельно получить формулировки газовых законов. По сравнению с 17-18 в. для вас эта задача значительно упрощена.Чтобы незначительно облегчить вам исследования, повторим основные понятия, которые потребуются для объяснения изученного вами материала.
II. Актуализация знаний.
Задача на уравнение Менделеева – Клапейрона с выбором ответа (Задача на слайде презентации)
Фронтальный опрос (Остальные ученики класса)
* Что является объектом изучения МКТ? (идеальный газ)
* Что в МКТ называют идеальным газом? (идеальный газ-модель реального газа, в котором взаимодействие между молекулами можно не учитывать)
*Для того чтобы описать состояние идеального газа используют три термодинамических параметра. Какие? (давление, температура и объём)
*Ни один термодинамический параметр нельзя изменить, не затронув один, а то и два других параметра. Каким уравнением взаимосвязаны все три ТД параметра? (уравнение Менделеева –Клапейрона)
* Назовите микроскопические параметры идеального газа (m,υ²,n,E)
* Как создаётся давление? (число ударов молекул)
* Как термодинамический параметр давление связан с микроскопическими параметрами? (основное уравнение МКТ)
* С какими микроскопическими параметрами связана температура? (υ² или E)
* Как объём связан с микроскопическими параметрами? (объём обратно пропорционален концентрации)
(проверка задачи, устное объяснение правил перевода в систему СИ;
II. Изучение газовых законов.
(Слайд с определением изопроцесса - записывают в тетради)
Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров, называются изопроцессами
- При изучении газовых законов нужно помнить, что три физические величины (m‚ Μ‚R являются const)
Класс делится на группы ( 1 группа изучает изотермический процесс; 2 группа – изобарный, 3 группа – изохорный). Затем заполняем таблицу, учащиеся из группы.
Газовые законы - количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра.
Название изопрцесса
Постоянный параметр
Название закона
График изопроцесса
Изотермический
T = const
pV = const
(P1 V1 = P2 V2).
Бойля – Мариотта
p p V
V T T
Изобарный
p=const
= const
(V1 /T1 = V2 /T2)
Шарля
V p p
T V T
Изохорный
V=const
= const
(p1 /T1= p2 /T2)
Гей Люссака
p p V
V T T
Обращаем внимание на координатные оси; запись закона;
История открытия закона: Закон установлен экспериментально до создания молекулярно-кинетической теории газов английским физиком Робертом Бойлем в 1662 году и французским физиком Эдмоном Мариоттом в 1676 году.
История открытия закона: В 1787 году французский ученый Жак Шарль измерял давление различных газов при нагревании при постоянном объёме и установил линейную зависимость давления от температуры, но не опубликовал исследование. Через 15 лет к таким же результатам пришёл и Гей – Люссак и, будучи на редкость благородным, настоял, чтобы закон назывался в честь Шарля.
3.История открытия закона: Закон установлен в 1802 году французским физиком Гей-Люссаком, который определяет объём газа при различных значениях температур в пределах от точки кипения воды. Газ содержали в баллончике, а в трубке находилась капля ртути, запирающая газ, расположенная горизонтально.
Просмотр видио законов:
1.Эксперт демонстрирует модель изотермического процесса, задает значение температуры - демонстрирует что происходит с зависимостями объёма и давления, пытается объяснить с точки зрения МКТ
2. Эксперт демонстрирует модель изобарического процесса, задает значение давления - демонстрирует что происходит с зависимостями объёма и температуры, пытается объяснить с точки зрения МКТ
3. Эксперт демонстрирует модель изохорного процесса, задает значение объёма - демонстрирует что происходит с зависимостями давления и температуры, пытается объяснить с точки зрения МКТ
V. Закрепление.
№ 165 (Громов С.В.)
Р p V
1 2 4 3
1 2
3 2
3
4 4 1
0 Т 0 V 0 T
Рис.1
Решение задачи начнем с заполнения таблицы по рис.1
= const
Участок графика
Какой параметр постоянен
на данном участке
Как изменяются другие параметры
1 - 2
p = const
V T
2 - 3
T = const
p V
3 - 4
V = const
p T
4 - 1
T = const
p V
VI. Домашнее задание: на рис.1 Изображен график изменения состояния идеального газа в координатах V от T. Изобразите графики этого процесса в координатах p,V и p,T
V p 4 3 p
2 3 4 3
1
1 2
4 1 2
0 рис.1 T 0 V 0 T
= const 1 -2 p = const V T 3 – 4 p = const T V
2-3 V = const T p 4 – 1 T = const V p
Решение задачи: Баллон, содержащий газ при температуре 260 К и давлении 1,5 *106 Па, внесли в помещение, где температура 290 К. Какое давление газа установится в баллоне?
Дано: Решение:
Т1 = 260 К V= const изохорный процесс p1 /T1 = p2 /T2 p2= (p1* T2)/ T1
Т2 = 290 К p2= (1,5·106 Па*290 К )/ 260 К = 1,67·106 Па