kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Механические колебания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок постановки учебной задачи, обеспечивает усвоение знаний о колебательном движении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Механические колебания"»

Дата________________

Класс_______9_______

Тема: Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательная система. Период, частота, амплитуда колебаний. Математический маятник.

Цель: познакомить учащихся с колебательным движением.


Задачи:

  • ввести понятие колебательное движение, рассмотреть его особенностями;

  • сформировать умение наблюдать и анализировать физические явления;

  • развивать логическое мышление;

  • стимулировать развитие умений аргументировать свой ответ;

  • вооружить учеников рациональным методологическим подходом к познавательной деятельности.


Планируемые результаты:

Предметные - понимать понятия колебание, колебательное движение, свободные колебания.

Метапредметные – применять знания законов движения в повседневной жизни, выявлять причинно-следственные связи.

Личностные – формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач


Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний.


Оборудование: шарик на нити; груз на пружине.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Орг. момент

Приветствие, пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы


Настрой на работу.


  1. Актуализация опорных знаний

В Сибири для защиты диких пчел, которые строят свои ульи в дупле дерева, от медведя, лесники вешают на крепкой бечевке колоду. Ее размещают немного ниже дупла, именно на пути медведя. Медведь, влезая на дерево, отталкивает колоду в сторону.


Вопрос 1. Что происходит дальше?

Действительно, колода возвращается и больно бьёт медведя. Это продолжается многократно, пока обессиленный медведь не падает с дерева.


Вопрос 2. Как одним словом назвать движение, осуществляемое колодой?

Действительно. Это колебание. Оно и будет объектом нашего изучения на уроке. (записываем тему урока)

Работают в тетради.



Формировать умения применять их при решении задач.

  1. Изучение нового материала.





















Физ. минутка.

Беседа

Колеблются деревья в лесу, пшеница в поле, струны музыкальных инструментов, мембрана телефона, ритмично сокращается наше сердце.


Как заставить шарик на нити осуществлять колебание? (отклонить шарик в сторону от положения равновесия).

Демонстрация 1. Колебание шарика на нити.

Какая особенность у этого вида движения? Как двигается шарик? (Движения шарика периодически повторяются, шарик по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия)


Механические колебания - это периодически повторяемые движения, при которых тело по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия.

Демонстрация 2. Колебание шарика на нити и поршня.

Вопрос к классу: Чем отличаются эти колебания? (Шарик колеблется сам, без внешнего воздействия, эти колебания являются свободными; поршень колеблется в результате внешнего воздействия, его колебания является вынужденными).

Даем определение свободным колебаниям.


Каждое движение характеризуется своими величинами.

  • Какими величинами характеризуется равномерное прямолинейное дви­жение? (Постоянной скоростью, координатой. Существует уравне­ние зависимости координаты от времени х = х0 + vxt.)

  • Какими величинами характеризуется прямолинейное движение? (По­стоянным ускорением, координатой.)

  • Какими же величинами характеризуется колебательное движение?

Проведем опыт: рассмотрим колебания тел.

Амплитуда колебания

Амплитуда - наибольшее смещение от положения равновесия.

А – амплитуда колебаний.

В СИ [А]=м


Период колебаний

На прошлом уроке уже отмечалось, что колебательное движение - периоди­ческое.

Период - время одного полного колебания.

Т= ,

где t - все время движения, N- количество колебаний.

В СИ период колебаний выражается в секундах: [T] = с.


Частота колебаний

Частота v - число полных колебаний за единицу времени:

v = ,

где N - количество колебаний, t - время движения.

В СИ частота выражается в герцах: [v] = с-1 = Гц. Эта единица названа в честь немецкого ученого Генриха Герца.

Г. Герц в 1926 г. был награжден Нобелевской премией за открытие законов столкновения электрона с атомом.

Если, например, маятник в одну секунду совершает 2 колебания, то частота его колебаний равна 2 Гц (или 2·1/с, а период колебаний (т. е. время одного полного колебания) равен 0,5 с. Чтобы найти пе­риод колебания, необходимо одну секунду разделить на число коле­баний в эту секунду, т. е. на частоту: Т=1/2Гц=1/2·1/с=0,5 с.

Таким образом, период колебания Т и частота колебаний v связа­ны следующей зависимостью:

Т = 1/ν, или ν = 1/Т.

На примере колебаний маятников разной длины приходим к вы­воду: частота и период свободных колебаний нитяного маятника зависят от длины его нити. Чем больше длина нити маятника, тем больше период колебаний и меньше частота.

Не только нитяной маятник, но и любая другая колебательная сис­тема имеет определенную частоту свободных колебаний, зависящую от параметров этой системы. Например, частота свободных колебаний пружинного маятника зависит от массы груза и жесткости пружины.

Теперь рассмотрим колебания двух одинаковых маятников (рис. 56), движущихся следующим образом. В один и тот же момент времени левый маятник из крайнего ле­вого положения начинает движение вправо, а правый маятник из крайнего правого положения движется влево. Оба маятника колеблются с одной и той же частотой (поскольку длины их нитей равны) и с одинаковыми амплитудами. Однако эти колебания отличаются друг от друга: в любой момент времени ско­рости маятников направлены в проти­воположные стороны. В таком случае говорят, что колебания маят­ников происходят в противоположных фазах.


Маятники, изображенные на рисунке 54, тоже колеблются с одинаковыми частотами. Скорости этих маятников в любой момент времени направлены одинаково. В этом случае говорят, что маятни­ки колеблются в одинаковых фазах.

Рассмотрим еще один случай. В момент, изображенный на рисунке 57, а, скорости обоих маятников направлены вправо. Но че­рез некоторое время (рис. 57, б) они будут направлены в разные сто­роны. В таком случае говорят, что колебания происходят с опреде­ленной разностью фаз.

б

Физическая величина, называемая фазой, используется не толь­ко при сравнении колебаний двух или нескольких тел, но и для опи­сания колебаний одного тела.

Существует формула для определения фазы в любой момент вре­мени, но этот вопрос рассматривается в старших классах.

Таким образом, колебательное движение характеризуется амплитудой, частотой (или периодом) и фазой.


Записывают в тетради.











































































































Работают с учебником.






Познавательные УУД: ценностный смысл данной темы урока для практической деятельности.


Коммуникативные УУД: Выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: деятельность целеполагания,


Познавательные УУД: поиск информации

  1. Закрепление

Записывают в тетради.



  1. Домашнее задание

п. 24-27, записать опр. математического маятника, упр24(2-4)

Записывают домашнее задание.

Познавательные УУД: поиск информации.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Выставление оценок. Рефлексия.

Все ли цели выполнены?

Чему научились?


Регулятивные УУД: Отслеживать цель учебной деятельности










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок "Механические колебания"

Автор: Виноходова Татьяна Ивановна

Дата: 11.02.2020

Номер свидетельства: 539163

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Технологическая карта урока "Механические колебания"."
    ["seo_title"] => string(63) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_miekhanichieskiie_koliebaniia"
    ["file_id"] => string(6) "348505"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476254996"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока "Механические колебания""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-miekhanichieskiie-koliebaniia"
    ["file_id"] => string(6) "253758"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447662003"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация для урока "Механические колебания""
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia_dlia_uroka_miekhanichieskiie_koliebaniia"
    ["file_id"] => string(6) "345896"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1474828830"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Технологическая карта урока "Механические колебания. Периоды математического и пружинного маятников". 9 класс. ФГОС "
    ["seo_title"] => string(131) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-miekhanichieskiie-koliebaniia-pieriody-matiematichieskogho-i-pruzhinnogho-maiatnikov-9-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "107903"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403499106"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Механические колебания и волны "
    ["seo_title"] => string(37) "miekhanichieskiie-koliebaniia-i-volny"
    ["file_id"] => string(6) "112853"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408963847"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства