Тема | Архимедова сила |
Цель | Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. |
Задачи | 1. Познакомить со способами экспериментальной проверки формулы для определения архимедовой силы. 2. Познакомить с законом Архимеда. 3. Научить решать задачи на расчет архимедовой силы и веса тела в жидкости. 4. Научить описывать и объяснять физические явления, в основе которых лежит архимедова сила. |
Планируемые результаты обучения учащихся | Умеет описывать ход и результаты эксперимента, доказывающего справедливость формулы для расчета выталкивающей силы. Знает формулировку закона Архимеда. Умеет решать задачи на вычисление архимедовой силы и вес тела в жидкости. Приводит примеры, объясняет и описывает физические явления в основе которых лежит действие архимедовой силы. |
Основные понятия | Выталкивающая (архимедова) сила, вес тела, масса, объем, плотность. |
Ресурсы: | - учебник; тетрадь; видеоурок по теме - физические приборы (штатив, ведерко Архимеда, стакан с отливным носиком, стакан с водой, стакан с растительным маслом, груз, динамометр), мультимедийный проектор, ноутбук. |
Технология проведения этапов урока | Деятельность Уче ников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | Прослушивание и анализ легенды об Архимеде. | Рассказывает легенду "Мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры. В это время Сиракузами правил царь Герон. Он поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. Идея решения пришла к ученому однажды, когда он решил принять ванну. Ликующий и возбуждённый своим открытием Архимед воскликнул: «Эврика!», что значит: «Нашел» (медиаобъект «Легенда об истории открытия закона Архимеда»). «…в этот момент и был сформулирован основной закон гидростатики». | Анализ легенды об Архимеде. | | Личностные: формирование желания выполнять учебные действия. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
II. Формулирование темы урока, постановка цели | Ответы на проблемные вопросы. | Задаёт проблемные вопросы: | Ответить на проблемные вопросы: В.: Ребята, а как вы думаете, в честь кого назван этот закон? В.: Значит какая у нас сегодня тема? В.: Ребята, зная тему урока, скажите, какова цель ее изучения? | | Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе известного. |
III. Изучение нового | Ответы на проблемные вопросы, просмотр и анализ видеофильма, работа с текстом учебника. Вывод формулы для определения выталкивающей силы. Выполнение эксперимента. | Объяснение нового материала через проблемные вопросы с использованием видеофильма, учебника. Координация деятельности учащихся при проведении эксперимента. Проблемный вопрос: Как вы думаете, какой вывод можно сделать исходя из результатов этого опыта? Направляет учащихся к выводу: архимедова сила равна весу жидкости в объеме этого тела, т.е. Fa = Pж = mg = жgVт. Проблемный вопрос: как можно вычислить вес тела поргуженного в жидкость? | Проанализировать объяснение нового материала. Ответить на проблемные вопросы: В.: Где на практике вы встречались с данным явлением и т.д. Вывести формулу для определения выталкивающей силы. В парах выполнить эксперимент: 2 равных по объему и массе груза подвесить к 2 динамометрам, 1 из грузов погрузить в стакан с водой. Сделать вывод, почему показания динамометров разные. Указать от чего зависит Сила Архимеда. | Понимание смысла закона Архимеда. | Коммуникативные:умеют слушать и слышать друг друга; адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; интересуются чужим мнением и высказывают свое; умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия; проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Познавательные: навык работы с формулой, выделения различий, умение структурировать знания, смысловое чтение. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия. |
IV. Закрепление нового | Анализ решения задач у доски. Рассчитать силу Архимеда. Обобщение и формулировка вывода. | Решение задач с учащимися. Выполнение опыта. | Проанализировать способы решения задач. 1.Тело объёмом 25см 3 полностью погружено в воду, чему равна сила Архимеда. 2.Сравнить выталкивающую силу в различных веществах: вода, растительное масло Сделать вывод: зависимость плотности жидкости и выталкивающей силы. Сравнить полученный результат с табличными данными плотности веществ. | Умение измерять Силу Архимеда. Умение применять на практике Закон Архимеда. | Познавательные: навык работы с таблицей, сравнения результатов. Личностные: выбор уровня задания, анализ своих способностей. Коммуникативные:умеют слушать и слышать друг друга; адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; интересуются чужим мнением и высказывают свое; умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия; проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. |
V.Контролирующее задание | Самостоятельное решение задач с выбором уровня. Запись домашнего задания. | Координация деятельности учащихся при выполнении задания. Пояснение домашнего задания. | 1. задача. Медный цилиндр массой 178г. Полностью погружен в воду. Чему равна выталкивающая сила? 2.задача. (Повышенная сложность). Составьте задачу на закон Архимеда. Запишите полное условие, краткое условие и решение. Изучить дома § , подготовить вопросы к нему, решить задачи. | Умение использовать полученные знания на практике. Умение использовать полученные знания в быту. | Познавательные: навык работы с формулой. Регулятивные: составление задачи - навык планирования, ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Заполнить бланк. | Раздать бланк. Оценивание работы учащихся с анализом их бланков. | На квадратиках написаны этапы урока. Детям предлагается раскрасить каждый этап разными цветами в зависимости от того, как они оценивали свою деятельность на уроке: красный – я активно работал и выполнял все задания учителя; желтый - я выполнял все задания, но отвечал только тогда, когда меня спрашивал учитель; зелёный – я выполнял все задания, но иногда отвлекался и понял не весь материал; синий – мне не удалось запомнить новый материал, я часто отвлекался. | | Коммуникативные: при диалоге с учителем формирование умения объяснять свой выбор. Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Личностные: смыслообразование. |