Отличительные особенности («изюминки») данного урока
Изложение нового материала в форме беседы, построенной на базе демонстрационного и лабораторного эксперимента.
Проведение демонстрационного эксперимента.
Проведение фронтального лабораторного эксперимента.
Работа с интерактивными моделями
Решение качественных и графических задач
Работа учителя на уроке
Изложение нового материала в форме беседы с учащимися с использованием демонстрационного и лабораторного эксперимента.
Демонстрация моделей и презентации. Проведение демонстрационного эксперимента.
Проведение фронтального лабораторного эксперимента.
Руководство работой с интерактивными моделями.
Организация обсуждения результатов, полученных при решении графических задач.
Обсуждение способов решения качественных задач.
Домашнее задание.
Описание деятельности детей
Участие в общей беседе об особенностях изотермического процесса.
Проведение фронтального лабораторного эксперимента с трубкой Мельде.
Участие в обсуждении результатов, полученных во время лабораторного эксперимента с трубкой Мельде.
Работа с интерактивными моделями.
Решение графических задач.
Вид классной доски
Тема урока
Перечень параметров, характеризующих состояние газа.
Схема установки для изучения изотермического процесса.
Формулы – несколько вариантов записи закона Бойля-Мариотта.
Таблица для сравнения результатов работы с интерактивной моделью.
Задание к фронтальной лабораторной работе.
Графики.
Домашнее задание.
Что должно появиться в тетрадях учащихся
Число и тема урока
Перечень параметров, характеризующих состояние газа.
Схема установки для изучения изотермического процесса.
Формулы – несколько вариантов записи закона Бойля-Мариотта.
Заполненная таблица для сравнения результатов работы с интерактивной моделью.
Задание к фронтальной лабораторной работе и итоги ее выполнения.
Графические задачи и их решения.
Домашнее задание.
Межпредметные связи на уроке
Астрономия – роль изотермического процесса в атмосфере планет Солнечной системы.
Биология – проявление изотермического процесса при работе дыхательной системы.
География – изотермы на географической карте, изотермические процессы в атмосфере Земли.
Химия – использование изотермического процесса при синтезе газов и для изучения свойств топлива для двигателей внутреннего сгорания.
Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого должен использоваться компьютер)
Работа с учебником.
Работа с интерактивными моделями и заполнение итоговой таблицы.
Решение графических и качественных задач.
Подбор и подготовка коллекции иллюстративных материалов по одной из следующих тем: «Применение и проявление изотермического процесса», «Научная биография Бойля», «Научная биография Мариотта».
Некоторые итоги урока
После изучения этой темы учащиеся должны представлять себе не только особенности изотермического процесса, но и знать, где и как его можно использовать.
Учащиеся должны знать границы применимости закона Бойля-Мариотта».
Учащиеся должны уметь пользоваться оборудованием для наблюдения изотермического процесса.
Ученики 10-го класса должны уметь применять полученные знания для решения простейших графических задач.
В ходе урока учащиеся должны получить дополнительные навыки работы с интерактивными моделями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уроки физики 10 класс "Свойства газов"»
Предмет: ФИЗИКА
Класс: 10
Название курса: Молекулярная физика
Название темы: Свойства газов.
Автор: Величкина Ирина Ивановна
Роль и место данной темы в курсе
В школьном курсе физики довольно большое время отводится на изучение темы «Свойства газов». Это связано с тем, что экспериментальное изучение их свойств исторически предшествовало становлению термодинамики. Кроме того, широкое практическое применение газов в современной технике имеет огромное практическое значение.
Основные вопросы темы
Идеальный и реальный газ. Состояние теплового равновесия. Температура. Газовые законы. Газовый термометр. Абсолютная шкала температур. Уравнение состояния идеального газа.
Перечень уроков по данной теме
Первый урок: Изотермический процесс
Второй урок: Изобарический процесс
Третий урок: Изохорический процесс
Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках
На предыдущих уроках учащиеся познакомились с основными свойствами газов и особенностями их молекулярного строения. Также было выяснено, какие основные параметры характеризуют состояние газа, и какие приборы требуются для их измерения.
Перечень вопросов, изучаемых в данной теме
Идеальный и реальный газ.
Молекулярно-кинетическое описание газа.
Состояние теплового равновесия.
Температура и ее измерение.
Изопроцессы и газовые законы.
Газовый термометр.
Абсолютная шкала температур.
Уравнение состояния идеального газа.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств
Иллюстрация изучаемого материала, наглядность при изложении нового материала, более широкое использование моделирования изучаемых процессов и явлений. Методически продуманное использование цифровых образовательных ресурсов позволит учителю сформировать определенные информационно-коммуникативные навыки у учащихся.
Средства обучения (+ТСО)
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронные учебные издания, набор оборудования для демонстрации изотермического, изобарического и изохорического процессов.
Использование компьютера при подготовке учителя уроку
Подбор иллюстративного материала,
Подбор ссылок на интернет-ресурсы для демонстрации во время объяснения нового материала и для самостоятельной работы учащихся
Подготовка раздаточных дидактических материалов для проведения лабораторных работ и для контроля знаний учащихся
Создание презентаций по следующим темам:
Изотермический процесс
Изобарический процесс
Изохорический процесс
Ожидаемые результаты обучения
После изучения данной темы учащиеся должны:
различать особенности, присущие каждому из изопроцессов,
описывать результаты каждого из этих процессов на основе молекулярно-кинетической теории,
знать законы, которым подчиняются изопроцессы,
уметь решать качественные, графические и расчетные задачи, применяя знания об изопроцессах,
представлять себе особенности проявления изопроцессов в природе;
знать о применении изопроцессов в науке и технике;
понимать принцип работы приборов, действие которых основано на законах Шарля, Гей-Люссака и Бойля-Мариотта.
УРОК 1
Тема урока: Изотермический процесс.
Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)
демонстрационный набор для показа газовых законов,
раздаточные материалы с заданиями для фронтальной лабораторной работы,
набор иллюстраций по теме «Изопроцессы в газах»,
раздаточные материалы с заданиями для групповой работы,
Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств
Отличительные особенности («изюминки») данного урока
Изложение нового материала в форме беседы, построенной на базе демонстрационного и лабораторного эксперимента.
Проведение демонстрационного эксперимента.
Проведение фронтального лабораторного эксперимента.
Работа с интерактивными моделями
Решение качественных и графических задач
Работа учителя на уроке
Изложение нового материала в форме беседы с учащимися с использованием демонстрационного и лабораторного эксперимента.
Демонстрация моделей и презентации. Проведение демонстрационного эксперимента.
Проведение фронтального лабораторного эксперимента.
Руководство работой с интерактивными моделями.
Организация обсуждения результатов, полученных при решении графических задач.
Обсуждение способов решения качественных задач.
Домашнее задание.
Описание деятельности детей
Участие в общей беседе об особенностях изотермического процесса.
Проведение фронтального лабораторного эксперимента с трубкой Мельде.
Участие в обсуждении результатов, полученных во время лабораторного эксперимента с трубкой Мельде.
Работа с интерактивными моделями.
Решение графических задач.
Вид классной доски
Тема урока
Перечень параметров, характеризующих состояние газа.
Схема установки для изучения изотермического процесса.
Формулы – несколько вариантов записи закона Бойля-Мариотта.
Таблица для сравнения результатов работы с интерактивной моделью.
Задание к фронтальной лабораторной работе.
Графики.
Домашнее задание.
Что должно появиться в тетрадях учащихся
Число и тема урока
Перечень параметров, характеризующих состояние газа.
Схема установки для изучения изотермического процесса.
Формулы – несколько вариантов записи закона Бойля-Мариотта.
Заполненная таблица для сравнения результатов работы с интерактивной моделью.
Задание к фронтальной лабораторной работе и итоги ее выполнения.
Графические задачи и их решения.
Домашнее задание.
Межпредметные связи на уроке
Астрономия – роль изотермического процесса в атмосфере планет Солнечной системы.
Биология – проявление изотермического процесса при работе дыхательной системы.
География – изотермы на географической карте, изотермические процессы в атмосфере Земли.
Химия – использование изотермического процесса при синтезе газов и для изучения свойств топлива для двигателей внутреннего сгорания.
Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого должен использоваться компьютер)
Работа с учебником.
Работа с интерактивными моделями и заполнение итоговой таблицы.
Решение графических и качественных задач.
Подбор и подготовка коллекции иллюстративных материалов по одной из следующих тем: «Применение и проявление изотермического процесса», «Научная биография Бойля», «Научная биография Мариотта».
Некоторые итоги урока
После изучения этой темы учащиеся должны представлять себе не только особенности изотермического процесса, но и знать, где и как его можно использовать.
Учащиеся должны знать границы применимости закона Бойля-Мариотта».
Учащиеся должны уметь пользоваться оборудованием для наблюдения изотермического процесса.
Ученики 10-го класса должны уметь применять полученные знания для решения простейших графических задач.
В ходе урока учащиеся должны получить дополнительные навыки работы с интерактивными моделями.
УРОК 2
Тема урока: Изобарический процесс
Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)
демонстрационный набор для показа газовых законов,
раздаточные материалы с заданиями для фронтальной лабораторной работы,
набор иллюстраций по теме «Изопроцессы в газах»,
раздаточные материалы с заданиями для решения графических и качественных задач.
Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств
Отличительные особенности («изюминки») данного урока
Изложение нового материала в форме беседы, построенной на сравнении результатов демонстрационного и лабораторного эксперимента настоящего и предыдущего уроков.
Проведение демонстрационного эксперимента.
Проведение фронтального лабораторного эксперимента.
Работа с интерактивными моделями
Решение качественных и графических задач.
Обсуждение представленных коллекций по одной из тем домашнего задания: «Применение и проявление изотермического процесса», «Научная биография Бойля», «Научная биография Мариотта».
Работа учителя на уроке
Изложение нового материала в форме беседы с учащимися с использованием демонстрационного и лабораторного эксперимента.
Организация беседы-опроса для сравнения изотермического и изобарического процессов.
Демонстрация моделей и презентации. Проведение демонстрационного эксперимента.
Проведение фронтального лабораторного эксперимента.
Руководство работой с интерактивными моделями.
Организация обсуждения результатов, полученных при решении графических задач.
Домашнее задание.
Описание деятельности детей
Участие в общей беседе об особенностях изобарического процесса и сравнение его с изотермическим процессом.
Проведение фронтального лабораторного эксперимента для изучения особенностей изобарического процесса.
Участие в обсуждении результатов, полученных во время лабораторного эксперимента.
Работа с интерактивными моделями.
Решение графических задач.
Вид классной доски
Тема урока
Перечень параметров, характеризующих состояние газа.
Схема установки для изучения изобарического процесса.
Формулы – несколько вариантов записи закона Гей-Люссака.
Таблица для сравнения результатов работы с интерактивной моделью.
Задание к фронтальной лабораторной работе.
Графики.
Домашнее задание.
Что должно появиться в тетрадях учащихся
Число и тема урока
Перечень параметров, характеризующих состояние газа.
Схема установки для изучения изобарического процесса.
Формулы – несколько вариантов записи закона Гей-Люссака.
Заполненная таблица для сравнения результатов работы с интерактивной моделью.
Задание к фронтальной лабораторной работе и итоги ее выполнения.
Графические задачи и их решения.
Домашнее задание
Межпредметные связи на уроке
Астрономия – роль изобарического процесса в атмосфере планет Солнечной системы.
Биология – проявление изобарического процесса при работе дыхательной и акустической системы.
География – изобары на географической карте, изобарические процессы в атмосфере Земли.
Химия – использование изобарического процесса при синтезе некоторых сложных веществ и для изучения свойств топлива для двигателей внутреннего сгорания.
Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого должен использоваться компьютер)
Работа с учебником.
Работа с интерактивными моделями и заполнение итоговой таблицы.
Решение графических и качественных задач.
Подбор и подготовка коллекции иллюстративных материалов по одной из следующих тем: «Применение и проявление изобарического процесса», «Научная биография Гей-Люссака».
Некоторые итоги урока
После изучения этой темы учащиеся должны представлять себе не только особенности изобарического процесса, но и представлять себе, где и как его можно использовать.
Учащиеся должны уметь сравнивать особенности изобарического и изотермического процессов.
Также ученики 10-го класса должны уметь применять полученные знания для решения простейших графических задач.
В ходе урока учащиеся должны получить дополнительные навыки работы с интерактивными моделями
В ходе урока при обсуждении способов решения графических задач и во время представления результатов своей домашней работы учащиеся должны получить дополнительные коммуникативные навыки
УРОК 3
Тема урока: Изохорический процесс.
Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)
демонстрационный набор для показа газовых законов,
раздаточные материалы с заданиями для фронтальной лабораторной работы,
набор иллюстраций по темам «Изопроцессы в газах», «Проявление изопроцессов в природе»,
раздаточные материалы с заданиями для решения графических и качественных задач.
Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств
Отличительные особенности («изюминки») данного урока
Изложение нового материала на основе результатов демонстрационного и лабораторного эксперимента предыдущих уроков.
Проведение демонстрационного эксперимента.
Проведение фронтального лабораторного эксперимента.
Работа с интерактивными моделями
Решение качественных и графических задач.
Обсуждение представленных коллекций по темам домашнего задания: «Применение и проявление изобарического процесса», «Научная биография Гей-Люссака».
Работа учителя на уроке
Изложение нового материала в форме беседы с учащимися с использованием демонстрационного и лабораторного эксперимента.
Организация опроса в форме решения качественных и графических задач.
Демонстрация моделей и презентации. Проведение демонстрационного эксперимента.
Проведение фронтального лабораторного эксперимента.
Руководство работой с интерактивными моделями.
Организация обсуждения результатов выполнения домашнего задания.
Домашнее задание.
Описание деятельности детей
Участие в общей беседе об особенностях изохорического процесса и сравнение его с другими изопроцессами.
Проведение фронтального лабораторного эксперимента для изучения основных особенностей изохорического процесса.
Участие в обсуждении результатов, полученных во время лабораторного эксперимента.
Работа с интерактивными моделями и обсуждение полученных результатов.
Решение графических задач.
Презентация результатов выполнения домашнего задания.
Вид классной доски
Тема урока
Перечень параметров, характеризующих состояние газа.
Схема установки для изучения изохорического процесса.
Формулы – несколько вариантов записи закона Шарля.
Таблица для сравнения результатов работы с интерактивной моделью.
Задание к фронтальной лабораторной работе.
Графики.
Домашнее задание.
Что должно появиться в тетрадях учащихся
Число и тема урока
Перечень параметров, характеризующих состояние газа.
Схема установки для изучения изохорического процесса.
Формулы – несколько вариантов записи закона Шарля.
Таблица для сравнения результатов работы с интерактивной моделью.
Задание к фронтальной лабораторной работе и итоги ее выполнения.
Графические задачи и их решения.
Домашнее задание.
Межпредметные связи на уроке
Астрономия – роль изохорического процесса в атмосфере планет Солнечной системы.
Биология – проявление изохорического процесса при работе дыхательной и акустической системы.
География – изохоры на географической карте, изохорические процессы в атмосфере Земли.
Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого должен использоваться компьютер)
Работа с учебником.
Работа с интерактивными моделями и заполнение итоговой таблицы.
Решение графических и качественных задач.
Подбор и подготовка коллекции иллюстративных материалов по одной из следующих тем: «Применение и проявление изохорического процесса», «Научная биография Шарля».
Некоторые итоги урока
После изучения этой темы обучающиеся должны знать не только особенности изохорического процесса, но и представлять себе, где и как его можно использовать.
Обучающиеся должны уметь сравнивать особенности изохорического, изобарического и изотермического процессов.
Обучающиеся должны уметь описывать изопроцессы на основе молекулярно-кинетической теории.
Также обучающиеся 10-го класса должны уметь применять полученные знания для решения простейших графических задач.
В ходе урока обучающиеся должны получить дополнительные навыки работы с интерактивными моделями
В ходе урока при обсуждении способов решения графических задач и во время представления результатов своей домашней работы обучающиеся должны получить дополнительные коммуникативные навыки