Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся1 | Планируемые результаты |
1. Организационный момент. | Приветствует учеников. Организует начало урока. | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность. | | |
2. Актуализация знаний. | Организует беседу. Выясняет уровень знаний о весовом давлении в жидкости и газе. | Отвечают на вопросы. | Ответьте на вопросы 1. Как распределяется давление внутри жидкости под действием силы тяжести? 2. Чем объясняется увеличение давления жидкости с глубиной? 3. Как распределяется давление в жидкости на одном и том же уровне? | К: высказывать свое мнение, вступать в диалог, слушать других. выстраивать в устной форме логическую цепь рассуждений. Р: ориентироваться в своей системе знаний. П: отвечать на вопросы. |
3. Постановка учебной проблемы. | 1. Организует беседу по исследованию действия жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1. Выдвигают предположения о том, что происходит с телами, погруженными в жидкость или газ и о действии на них выталкивающей силы. | Ответьте на вопросы 1.Почему вы легко можете удержать товарища в воде и не можете это сделать на земле? 2. Почему камень, брошенный в воду тонет, а корабль нет? 3.Почему шар, наполненный гелием или водородом, поднимается вверх, а углекислым газом опускается на землю? 4. Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость или газ? | П: выдвигать предположения, отвечать на вопросы. К: поддерживать диалог, высказывать свое мнение. Р: определять цель учебной деятельности. |
2. Предлагает сформулировать тему и цель урока. | 2. Формулируют тему и цель урока. | |
3. Записывает тему урока на доске. | 3. Записывают тему урока в тетрадях. |
4. Изучение нового материала. | 1. Предлагает провести эксперимент в группах по обнаружению выталкивающей силы. | 1. Проводят эксперимент, убеждаются в существовании выталкивающей силы. | Работая в группах 1. Измерьте вес тела в воздухе. 2. Измерьте вес тела в жидкости. | П: ставить эксперимент, наблюдать явление, проводить анализ полученных результатов, делать вывод, отвечать на вопросы, выдвигать предположения. осознавать необходимость нового знания, сопоставлять свои результаты с результатами учителя и других учащихся, делать выводы, расширять свой кругозор, получая новые знания. К: организовать работу в группах, спланировать совместную деятельность, грамотно высказывать цепь логических рассуждений.. Р: искать средства для осуществления цели, грамотно формулировать закон Архимеда, обнаруживать зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела, применять полученные знания при решении задач |
2. Предлагает сравнить полученный результат. | 2. Сравнивают полученный результат | 3.Сравните полученный результат. |
3. Предлагает объяснить полученный результат. | 3. Делают вывод. Выдвигают гипотезу о существовании выталкивающей силы. | 4. Объясните результат сравнения. |
4. Ставит вопрос о теоретическом обосновании существования выталкивающей силы. | 4. Выдвигают предположения. | Ответьте на вопрос 5. Как объяснить существование выталкивающей силы? |
5. Предлагает сделать чертеж параллепипеда, погруженного в жидкость так, чтобы две грани были параллельны поверхности воды. Выполняет рисунок на доске. | 5. Выполняют рисунок в тетрадях. | |
6. Предлагает расставить силы, действующие на тело со стороны жидкости. | 6.Расставляют силы, действующие на тело со стороны жидкости. | Задание учащимся Расставьте силы, действующие на тело со стороны жидкости. |
7. Предлагает ответить на вопросы. | 7. Отвечают на вопросы. | Ответьте на вопросы 1. Куда направлена сила, действующая на верхнюю грань? 2.Куда направлена сила, действующая на нижнюю грань? 3. Какая сила давления больше F1 или F2? Почему? |
8. Показывает направления действующих сил. | 8. Сравнивают свои записи с доской, делают исправления, если имеются отличия с верными. | |
9. Записывает формулы на доске. | 9. Проговаривают и записывают формулы в тетрадях F1=ƥж*g*h1*s F2=ƥж*g*h2*s | 4. Как расчитать силу давления на верхнюю грань? 5.Как расчитать силу давления на нижнюю грань? |
10. Предлагает сделать вывод о том какая сила больше F1 или F2. | 10. Делают вывод, что F2 F1, т. к. h2h1. | |
11. Предлагает ответить на вопрос. | 11. Отвечают на вопрос. | Вопрос учащимся 6.Почему тело не перемещается влево или вправо, хотя жидкость производит давление не только сверху и снизу, но и боков? |
12. Предлагает сделать вывод о причине появления выталкивающей силы. Задает наводящие вопросы. | 12. Делают вывод, что причиной выталкивающей силы является давление жидкости под действием силы тяжести. Отвечают на наводящий вопрос. | Наводящий вопрос 7. Почему действие выталкивающей силы связывают с законом Паскаля? |
13. Предлагает ответить на вопрос. | 13. Отвечают на вопрос. | 8.Как расчитать равнодействующую сил, действующих вдоль одной прямой в противоположных направлениях? |
14. Предлагает расчитать значение равнодействующей силы. Делает запись на доске. | 14. Записывают в тетрадях F=F2-F1=ƥж*g*h2*s-ƥж*g*h1*s=ƥж*g*s*(h2-h1)=ƥж*g*Hт*s= ƥж*g*Vт | |
15. Предлагает ответить на вопросы. | 15. Предлагают экспериментальный метод, использованный учащимися в лабораторной работе. | 9. Каким способом, известным вам, можно определить объем тела? 10. Чему будет равна выталкивающая силу, если в формуле сделать замену Vт на Vж? |
16. Записывает на доске. | 16. Записывают в тетрадях Fвыт= ƥж*g*Vт=mж*g=Pж | |
17. Знакомит с вкладом Архимеда по исследованию выталкивающей силы и сообщает о том, что она носит его имя. | 17.Слушают. | |
18. Предлагает сформулировать закон Архимеда. | 18. Формулируют закон Архимеда. | |
19. Предлагает посмотреть демонстрационный эксперимент, подтверждающий теоретический вывод закона. | 19. Наблюдают. | |
5. Первичная проверка знаний. | Предлагает ответить на вопросы. | Отвечают на вопросы. | Вопросы учащимся 1. Почему собака легко вытаскивает из воды утопающего, а на берегу не может его сдвинуть с места? 2.Действует ли архимедова сила в невесомости? 3. Подводная лодка вошла из моря в реку. Изменилась ли архимедова сила? Почему? 4. Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее? Почему? | К: отвечать грамотно и полно на вопросы. П: расширить свой кругозор, применяя новые знания. Р: применять полученные знания при решении задач. |
6. Контроль | 1. Предлагает решить расчетную задачу, работая самостоятельно или в парах | 1. Решают. | Условие задачи Чему равна выталкивающая сила, действующая на шарик, объемом 10 см3 при полном погружении в воду, керосин? | П: анализ выполненной работы (достижения и ошибки). Р: применять полученные знания при решении задач, дать оценку своему результату, провести коррекцию знаний. К: уметь вести диалоговое общение, работать в парах, говорить о своих ошибках и проблемах. |
2. Предлагает проверить и сравнить решение с экраном. | 2. Проверяют решение, сравнивая с экраном. | |
3. Организует обратную связь по результатам работы, выявляет какие ошибки были допущены и сколько. | 3. Озвучивают ошибки, допущенные в работе. | |
4. Предлагает назвать вопросы, которые возникли в ходе решения задачи. | 4. Озвучивают проблемы при выполнении задания. | |
5. Проводит коррекцию индивидуальных затруднений. | 5. Исправляют ошибки. | |
7. Рефлексия | Организует рефлексию для оценки индивидуального уровня достижения цели. | Оценивают результат своей деятельности на уроке по достижению цели. | Вопросы учащимся 1. Что нового вы узнали? 2. Все ли было доступно и понятно? 3.Какие трудности вы испытывали? 4. Интересным и познавательным был для вас урок? | Р: уметь проводить самооценку в достижении цели. К: уметь высказывать свое мнение. |
8. Итоги урока | Комментирует домашнее задание. | Записывают в дневник домашнее задание § 48,49; упр. 32 (1,2,3). | | |