Тема урока «Изопроцессы в газах»
Тип урока : изучение нового материала.
Цель урока:
Образовательная: установить зависимость между двумя термодинамическими параметрами при неизменном третьем.
Развивающая: сформировать элементы творческого поиска на основе приема анализа ранее изученного материала.
Воспитательная: показать значение причинно-следственных связей в познаваемости явлений, развитие коммуникативных способностей учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
? способствовать формированию навыков в анализе условий поставленной проблемы;
? развивать умения делать выводы на основе анализа поставленной задачи;
? развитие умений в построении математических действий ведущих к решению поставленной задачи;
? на основе повторения ранее изученного материала углубить знания по данной теме,
? способствовать развитию умений систематизировать полученные знания.
Развивающие:
? развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор;
? способствовать развитию навыков в умении переходить от общих законов и явлений к частным случаям(анализировать);
? способствовать повышению уровня самостоятельности мышления школьников;
? формирование элементов творческого поиска;
? развитие абстрактного мышления.
Воспитательные:
? побудить учащихся к активности;
? создать условия для формирования навыков самооценки и самоанализа.
Оборудование:
? презентация, таблицы, компьютер, ноутбук, проектор; лаборатория L- микро для демонстрации опытов.
Ход урока
1.Подготовка учащихся к восприятию темы урока (5 мин.)
УЧИТЕЛЬ: На предыдущих уроках мы познакомились с уравнением состояния идеального газа. Ответьте пожалуйста на вопросы:
1). Что такое идеальный газ в МКТ 2). Какие макроскопические параметры связывает уравнение Менделеева – Клайперона? 3).Какие параметры необходимо знать для определения состояния идеального газа? 4). Что вы понимаете под состоянием термодинамического равновесия? Почему в этом состоянии параметры принимают определенные значения?
2. Мотивация получения новых знаний ( 1 мин.)
С газами могут протекать процессы при которых один из параметров остается неизменным. Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров, называются изопроцессами (записать термин на доске)- от греческого слова "изос"-равный. Конечно же такие процессы можно получить только в лабораторных условиях. Изопроцесс - это идеализированная модель реального процесса.
С помощью уравнения состояния идеального газа можно исследовать изопроцессы, в которых масса газа остается неизменной.
- Какие макропараметры вы знаете? (объем, давление температура)
- Следовательно, сколько изопроцессов мы изучим? (Три: изотермический, изобарный, изохорный)( слайд 3,4)
3. Изучение нового материала. (25 мин)
1. Рассмотрим процесс изменения системы при T=const – изотермический процесс.
Установим связь между давлением и объёмом при T = const, пользуясь уравнением Менделеева- Клапейрона( слайды 5,6,7)
- Какова зависимость (P,V)? (Обратная)
- Что будет являться графиком зависимости (P,V)? (Гипербола).
Проводим опыт с помощью лаборатории L-микро, демонстрируя зависимость (P,V) при T = const.
Результаты опыта
2. Рассмотрим процесс изменения системы при р=const –изобарный процесс
Установим связь между температурой и объёмом при р = const, пользуясь уравнением Менделеева- Клапейрона(слайды 9,10,11)
Проводим опыт с помощью лаборатории L-микро, демонстрируя зависимость (Т
,V) при р = const.
Результаты опыта
3.Рассмотрим процесс изменения системы при V=const –изохорный процесс
Установим связь между температурой и давлением при V = const, пользуясь уравнением Менделеева- Клапейрона(слайды 13,14,15)
Проводим опыт с помощью лаборатории L-микро, демонстрируя зависимость (Т,р) при V= const.
Результаты опыта
4.Рефлексия (8 минут)
Теперь для сравнения всех изопроцессов мы собираем их в одну таблицу.Обратите внимание, что графики изопроцессов в координатах, содержащих неизменяющийся параметр, собственно говоря, и выглядят как зависимость константы от какой-либо переменной. Самостоятельное заполнение учащимися таблицы с последующей самопроверкой(слацд 17)
5.Домашнее задание (1 минута)
§ 69,используя интернет, познакомиться с законом Дальтона( в чем заключается данный закон и при каких условиях он применим)