| 1.Прежде, чем приступить к исследованию мы вспомним основные правила по технике безопасности при работе с электрическим оборудованием. -подключение источника производить после сборки цепи; - в дальнейшем работать с цепью при разомкнутом ключе; -как подключается в цепь амперметр? -как подключается в цепь вольтметр? - Даем определение последовательного соединения проводников 2.Первый эксперимент- исследуется сила тока при последовательном соединении проводников. Как вы считаете, какие приборы потребуются? ЦОР (№4) 3.Учащимся предлагается обратить внимание на листы отчета, в которых заготовлена таблица для записи измерений. 4.Учитель наблюдает за ходом эксперимента и дает индивидуальные консультации. (слайды №№5-11) 5.Учитель обращает внимание на результат эксперимента. Предлагает сравнить силу тока на каждом приборе и на всем участке электрической цепи. (слайд №12) 6.Второй эксперимент – исследуется напряжение на различных участках электрической цепи. Какими приборами в этом эксперименте мы будем пользоваться? (слайд №13) 7.Учитель предлагает на листах отчета изобразить схему электрической цепи, которую будем использовать во втором эксперименте. (слайд №13) 8. Учитель наблюдает за ходом эксперимента и дает индивидуальные консультации. (слайды №№14-16) 9. Учитель обращает внимание на результат эксперимента. Предлагает сравнить напряжение на каждом приборе и на всем участке электрической цепи. (слайд №17) 10.Третья часть эксперимента – определяется сопротивление на различных участках электрической цепи. Как можно найти сопротивление проводника, зная силу тока, проходящую через него, и напряжение на проводнике? 11.Учитель предлагает вычислить сопротивление на различных участках электрической цепи и занести результаты в таблицу. 12.Учитель обращает внимание на результат вычислений. Предлагает сравнить полученные сопротивления на каждом приборе и на всем участке электрической цепи. (слайд №18) 13.Учитель подводит итог исследованию последовательного соединения проводников. (слайд №19) | 1.Учащиеся слушают рассказ учителя. Отвечают по ходу беседы на вопросы. -амперметр в цепь включается последовательно с прибором, на котором измеряют силу тока, с учетом полярности прибора; -вольтметр включается в цепь параллельно прибору, на котором измеряется напряжение, с учетом полярности прибора. 2.Учащиеся предлагают необходимый набор приборов: источник тока, лампочка на подставке, резистор, амперметр и соединительные провода. 3.На листах отчета изображают основную схему электрической цепи. 4.Учащиеся изображают на схеме подключение амперметра на различных участках электрической цепи, самостоятельно измеряют силу тока на различных участках электрической цепи и результаты эксперимента записывают в таблицу. 5.Учащиеся формулируют и записывают вывод. При последовательном соединении проводников сила тока в любых участках цепи одна и та же: I3= I1 = I2 6. Учащиеся предлагают необходимый набор приборов: источник тока, лампочка на подставке, резистор, вольтметр и соединительные провода. 7.На листах отчета изображают основную схему электрической цепи. 8. Учащиеся изображают на схеме подключение вольтметра на различных участках электрической цепи, самостоятельно измеряют напряжение на различных участках электрической цепи и результаты эксперимента записывают в таблицу. 9. Учащиеся формулируют и записывают вывод. При последовательном соединении проводников общее напряжение цепи равно сумме напряжений на отдельных её участках: U3 = U1 + U2 10.Ученики отвечают, что определить сопротивление проводника можно, используя формулу закона Ома. I=U/R из нее следует R=U/I 11.Учащиеся самостоятельно производят вычисления сопротивления различных участков электрической цепи и заносят результаты в таблицу. 12. Учащиеся формулируют и записывают вывод. Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных её участков: R3 = R1 + R2 13.Учащиеся проговаривают формулы, отражающие закономерности последовательного соединения проводников: I3= I1 = I2 =const U3 = U1 + U2 R3 = R1 + R2 | |
| Возвращаемся к проблеме. Учитель предлагает устно решить задачу, применяя полученные закономерности. (слайд №20). По ходу беседы при необходимости задает наводящие вопросы. Кто какие закономерности увидел? 2.Учащиеся решают задачу. Главное, что нужно для решения задач с последовательным соединением проводников – это найти хоть одну силу тока. Тогда можно считать, что мы нашли сразу все силы тока. (слайды №№21-22). Если мы знаем две характеристики элемента, то третья находится без проблем. | 1.Учащиеся принимают участие в решении и обсуждении задачи -Значение силы тока везде одинаковое. -Общее напряжение равно сумме напряжений. -Общее сопротивление равно сумме сопротивлений. 2.Учащиеся решают задачу один - у доски, остальные - самостоятельно. Проверяют правильность своего решения. | |
| 1.Учитель предлагает выполнить последнее задание: ответить на вопросы, помещенные в конце отчетного листа. 2.Учитель предлагает оценить свою работу на уроке и поставить оценку. | 1.Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы. -Каковы мои результаты урока, что я понял, чему научился? -Какая часть урока вызвала наибольший интерес и почему? -Каковы были основные трудности в работе на уроке и как я их преодолевал? -Замечания и предложения на будущее (себе, учителю) 2.Самооценка за работу на уроке. | |