- познакомить учащихся с условиями протекания процессов плавления и кристаллизации, температурой плавления и кристаллизации вещества, рассмотреть особенности фазового перехода «жидкость - твердое тело»;
- обеспечить условия для закрепления изученного материала в устной и письменной речи; - формировать умения самостоятельно конструировать свои знания.
- распознавать процессы плавления и отвердевания и объяснять основные свойства и
- анализировать тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии;
явлениях.
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
- формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примеча- ние |
I.Самоопределение к учебной деятельности Цели этапа: включить учащихся в учебную деятельность. УУД: личностные (Л)-самоопределение к деятельности; коммуникативные (К)-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Приветствие учителя: Здравствуйте! Рада всех вас видеть, садитесь, пожалуйста. Сегодня нас ждет интересная совместная работа. | Слушают, настраиваются на работу. | |
II.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала Цели этапа: актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение, демонстрирующее недостаточность знаний. УУД: П-выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения; К-слушают и понимают физический смысл речи учителя и других учащихся; Р-учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу. |
- Учитель начинает урок под музыку "Времена года. Зима. " Чайковского: Островский как-то сказку написал, Хорошую, красивую, весеннюю, Но он не знал, что в сказке описал Физические разные явления. Морозом девушка из снега создалась, Красивая и в физике не дурочка. Но вся холодная, из снега и изо льда, Скажите, как она звалась? Было это зимою, не помню когда, Когда вьюга все снегом успела заполнить. Да, а снег – это, кстати, КРИСТАЛЛИКИ ЛЬДА, Эту фразу, я очень прошу вас запомнить. И Снегурочке было неплохо тогда, Но весною уже до нуля потеплело. А ведь снег – это что? И Снегурочка очень весной погрустнела. Ведь когда на термометре выше нуля, Тает снег, тает лед (здесь хозяйка-природа). И Снегурочки сердце (как это не зря), Из «холодного» льда превращается в воду. Ах, вода, на ней держится весь земной шар, Тут уж в сказку вступает другое явленье. При котором вода превращается в пар, Называют научно его: По Снегурочке плакали люди, слегка. Испаряясь, их слезы летели до неба, Ну, а там превращались они в ОБЛАКА, Или в тучки и разную прочую небыль. По Снегурочке тучки рыдали дождем, Облака утверждали, что это – сенсация. Мы такой переход газа в жидкость зовем, Может кто-нибудь знает из вас? Вот и вновь начинается круговорот: Дождик, лужи, а лужи – вода (как известно). А вода, между тем, превращается в лед, И по-старому наша заводится песня. -?: Назовите вещество, из которого была изготовлена Снегурочка, какие физические процессы с ней происходили? Конечно же, это процессы, без которых невозможен круговорот воды в природе: плавление, кристаллизация, испарение, конденсация. | Ответы уч-ся: Снегурочка! Кристаллики льда ИСПАРЕНИЕ КОНДЕНСАЦИЯ Отвечают на вопрос: лёд, происходили процессы плавление, испарение. | слайд 1 слайд 2, после щелчка слайд 3 |
III. Постановка цели деятельности. Цели этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства ее реализации. УУД: Р-определяют и формулируют тему и цель своей деятельности на уроке с помощью учителя; П-поиск и выделение необходимой информации; Л-самоопределение. |
Эпиграфом нашего урока являются строки из стихотворения А.С.Пушкина: Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце снег лежит Прозрачный лес один чернеет И ель сквозь иней зеленеет И речка подо льдом блестит. Тема нашего сегодняшнего урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Кто сформулирует нам цель сегодняшнего урока? Цель урока: объяснить различные агрегатные состояния вещества, условия протекания процессов плавления и кристаллизации вещества и связанные с ними явления. | Уч-ся формулируют цели урока с помощью | слайд 4 слайд 5 слайд 6 |
IV.Этап открытия нового знания Цель этапа: организовать взаимодействие «ученики-ученики», «ученики - учитель» для открытия учащимися новых знаний, организация исследовательской работы. УУД: П- выдвигают гипотезы и обосновывают их, делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; Р-самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера на основе метода рефлексной деятельности; К-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации; Л-понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. |
-Как вы правильно заметили, наша Снегурочка изготовлена из льда – это одно из трёх состояний воды. Вода может существовать в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Различные агрегатные состояния существуют практически у любого вещества. А теперь внимание, вопрос: - Чем можно объяснить различные состояния вещества? - Почему при различных условиях одно и то же вещество принимает разное состояние? - Чтобы быстро ответить на этот вопрос обратите внимание на следующий афоризм: «Физические явления могут быть понятны лишь после того, как изучены движения мельчайших частиц тела» Т. Гоббс. (англ. философ) - Рассмотрим движение молекул воды в различных агрегатных состояниях и попытаемся выяснить, чем отличаются эти состояния друг от друга - Различные вещества можно увидеть одновременно во всех трёх агрегатных состояниях. Например, парафин в течение нескольких секунд мы увидим сразу и в твёрдом, и в жидком состояниях. | Рассказ об особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твёрдых тел, силах взаимодействия между молекулами. Делают вывод: От движения молекул и от их взаимного расположения зависит, в каком агрегатном состоянии находится вещество Эксперимент уч-ся в группах-наблюдение за процессом - горение свечи – плавление парафина - отвердевание парафина в холодной воде. Объяснение наблюдаемых процессов. Заполнение опорного конспекта | Сопроводить анимацией из параграфа электронного учебника 12 слайд4,5 |
-При определённых условиях вещества могут переходить из одного состояния в другое. Мы уже называли процессы, которые происходили со Снегурочкой - плавление, испарение, конденсация. Всего же в природе различают шесть процессов, при которых происходят агрегатные превращения вещества. -Рассмотрим эти процессы на схеме. Переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое играют важную роль не только в природе, но и в технике. Так, например, превратив воду в пар, мы можем использовать его затем в паровых турбинах на электростанциях. Расплавляя металлы на заводах, мы получаем возможность, изготовить из них различные сплавы: сталь, чугун, латунь. Для понимания этих процессов надо знать, что происходит с веществом при изменении его агрегатного состояния. Рассмотрим процессы плавления и кристаллизации на примере льда. Это основные процессы, которые происходили с нашей Снегурочкой. Работа с параграфом 13 Работа с обучающими заданиями Работа совместная на экране с параграфом 14 Внимание! По графику плавления (отвердевания) вещества и по таблице температур плавления определить, какое вещество отвердевает. - Вопрос: как вы думаете, что произойдёт если лёд при температуре 00 занести в комнату температура в которой 00 С? -Для дальнейшего плавления необходим приток энергии. При плавлении вещества энергия поглощается. Вещество получает энергию. -При кристаллизации вещество выделяет энергию в окружающую среду. Поэтому обычно при снегопаде становится теплее. Среда нагревается от энергии, выделяющейся при кристаллизации. Это знают не все люди, но это хорошо известно многим птицам. Недаром их можно заметить зимой во время мороза сидящими на льду, который покрывает реки и озёра. Из-за выделения энергии при образовании льда воздух над ним оказывается на несколько градусов теплее, чем в лесу на деревьях, и птицы этим пользуются. | Схема в презентации Слайд 3 электронного учебника Работа с эл-ом учебником На экран параграф 14 слайд 1 Работа уч-ся с табл 3 и графиком плавления вещества. . | |
слайд 9 слайды 10-15 слайд 16 |
IV. Этап применения нового знания Цель этапа: проверить реальное понимание основной сути материала УУД: П- построение логической цепи рассуждений, доказательство, установление причинно-следственных связей; Р-контроль, коррекция, оценка; К-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации. |
Давайте ответим на контрольные вопросы: -Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить медь? - В каком состоянии находится золото при температуре 1000 0 С? - Останется ли свинцовая проволока в твёрдом состоянии, если её опустить в расплавленный цинк? - Как изменится температура воздуха во время снегопада? - Выполним тест по изученной теме. Проверим выполненную работу друг у друга | Учащиеся отвечают на вопросы Нет, т.к. темпер плавления алюминия меньше, чем у меди. - твёрдом - нет, т.к. темп плавления свинца меньше, чем у цинка. -повысится Выполнение теста, взаимоконтроль | слайд 20 слайд 21 |
V. Подведение итогов урока Цель: Оценить учащимися собственную учебную деятельность УУД: П- рефлексия способов и условий действий; Р- контроль и оценка способов своей деятельности; Л- самооценка на основе критерий успешности, К-выражение своих мыслей с достаточной полнотой. |
- О чём мы сегодня говорили на уроке? Какие новые понятия изучены? Достигли ли мы цели урока? | Уч-ся делают выводы в карте самооценки: - приложение 4 |
VI. Дом.задание Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения - дифференцированно: изучение материала § 12,-14 - обязательно для всех Упр. 7(1,3). -I группа, |
Заключение: - Еще в XVIII веке Лессинг писал: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво да сами». В XXI веке эти слова не устарели. Ведь именно тогда, выпускник школы будет не «человеком выучившимся», а «человеком мыслящим и учащимся», а учиться, мыслить, творчески подходить к окружающей действительности, Вам придется всю жизнь. |