Мотивационно-целевой этап | • настроить учащихся на работу и создать благоприятный психологический климат. • обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний | Беседа Создание проблемной ситуации, затруднения в интерпре-тации фак-тов и явле-ний | Фронталь-ная | Проводится беседа с учениками по вопросам: Что называют электрическим током в проводниках? Какие характеристики тока мы уже выучили? Сила тока каким прибором измеряется? Как мы его узнаем? Как включается в цепь? С помощью какого прибора можно измерить напряжение? Как он обозначается и включается в цепь? Что называют сопротивлением проводника? В каких единицах изменяется? Какой основной закон для участка цепи знаем? Как он звучит? Какие виды соединений вы знаете? Сегодня нам для изучения новой темы предстоит выполнить исследовательскую работу, поэтому вспомним правила т/б и необходимые знания, полученные на предыдущих уроках. Как вы думаете, в повседневной жизни применяются в цепях отдельные потребители или их соединения? Сегодня мы исследуем последовательное соединение и сформулируем закономерности данного соединения. Давайте попробуем собрать последовательное соединение, используя оборудование, находящееся у вас на столе. Назовите приборы и потребители, которые вы будете включать в цепь. Нарисуйте схему цепи в тетради | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний); Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать своё собственное; Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности. |
Ориентировоч-ный этап | • выявить имеющиеся знания по теме; • организовать совместно с учителем планирование и выбор методов исследования | беседа | фронтальная | • предлагает вспомнить и назвать известные методы физических исследований; • просит назвать все известные детям физические понятия и величины, характеризующие данную ситуацию, и выбрать те из них, которые важны для решения проблемы; • приводит пример ситуации, помогая выявить, что такое последовательное соединение проводников? В чём его особенность? (Сегодня ребята мы с вами в очередной раз окунёмся в мир электрических цепей • предлагает провести экспериментальную проверку гипотезы (Давайте попробуем собрать последовательное соединение, используя оборудование, находящееся у вас на столе. Назовите приборы и потребители, которые вы будете включать в цепь. Нарисуйте схему цепи в тетради) | 1. Называют известные им методы исследования 2. Называют физические параметры данной ситуации: сила тока, напряжение, сопротивление 3. приводятся различные варианты ответов 4. высказываются гипотезы 5. принимают предложение учителя | Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использоваться в исследовании Регулятивные УУД: анализировать условия задачи, предвосхищать результат поиска, принимать предложенный способ решения проблемы |
Поисково-исследователь-ский этап | • организовать поиск решения проблемы | Исследование, эксперимент | групповая | • выдает необходимое оборудование; • предлагает провести эксперимент; • наблюдает и координирует самостоятельные действия учащихся; • организует обмен результатами эксперимента; • знакомит с научным термином; • вводит обозначения для использованных физических величин и предлагает вывести формулы для последовательного соединения проводников; • предлагает дать определение последовательного соединения проводников; • предлагает учащимся сопоставить свои выводы с текстом учебника и внести необходимые дополнения; | 1. получают оборудование, организуют рабочее место. 2. слушают, уясняют поставленную задачу. 3. проводят экспериментальную проверку гипотезы. 4. сообщают полученные результаты. 5. делают выводы. 6. советуются в группах и выводят формулы. 7. совместно формулируют определение. 8. Читают текст параграфа, сравнивают собственные определения последовательного соединения проводников с учебником и дополняют его. | Познавательные УУД: проводить эксперимент, обобщать полученные данные, делать выводы; Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Предметные УУД: формулировать определение нового физического понятия; выводить новую формулу на основе установления зависимостей между известными физическими величинами; Регулятивные УУД: проявлять способность к мобилизации сил и энергии для достижения поставленной цели. |
Практический этап | • обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов | Упражнение в решении качествен-ных и расчетных задач | Фронтальная Групповая Индивиду-альая | Задаёт вопросы для восстановления в памяти знаний, приобретенных на предыдущих уроках. • предлагает нарисовать самостоятельно схему электрической цепи, состоящей из источника тока, ключа и 2 соединенных последовательно лампочек. Все они соединяются последовательно. • предлагает исследовать параметры последовательного соединения, силу тока и напряжение непосредственно на практике, предварительно оценив цену деления каждого из измерительных приборов • 1 исследование. Сравним токи на различных участках цепи. Какие приборы нам будут необходимы? Зарисуем схемы и попробуем провести эксперимент. Измерим силу тока на участках А, В и С • Какие выводы можно сделать? предлагает записать в тетрадь. • Опыт № 2. измерим с помощью вольтметра напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи; Зарисуем схему нашей цепи и проведем эксперимент сделаем соответствующий вывод о соотношении между общим напряжением в цепи и напряжениям на каждом участке цепи. Какие приборы необходимы для проведения данного эксперимента? • Опыт № 3, осталось Сопротивление. Используя закон Ома и полученные соотношения вычислим сопротивление каждого проводника и общее сопротивление в цепи. предлагает учащимся самостоятельно вывести формулу • предлагает решить задачи. • предлагает ответить на поставленный в начале урока вопрос | • отвечают на вопросы • рисуют схему электрической цепи • определяют цену деления каждого из электрических приборов • измеряют и сравнивают силу тока на различных участках цепи, зарисовывают схему, делают выводы, записывают в тетрадь • измеряют напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи, зарисовывают схему, делают вывод о соотношении между общим напряжением в цепи и напряжением на каждом участке, записывают в тетрадь • самостоятельно выводят формулу и вычисляют сопротивление каждого проводника и общее сопротивление в цепи • решают предложенные задачи • отвечают на вопросы учителя | Предметные УУД: решать конкретные физические задачи на основе знания физических величин и осознанного применения формул |