Просмотр содержимого документа
«Урок физики. Тепловые двигатели.»
Тема урока: Тепловые двигатели.
Цель: обучающая- выяснить условия работы тепловых двигателей, обосновать невозможность создания вечного двигателя первого и второго рода, сформировать понятие об идеальной тепловой машине Карно, формировать умение рассчитывать КПД тепловых машин.
развивающая - развивать логическое мышление, умение анализировать физические процессы; развивать познавательный интерес обучающихся, используя данные о применении изучаемого материала в окружающей жизни.
Оборудование: презентация «Вечный двигатель», опорные конспекты на партах, груз на пружине, емкость с горячей водой, ложка.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: лекция, беседа, демонстрация, работа с презентацией.
План урока.
1. Орг.момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация опорных знаний. Демонстрации.
4. Изучение нового материала.
5. Презентация «Вечный двигатель».
6. Закрепление.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель предлагает учащимся проверить домашнее задание, а именно, решение задач в парах (пара – двое учащихся, сидящих за одной партой).
3. Актуализация опорных знаний. Демонстрации.
3.1. Фронтальный опрос.
Демонстрация 1. Колебания груза на пружине.
Демонстрация 2. В емкость с горячей водой опустили ложку. Она начнет нагреваться.
- Какие процессы считаются необратимыми?
- Приведите примеры необратимых процессов.
- Являются ли необратимыми следующие процессы?
А) Расширение газа в вакууме.
Б) Диффузия.
В) Торможение автомобиля.
- Объясните второй закон термодинамики.
- Объясните факт необратимости процессов в природе с молекулярной точки зрения.
- К какому наиболее вероятному состоянию стремится макроскопическая система?
3.2. Решение задач в группах.
Задача 1.При изохорном нагревании газу было передано от нагревателя 250 Дж теплоты. Какова работа, совершенная газом? Что произошло с его внутренней энергией? (Aʹ= 0; ΔU = 250 Дж).
Задача 2.При адиабатическом сжатии газа была совершена работа 200 Дж. Что произошло при этом с внутренней энергией газа? ( ΔU = – 200 Дж).
Задача 3.Чему равна работа, совершенная газом, взятым в количестве 2 моль, если нагревание его на 50 К происходит при V = соnst? Изменилась ли его внутренняя энергия при этом?
Решение. Aʹ= P ΔV = m К ΔT/M = γ RΔT; Aʹ = 2·8,31·50 = 831 (Дж);
Как видно из рисунка, тепловыми двигателями являются любые устройства, работающие по вышеуказанному принципу, и они варьируются от невероятно простых до очень сложных по конструкции.
Термодинамика – наука, описывающая действия тепловых машин, а тепловые машины, в свою очередь, основываются на принципе выполнения расширяющимся газом некоторой работы (например, двигатели внутреннего сгорания (рис. 2).
Рис. 2. Двигатель внутреннего сгорания
Механическая работа в тепловых двигателях производится в процессе расширения некоторого вещества, которое называется рабочим телом. Тепловой резервуар с более высокой температурой, передающий теплоту тепловому двигателю, называется нагревателем, а забирающий остатки тепла с целью вернуть рабочее тело в исходное состояние – холодильником. Процесс теплопередачи и преобразования полученного количества теплоты в работу периодически повторяется. Итак, основные части теплового двигателя: нагреватель, рабочее тело (газ, пар), холодильник. Теоретические основы работы тепловых машин: необходима разность давлений по обе стороны поршня; температура нагревателя Т1 всегда выше температуры холодильника Т2; общее свойство всех тепловых машин – периодичность действия или цикличность, в результате чего рабочее тело периодически возвращается в исходное состояние. Рабочее тело получает некоторое количество теплоты Q1 от нагревателя и расширяется. При расширении рабочее тело совершает работу. При сжатии рабочее тело отдает количество теплоты Q2 холодильнику. Двигатель совершает полезную работу в случае, если работа расширения больше работы сжатия. Это условие выполняется, когда температура расширения выше температуры сжатия.
Коэффициентом полезного действия (КПД) теплового двигателя называется отношение полезной работы, совершенной двигателем, ко всей
энергии Q1, полученной при сгорании топлива (то есть от нагревателя):
Рис. 3.
Энергетическая схема теплового двигателя.
Рис. 4.
Полезную работу, совершенную тепловым двигателем за один цикл, можно найти как площадь, ограниченную графиком процесса на плоскости pV.
Рис. 5. Пример графика процесса, протекающего в тепловом двигателе
Наибольшим среди тепловых машин КПД при заданных температурах нагревателя и холодильника обладает тепловая машина, работающая по циклу Карно. Цикл Карно состоит из двух адиабат и двух изотерм. КПД цикла Карно равен
где T1 – температура нагревателя, T2 – холодильника.
Рис. 7. Сади Карно
Рис. 6. Цикл Карно.
Невозможность сто процентного преобразования теплоты в работу с помощью циклически действующей тепловой машины означает, что КПД такой машины η = Q1 – Q2/ Q1 не может быть равен единице.
Формула КПД идеальной машины показывает пути увеличения КПД любой тепловой машины.
Для понимания того, какого порядка значения КПД различных тепловых машин, рассмотрим следующую таблицу, в которой приведены различные примеры тепловых двигателей (рис. 8):
Рис. 8
Обоснование невозможности создания вечного двигателя второго рода
Вечный двигатель (рис. 9) – устройство, способное выполнять работу без потребления какого-либо топлива. Двигатель второго рода – это воображаемая машина, вся деятельность которой сводится к совершению работы за счет охлаждения какого–либо теплового резервуара, например, Мирового океана.
Энергетически такая машина была бы выгодна, так как если бы можно было создать такой двигатель, работающий за счет теплоты, заимствованный из воды океанов, и приводить в движение машины всех заводов в мире, то через тысячу лет можно было бы зафиксировать понижение температуры воды в океане на сотую долю градуса. Но согласно второму закону термодинамики, такой вечный двигатель невозможен.
Посмотрим, как с помощью первого закона термодинамики описывается работа вечного двигателя:
Ещё одним вопросом, оставшимся неразрешённым, является направление перехода тепловой энергии, ведь первый закон термодинамики указывает лишь на сохранение значения этой энергии. Ответ на этот вопрос был впервые получен немецким учёным Рудольфом Клаузиусом в виде второго закона. В отличие от газа, жидкости и твердые тела мало изменяют свой объем, так что во многих случаях работой, совершаемой при расширении или сжатии, можно пренебречь. Однако, внутренняя энергия жидких и твердых тел также может изменяться в результате совершения работы. При механической обработке деталей (например, при сверлении) они нагреваются. Это означает, что изменяется их внутренняя энергия. Другим примером может служить опыт Джоуля (1843 г.) по определению механического эквивалента теплоты. При вращении вертушки, погруженной в жидкость, внешние силы совершают положительную работу (A' 0); при этом жидкость из-за наличия сил внутреннего трения нагревается, т. е. увеличивается ее внутренняя энергия. В этих двух примерах процессы не могут быть проведены в противоположном направлении. Такие процессы, как мы уже знаем, называются необратимыми.
5. Презентация «Вечный двигатель».
Учитель предлагает просмотреть презентацию «Вечный двигатель».
6. Закрепление.
Решение задач.
Задача 1.Котел современной тепловой станции работает при температуре 550˚С. Отработанное тепло, может отводиться к озеру или реке при температуре при температуре 20˚С. Каков был бы КПД такой станции, если бы она работала по идеальному циклу Карно?
Решение. η = (Т1 – Т2) 100%/Т1 ; η = 64%
Задача 2.Температура холодильника тепловой машины 280 К. КПД этой машины 30%. Найти температуру нагревателя.