kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок физики "Архимедова сила"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Архимедова сила.

Цель: Ввести понятие архимедовой силы, познакомить учащихся с научным методом познания мира на примере архимедовой силы.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у школьников умения самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, умения самостоятельно проводить эксперимент, путем анализа фактов эксперимента учить выделять главное и формулировать выводы, на основе которых сформировать первоначальные представления о давлении, показав физический смысл данной величины.
  2. Способствовать развитию исследовательских умений, развитию логического мышления, познавательной активности учащихся, умения работать самостоятельно, содействовать осознанию учащимся ценности собственного интеллекта как средства познания окружающего мира.
  3. Воспитывать ответственность, работоспособность, коллективизм.

Тип: контрольно-обобщающий урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок физики "Архимедова сила" »

Тема урока: Архимедова сила.

Цель: Ввести понятие архимедовой силы, познакомить учащихся с научным методом познания мира на примере архимедовой силы.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у школьников умения самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, умения самостоятельно проводить эксперимент, путем анализа фактов эксперимента учить выделять главное и формулировать выводы, на основе которых сформировать первоначальные представления о давлении, показав физический смысл данной величины.

  2. Способствовать развитию исследовательских умений, развитию логического мышления, познавательной активности учащихся, умения работать самостоятельно, содействовать осознанию учащимся ценности собственного интеллекта как средства познания окружающего мира.

  3. Воспитывать ответственность, работоспособность, коллективизм.

Тип: контрольно-обобщающий урок.

Оборудования: интерактивная доска, электронный учебник, слайды ко всем видам работ на уроке – задания, ключи верных ответов, предметы и приспособления для демонстрации опытов.

Вид урока: урок продолжительностью 45 минут по структуре ППТ

И. П. Подласого.

План урока:

1.«Быстро и точно» (физический диктант) – 10мин.

2. «Узнай ученого» (определение темы, целеполагание, планирование) – 5мин.

3. «В копилку знаний» ( объяснение новой темы) – 10 мин.

Практика на примерах

4. «Теория и практика» - 3 мин.

5. «Физминутка» - 2 мин.

6. «Учим и учимся» - 8 мин. Самостоятельная работа.

7. «Проверь себя» - 5 мин. Задания на скорость.

8.Домашнее задание. «Аплодисменты» - 2 мин.





Ход урока:

Слайд №1-2(ответы). 1.«Быстро и точно» (физический диктант)10мин.

Проводится физический диктант по теме «Давление». Данный диктант выполняется с целью проверить практическое наличие сохранение знаний и умений, рассмотренных в ходе изучения предыдущих тем. Вводное задание актуализирует опорные знания, умения, личный опыт учеников. Учащиеся сами оценивают выполненную работу с помощью листа правильных ответов, который показывается на экране доски (слайд №2-правильные ответы на вопросы диктанта).

1) Отношение силы к площади, на которую в перпендикулярном направлении действует сила … (давление).

2) Формула, для вычисления силы давления ()

3) Ученый, который установил, что жидкости и газы передают давление во все стороны одинаково (Блез Паскаль).

4) Единица измерения давления. (Паскаль)

5) Кто из ученых впервые измерил атмосферное давление (Торричелли).

6) Какой из слоев атмосферы испытывает максимальное давление? (тропосфера).

7) Прибор, для измерения атмосферного давления (барометр).

8) При тщательных измерениях, Паскаль установил, что (на каждые 120 м высоты над уровнем моря столбик ртути опускается на 1 см).

9) Прибор, предназначенный для контроля давления (манометр).

2. «Узнай ученого» 5мин. (Определение темы, целеполагание, планирование). Учащимся предлагается выполнить здание с использованием портретов ученых для того, чтобы подойти к определению темы нового материала. На экране доски показываются портреты великих мыслителей и ученых, учащиеся называют их, учитель предлагает взять из фамилии лишь определенную букву:

1) Итальянский ученый, открывший явление инерции (из ответа взять вторую букву: Галилей). Слайд№3.

2) Греческий мыслитель, которого называют «Первым учителем» (из ответа взять вторую букву: Аристотель). Слайд №4.

3) Великий уроженец узбекской земли, основоположник знаменитой багдадской математической школы, одновременно он руководил багдадской астрономической обсерваторией (из ответа взять первую букву: Хорезми). Сдайд №5.

4) Ученый из Средней Азии – астроном, математик, физик, географ, врач, родившийся 973 г. в Хорезме (из ответа взять вторую букву: Бируни). Слайд №6.

5) Впервые ввел в русский язык слово «физика» (из ответа взять третью букву Ломоносов). Слайд №7.

6) Этот ученый, объясняя свой опыт, утверждал, что столбик ртути удерживается атмосферным давлением (из ответа взять седьмую букву: Торричелли). Слайд №8.

7) Назовите имя древнегреческого ученого Птолемея (из ответа взять пятую букву: Клавдий). Слайд №9. Из отобранных букв, складывается фамилия древнегреческого ученого Архимеда. На экране появляется портрет Архимеда с краткой автобиографией. (Слайд №10).

Слайд №11. Название темы и целей урока «Архимедова сила». Тем самым на данном этапе урока совместно с учащимися определяются тема, цели и проводится знакомство с планом урока. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, вводится элемент занимательности.

Цели:

  1. Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости.

  2. Установить от каких факторов зависит, и от каких – не зависит выталкивающая сила.

План: Слайд №12

1.«В копилку знаний»-10 мин.

2. «Теория и практика» - 3 мин.

3. «Физминутка» - 2 мин.

4. «Учим и учимся» - 8 мин.

5. «Проверь себя» - 5 мин. Задания на скорость.

6.Домашнее задание. «Аплодисменты» - 2 мин.











1. «В копилку знаний». Слайд №13-14.

Однажды приподнявши ногу в воде, Архимед констатировал с удивлением, что в воде нога стала легче. «Эврика!» (Нашел!) — воскликнул он, выходя из своей ванны. Анекдот занятный, но, переданный таким образом, он не точен. Знаменитое «Эврика!» было произнесено не в связи с открытием закона Архимеда, как это часто говорят, а по поводу закона удельного веса металлов — открытия, которое также принадлежит сиракузскому ученому и обстоятельные детали которого находим у Витрувия.

Рассказывают, что однажды к Архимеду обратился Герон, правитель Сиракуз. Он приказал проверить, соответствует ли вес золотой короны весу отпущенного на нее золота. Для этого Архимед сделал два слитка один из золота, другой из серебра, каждый такого же веса, что и корона. Затем поочередно положил их в сосуд с водой, отметил, насколько поднялся ее уровень. Опустив в сосуд корону, Архимед установил, что ее объем превышает объем слитка. Так и была доказана недобросовестность мастера.

О п ы т 1. Слайд №15. Чтобы понять смысл открытия сделанного Архимедом, проделаем простой опыт. (Рис.135 учебника).

Объяснение опыта: опираясь на наши знания о давлении жидкости, рассмотрим, какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость. Силы, действующие на боковые грани тела, равны и уравновешивают друг друга. Под действием этих сил тело только сжимается. На верхнее основание тела сверху с силой F1 давит столб воды высотой h1, а на нижнее основание – столб воды h2 с силой F2. Здесь h2h1, поэтому F2F1. Следовательно, сила, выталкивающая тело из воды, равна разности сил F1 и F2, т.е. Fвыт=F2-F1. Итак, на тело, погруженное в жидкость, действует сила, выталкивающая это тело из жидкости.

О п ы т 2. Значение выталкивающей силы мы вывели теоретически. Теперь полученный результат проверим на опыте. (Рис.137, учебника). …Из этого опыта мы видим, что вес тела уменьшается на величину, равную весу вытесненной воды. Эту взаимосвязь заметил и Архимед.

Теперь сформулируем закон Архимеда: (слайд16)

на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объеме погруженной части тела.

Силу, выталкивающую погруженное в жидкость тело, F называют также архимедовой силой . Итак, Слайд-опора №17.

.

Слайд №18. На тело, находящееся в воздухе или в любом газе, также действует выталкивающая сила. Если бы мы проделали опыт, погрузив какое – либо тело в газ, то увидели бы, что сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу вытесненного газа. Поскольку эта сила намного меньше силы тяжести, действующей на тело, то ее трудно заметить. Однако под действием этой выталкивающей силы поднимаются вверх воздушные шары и дирижабли.

4. «Теория и практика» - 3 мин. Управляемая практика. Решение задач по новой теме. Учитель показывает, как оформляется задача и выполняется решение. Используя слайды с текстами задач.

Задача 1. (Слайд №19). В бензин погружено тело объемом 200 . Определите значение выталкивающей силы, действующей на это тело. Плотность бензина 710 .

Слайд №20-решение задачи.

Дано: =200 =200*=2*

=710кг/

g=10

Найти: .

Решение: g= 710кг/2*=1,4 Н.

Ответ: 1,4Н.

Слайд №21. Задача 2. (упр.29, 3). В керосин погружен кусок железа массой 500 г. Определите выталкивающую силу, если плотность железа 7 900 кг/, плотность керосина 820 кг/.

Решение задачи Слайд №22.

Дано: m=500 г Анализ: Решение:

кг/ g

кг/ кг/= 0,5Н

Найти: Ответ: 0,5 Н



5. «Физминутка» - 2 мин. (Под музыку учащиеся выполняют несколько упражнений).

6. «Учим и учимся» - 8 мин. Демонстрируется слайд с текстами задач. Проводится фронтальная работа под руководством учителя, все учащиеся вовлекаются в общую работу. Комментированное управление. (По методике Лысенковой С. Н.)

Слайд №23. Задача 3. (упр.29, 1). Вводу погружено тело объемом 100 . Определите значение выталкивающей силы, действующей на это тело. Плотность воды 1000

Дано: Анализ: Решение:

g 100010 =

1000

g=10 Ответ: 1Н.

Найти:

Проверка с доской.

7. «Проверь себя» - 5 мин. Слайд №24.Учащимся предлагается выполнить задания на скорость.

1) В формулах плотность обозначают буквой … , ускорение свободного падения буквой … и объем буквой … . (ρ, g, V).

2) На какой из деревянных кубиков, изображенных на рисунке, подействует в воде наибольшая выталкивающая сила? Изменится ли значение выталкивающей силы, если эти кубики погрузить в керосин? Почему?











Ответ: Наибольшая выталкивающая сила подействует на синий кубик, т. к. объем синего кубика самый большой. значение выталкивающей силы изменится, если эти кубики погрузить в керосин, потому что плотность керосина меньше плотности жидкости. Выталкивающая сила будет меньше в керосине.

3) Укажите единицы измерения физических величин

1. Сила- 1.

2. Давление- 2. Н

3. Плотность- 3.

4. Объем-

5. Ускорение 5. Па

Слайд №25. Правильные ответы.

8.Домашнее задание. «Аплодисменты» - 2 мин. Благодаря методу исследования вы совершили научное открытие. Вы по - другому взглянули на те предметы, которые мы часто используем в жизни. Сегодня мне хочется отметить следующих ребят…

-А теперь, бы мне хотелось бы узнать: уходя с урока, какие знания вы возьмете в свою жизнь? Сделайте один хлопок те, кто плохо понял сегодняшнюю тему урока? Сделайте два хлопка те, кто понял частично, похлопайте те, кто хорошо понял тему.

-А я аплодирую всем вам, потому что мне с вами было интересно сегодня работать!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок физики "Архимедова сила"

Автор: Евдокимова Нина Викторовна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103575

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока физики архимедова сила"
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt_uroka_fiziki_arkhimiedova_sila"
    ["file_id"] => string(6) "398273"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488858866"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по физике "Архимедова сила" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-po-fizikie-arkhimiedova-sila"
    ["file_id"] => string(6) "225182"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439471516"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок по физике "Архимедова сила""
    ["seo_title"] => string(33) "urok_po_fizikie_arkhimiedova_sila"
    ["file_id"] => string(6) "437659"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510134824"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Технологическая карта урока физики "Архимедова сила""
    ["seo_title"] => string(58) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_fiziki_arkhimiedova_sila"
    ["file_id"] => string(6) "343667"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473790736"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Архимедова сила."
    ["seo_title"] => string(17) "arkhimiedova_sila"
    ["file_id"] => string(6) "398274"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488859113"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства