Тема учебного занятия, класс | Механические колебания, 9 класс |
Форма учебного занятия | Комбинированный урок |
Цели занятия (дидактические) | Изучить зависимость периода колебаний маятника от длины нити, его массы и жесткости пружины |
Задачи занятия (дидактические) | личностные | метапредметные | предметные |
Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении механических колебаний через предъявление проблемной ситуации
| Организовать работу в группах при решении учебной задачи | 1)исследовать зависимость периода математического и пружинного маятников от массы груза; 2) обнаруживать зависимости между физическими величинами (периодом математического и пружинного маятников и массой груза); |
Планируемые результаты | личностные | метапредметные | предметные |
-определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. | Развитие универсальных учебных действий: Познавательные –развитие мышления учащихся в ходе эксперимента, приобретение опыта при добыче информации. Коммуникативные –формирование умения выражать свои мысли, умения работать в группе одноклассников при работе над созданием мини-проекта, развития монологической и диалогической речи. Регулятивные – овладение навыками организации учебной деятельности | 1) понятия: колебательная система, математический, пружинный маятники; 2) основные характеристики колебательного движения: (формула периода), (формула периода математического маятника), (формула периода пружинного маятника). -Формировать умения: 1) исследовать зависимость периода математического и пружинного маятников от массы груза; 2) обнаруживать зависимости между физическими величинами (периодом математического и пружинного маятников и массой груза); 3) представлять результаты измерений в виде таблицы и графика. |
Основные понятия | колебательная система, математический, пружинный маятники; основные характеристики колебательного движения: |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
математика | Фронтальная Работа в парах | Оборудование: штатив с муфтой и лапкой(4 шт), нить длиной 1 м; 0,5 м; 2 пружины с разной жесткостью, набор грузов массой по 100 г, секундомер, калькулятор, информационный и иллюстративный материал на бумажных и электронных носителях. Технические средства обучения: компьютер, ноутбук (4 шт) медиапроектор. Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point Виртуальная лаборатория. |
(количество этапов и их название могут варьироваться в зависимости от формы организации учебного занятия)
Деятельность учителя / Используемые технологии | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1-й этап Организационно-мотивационный
|
В начале урока зачитываются шутливые задачи, связанные с темой урока. Коту Матроскину необходимо измерить площадь пола в коровнике. Как он может это сделать, имея часы с секундной стрелкой и ботинок дяди Федора на длинном шнурке? Нить, привязанная к стальному шару, охватывает его 4 раза. Определите массу шара. | Анализируют шуточные задания,формулируют задание для своей деятельности на уроке | Логические действия постановки и решения проблем; | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить высказывания | Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности | Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания |
2-й этап Творческое применение и добывание знаний |
Организует работу в парах по выяснению зависимости периода колебаний маятника от физических величин Учитель раздает пакеты с инструкция ми по выполнению экспериментальных работ, консультирует, наблюдает, корректирует №1 -исследовать зависимость периода колебаний нитяного маятника от амплитуды(электронная версия); №2 –исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; № 3 – исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза; № 4- исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины; №5 – исследовать период колебаний пружинного маятника при разных амплитудах (электронная версия); | выполняют эксперименты, анализируют, сравнивают, обсуждают (работа в мини-группах) | логические, действия постановки и решения проблем | Обсуждают эксперимент, выполняют самостоятельно задания, делают выводы, готовят отчет по заданию. | Коммуникативные- постановка вопроса, управление поведением партнера, точность выражать свои мысли | Планируют порядок проведения эксперимента и решения эксперим. задачи | планирование, постановка вопроса, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли |
3-й этап Представление результатов работы |
Предлагает каждой группе представить защиту «готового продукта»- мини-проекта, используя паспорт мини-проекта; Предлагает оценить мини-проекты по критериям , указанных на слайде. | Представляют результаты работы | Развитие мышления на основеформированияумения устанавливать факты, строить модели и выдвигать гипотезы | Участвуют в обсуждении, задают вопросы,отвечают | Уметь формулировать собственное мнение | Контрольответов товарищей, поимание заданий | Умение слушать, умение вносить коррективы |
4-й этап Рефлексия |
Предлагает высказать свое мнение о представленных мини-проектах одноклассников в виде дерева успеха | Заполняют листы рефлексии | Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции | | | Заполняют листы рефлексии | Оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки |