~~Механические колебания и волны
Урок обобщения в 9 классе
Цели урока:
обобщить, закрепить знания учащихся по данной теме, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающем мире, способствовать расширению кругозора учащихся;
формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Эпиграф: «Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий
На нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист».
Н. Заболоцкий
Ход урока:
I. Мотивация познавательной деятельности.
Академик Папалекси сказал: «Не будет преувеличением сказать, что среди процессов, как в свободно протекающих в природе, так и используемых в технике, колебания, понимаемые в широком смысле этого слова, занимают во многих отношениях выдающееся и часто первенствующее место».
И наш урок сегодня посвящен повторению темы «Колебания и волны».
II. Активизация знаний.
Для повторения основных понятий разгадаем кроссворд «Поднимись по ступенькам»
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
1. Метод определения расстояния до различных предметов и обнаружение их месторасположения с помощью звуковых волн.
2. Колебания с частотой более 20000Герц.
3. Колебания, частота которых меньше 16 Герц.
4. Модуль наибольшего смещения тела от положения равновесия.
5. Явление резкого возрастания амплитуды колебаний.
6. Число колебаний за 1с.
7. Время, за которое совершается одно полное колебание.
8. Процесс распространения колебаний в среде с течением времени.
9. Прибор для измерения времени.
10. Естественный приемник звука.
III. Погружение в тему урока
А) Решение качественных задач
Зачитываю правильные и неправильные утверждения, а учащиеся либо подтверждают их, либо опровергают.
1. Верите ли вы, что самолет может развалиться в воздухе? (Да)
2. На Луне произошел сильный взрыв. Будет ли он слышен на Земле? (Нет)
3. Верите ли вы, что комар машет крыльями быстрее, чем шмель? (Да)
4. Из арабской сказки «Рассказ о Хасибе и царице змей» : Хасиб Карим – Аддин ушел от них и сел один в той пещере. И стал он ударять по земле топором. И услышал он из – под топора, по звуку, что земля пустая, и поняв, что под землей пусто, принялся копать и через некоторое время увидел круглую плиту, в которой было кольцо…»
Какие еще примеры метода выстукивания вы знаете? (контроль вагонных колес, стеклянной и фарфоровой посуды в магазине, при осмотре пациентов в поликлинике).
5. Из американской сказки «Гора – будильник»: однажды я жил у реки, а напротив была гора. Она была так далеко, что если крикнуть, то эхо возвращается лишь через 16 часов. Я живо смекнул, что к чему. Бывало, когда ложусь спать, кричу погромче «Пора вставать!» А через 6 часов под утро, эхо как крикнет над ухом «Пора вставать!» Ну я и вставал. Можно ли верить рассказчику? (Нет).
Б) Решение рассчетных задач.
Для решения рассчетных задач необходимо знать формулы. Следующее задание «Допиши формулу». (Раздаю учащимся карточки с формулами, в которых недостает обозначения какой – либо величины, задача учащихся правильно вставить недостающую букву. Например Т=1/*; λ=*/ν; ν=*/Т).
Применение знаний в конкретных ситуациях. Индивидуальная работа. Раздаю карточки с дифференцированными заданиями. Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности и выполняют задания. (Один из вариантов).
Уровень «3»
1. Пружинный маятник совершил 16 колебаний за 4с. Определите период и частоту колебаний.
2. Определите длину звуковой волны при частоте 200Гц, если скорость распространения волны 340м/с.
Уровень «4»
1. Пружинный маятник совершает колебания за 2с. Масса груза 200г. Определите жесткость пружины.
2. В каких упругих средах могут возникать поперечные волны?
Уровень «5»
1. Длина волны в воздухе 17см при скорости 340м/с. Найти скорость распространения звука в теле, в котором при той же частоте колебаний длина волны равна 1,02м.
2. Математический маятник длиной 1м совершает колебания с частотой 0,5Гц. Чему равно ускорение свободного падения в месте наблюдения?
В) Работа в группах. Экспериментальное задание.
1 группа. Определить экспериментальным путем зависит ли период нитяного маятника от его длины?
(Указание: измерить время 30 колебаний маятника длиной 1м и вычислить период. Уменьшить длину маятника в 4 раза и вновь определить период. Сделать вывод).
2 группа. Определить экспериментальным путем зависит ли период нитяного маятника от его массы?
(Указание: не меняя длину маятника, определить периоды колебаний маятника, для случаев, когда его масса 100г, 200г, 300г).
IV. Подведение итогов. Выставление отметок (отметки выставляются суммарно за несколько видов работ учащегося, отмечаю наиболее активных).
V. Домашнее задание:
Повторить основные понятия и формулы темы §17-27, подготовиться к контрольной работе.