УРОК ФИЗИКИ 8 КЛАСС «КИПЕНИЕ»
Цель урока: сформировать понятие кипения, как парообразования; выявить и объяснить особенности.
Учащиеся будут знать:
- что такое кипение;
-особенности процесса
научатся:
-узнавать процесс кипения;
-объяснять механизм кипения с точки зрения МКТ;
-отличать процесс кипения от испарения;
-заполнять описательную таблицу по заданным параметрам.
Формирование УУД:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия для изучения темы;
-выполнять задание по предложенному описанию процесса;
-самоконтроль и самооценка.
Познавательные:
-понимать информацию, применять на практике полученные знания;
-извлекать нужную информацию из текста и записывать ее в описательную таблицу.
Коммуникативные:
-построение речевых высказываний;
-умение слушать и слышать;
-продуктивное чтение текста «про себя», поиск ответов.
Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)
Учитель: Я предлагаю вспомнить понятия, с которыми познакомились на прошлом уроке. Вам необходимо дополнить фразы (слайды 2,3 по щелчку)
1. Процесс перехода вещества из жидкого состояния в парообразное происходящий с поверхности жидкости, называется испарением.
2. От каких факторов зависит скорость испарения жидкости? От температуры, рода жидкости, площади свободной поверхности, наличия ветра.
3. Внутренняя энергия жидкости при испарении уменьшается.
4. Энергия при испарении поглощается.
5. Вы поставили чайник на плиту и забыли про него, а вспомнив, обнаружили, что вода перекочевала на различные предметы (особенно холодные): на стекла окон, стену... и осела на них в виде мелких капелек. Речь идет о процессе... конденсация.
6. Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное называется... конденсацией.
После опроса обучающиеся проводят самооценку.
Подготовка к усвоению нового материала.
а) мотивация
Учитель: Итак, мы вспомнили один из способов парообразования - испарение и обратный ему процесс - конденсацию. Я еще раз обращаю ваше внимание на то, что испарение сопровождается уменьшением внутренней энергии жидкости и при отсутствии подвода тепла к жидкости, ее температура неуклонно уменьшается. Однако, существует еще один вид парообразования, открыть тайну которого нам предстоит.
б) формулировка темы, цели и задач урока.
Учитель: Каждое утро многие из вас пьют чай (слайд 4). Этому напитку посвящены восточные трактаты. Существует ритуал чаепития. А сколько способов приготовления чая! И вы, я надеюсь, знаете, как правильно заварить чай. Проблема. Какой процесс лежит в основе приготовления чая? (Далее следует обсуждение). Да, действительно, перед тем, как заварить чай, воду предварительно кипятят. Я предлагаю вам рассмотреть на уроке материал, который поможет посмотреть на этот процесс с научной точки зрения, что позволит нам найти ответы на вопросы, каких нет даже в самой популярной книге рецептов. Как вы думаете, какая тема урока «ожидает» нас сегодня? (Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока).
Тема урока: Кипение (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь) (слайд 5).
Цель: получить представление о процессе кипения как одного из видов парообразования, выявить и объяснить особенности этого процесса (слайд 6).
Учитель: Очень удобно показать зарождение этого процесса при нагревании воды. (Эксперимент- кипячение воды). Попробуем открыть тайну кипения воды. Работа с описательной таблицей. (слайд 7).
Выполните задание:
1)прочитайте текст &18
2)заполните описательную таблицу по параметрам для описания процесса.
Параметры для описания процесса | Кипение |
Дать определение процесса кипения. | Это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре. |
Какие явления наблюдаются в жидкости перед тем, как она начинает кипеть? | С поверхности воды происходит испарение. На это указывает туман, образовавшийся над сосудом. Это водяной пар смешивается с холодным воздухом и конденсируется в виде маленьких капель. Сам пар невидим глазу. |
Что происходит при дальнейшем повышении температуры воды? | При дальнейшем повышении температуры появляются в воде многочисленные мелкие пузырьки . Они постепенно увеличиваются в размерах. Это пузырьки воздуха, который растворён в воде. |
Какие силы действуют на пузырек воздуха, наполненный паром, когда он находится внутри жидкости? | Под действием архимедовой силы они всплывают на поверхность и лопаются. |
Что происходит с пузырьками при дальнейшем увеличении температуры? Объяснить причину. | При нагревании воздух выделяется из воды в виде пузырьков. Эти пузырьки содержат не только воздух, но и водяной пар, так как вода испаряется внутрь этих пузырьков воздуха. |
Почему слышен шум? | Попеременное увеличение и уменьшение пузырьков в размерах сопровождается характерным шумом, предшествующим закипанию воды. |
Что происходит при дальнейшем нагревании воды? | Постепенно вся вода прогревается, пузырьки уже не уменьшаются в размерах. Находящийся в них насыщенный пар выходит в атмосферу. Шум прекращается, и слышно бульканье — вода закипела. |
Одинаковую ли температуру кипения иимеют различные жидкости? | У различных жидкостей температура кипения разная |
От чего зависит температура кипения? | Температура кипения жидкости зависит от давления, которое оказывается на поверхность жидкости. При кипении давление насыщенного пара внутри пузырьков превосходит внешнее давление. Если внешнее давление увеличивается, увеличивается и температура кипения. При уменьшении давления уменьшается и температура кипения жидкости. |
3)время на выполнение работы 15 минут
После заполнения описательной таблицы обучающиеся проводят самопроверку и самооценку.
Учитель: Как вы думаете, с какой целью создали эту таблицу? Чем она может помочь?
Учащиеся: описывает основные понятия и процессы кипения
Учитель: Обобщим наши результаты. Что такое кипение?
Учащиеся: это процесс перехода жидкости в пар.
Учитель: известный вам процесс испарения – это тоже переход жидкости в пар. Чем же отличается процесс кипения от испарения?
При дальнейшем наблюдении кипения жидкости учащиеся приходят к пониманию того, что температура уже не изменяется даже при выкипании значительной части жидкости.
Учащиеся делают вывод: Испарение происходит при любой температуре. Во время кипения температура жидкости не меняется. Парообразование происходит по всему объему (слайд 8 ).
Учитель: на что расходуется энергия, подводимая к жидкости в процессе кипения?
Учащиеся: на парообразование.
Учитель: Действительно. И это легко понять: все количество теплоты от горелки уходит на поддержание внутренней энергии кипящей жидкости, ведь воздушные пузырьки с паром уносят значительную энергию при отрыве от поверхности жидкости, тем самым, ее охлаждая. Если нагревание прекратить, то вода перестанет кипеть, а температура начнет падать. Поэтому, например, при варке пищи нужно уменьшать огонь после того, как вода закипит. Это дает экономию топлива, а температура воды все равно сохраняется постоянной во все время кипения.
Учитель: итак, мы пришли к пониманию того, что такое кипение.
Учитель: теперь обратим внимание на то, от чего зависит температура кипения. Оказывается, кипением можно управлять. Всем известно, что вода кипит при t=100°С, но не следует забывать, что это справедливо при нормальном атмосферном давлении.
Учитель: (слайд 9) Альпинисты заметили, что высоко в горах вода закипает при температуре меньше, чем 100ºС. А если спустится в шахту на глубину 300м , то там вода закипит при tº =101ºC, на глубине 600м при tº=102ºС От чего же будет зависеть температура кипения жидкости. Обратите внимание, как с высотой меняется tº кипения воды.
Процесс кипения применяется в промышленности и в быту:
(слайд 10, 11) и в природе (слайд 12)
Физкультминутка
При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость испарения ... (увеличивается, руки вверх)
При уменьшении температуры жидкости скорость испарения … (уменьшается, руки вниз)
При наличии ветра испарение происходит ... (увеличивается, руки вверх)
Если нет притока энергии к жидкости извне, испарение сопровождается … температуры жидкости (понижением , руки вниз)
При конденсации жидкости энергия ... (выделяется, руки вниз).
Температура жидкости во время кипения … (не изменяется, руки в стороны)
Упражнения на вращения головой:
Учитель: Учиться будем хорошо?
Учащиеся кивают головой «Да, да, да».
– Нарушать дисциплину не будем?
Учащиеся поворачивают голову из стороны в сторону «Нет, нет, нет».
– А что будем делать, если не получиться?
Учащиеся поднимают и опускают плечи «Не знаю, не знаю, не знаю».
Итоги урока.
Учитель: что было изучено сегодня на уроке? Каковы были цели урока? Проследим логику изучения нами материала. С чего мы начали?
Отобрали факты из жизни и получили экспериментальные данные.
Выделили основные теоретические положения данной темы.
Исходя из определения кипения, выяснили особенности этого процесса.
Нашли практическое применение и подтверждение знаниям, полученным при изучении темы.
Рефлексия учебных действий.
Учитель: в ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными и способными подмечать вокруг себя все новое и интересное. Наш урок подошёл к концу. Учащимся предлагается закончить предложения (дается оценка своей учебной деятельности на уроке (слайд 13) :
• Сегодня я узнал…
• Было интересно…
• Было трудно…
• Я понял, что…
• Я научился…
• Меня удивило…
• Мне захотелось...
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
§18 прочитать,
выполнить упражнение № 14 стр.56
Дополнительное задание: найти ответы на вопросы:
1-й ряд: можно ли заставить кипеть воду не нагревая её?
2-й ряд: можно ли вскипятить воду снегом?
3-й ряд:можно ли воду вскипятить кипятком?
Использовать:
- сайты Интернет,
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.Учебно-методическая литература
1. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7–9 классов общеобразовательных учреждений / – М.: Просвещение, 2010. – 224 с. : ил.
2. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 8 класс: Дидактические материалы. - М. : Дрофа, 2013. - 128 с. : ил.
3. Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тесты по физике. 7–9 кл. – М.: Просвещение, 2013. – 79 с. : ил.
4. Пёрышкин А.В. Физика. 8кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / – М. : Дрофа, 2013.-237, [3] с. : ил.
5. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 8 класс. М. : «ВАКО», 2004, 304с.
Методические комплекты
1. Интерактивный курс физики для 7-11 классов
2. Электронная библиотека наглядных пособий «Физика 7-11»
Источники Интернета:
1. http://school-collection.edu.ru
2. class-fizika@narod.ru
3. http://edu.1september.ru
4. http://www.physics.kgsu.ru/
В АРИАНТ 1
1.В отличие от испарения кипение:
А. Это парообразование, которое происходит при tº кипения. Б.Это парообразование, которое происходит при tº кипения только с поверхности жидкости В.Это парообразование, которое происходит при tº кипения с поверхности и по всему объему жидкости. Г.Это переход жидкости в пар.
2.Температура жидкости во время кипения:
А. Уменьшается. Б. Увеличивается. В. Не изменяется. Г.Сначала увеличивается, а потом уменьшается.
3.Шотландский ученый Д.Блэк установил одну из причин «пения» нагретых сосудов. Она заключалась в следующем:
А При нагревании жидкости интенсивно образуются пузырьки воздуха.
Б. Пузырьки, отрываясь от горячего дна устремляются вверх. В. Пузырьки, всплывая, попадают в верхние, еще не достаточно прогретые слои воды и быстро схлопываются. Г. Пузырьки всплывают на поверхность равномерно прогретой воды и взрываются.
4. В романе Ж. Верна «Дети капитана Гранта» путешественники на перевале в Андах обнаружили, что термометр, опущенный в закипевшую воду, показал всего лишь 87º С. Возможно ли такое?
А. Нет, при любых условиях tº кипения воды 100º С. Б.Да. Высоко в горах атмосферное давление низкое и tº кипения воды уменьшается. В.Нет, термометр был испорчен.
5.Какому состоянию воды соответствует участок графика АВ?
ВАРИАНТ 2
1.Кипение – это:
А. Это парообразование, которое происходит при tº кипения с поверхности и по всему объему жидкости. Б. Это парообразование, происходящее с поверхности жидкости.
В. Это переход твердого тела в жидкое состояние. Г. Это переход жидкости в пар при любой tº.
2.Как изменяется температура жидкости от начала кипения до полного ее выкипания?
А.Повышается. Б. Понижается. В. У одних жидкостей повышается, у других понижается.. Г. Остается неизменной.
3.При нагревании воды до определенной tº слышен шум. Причиной шума является:
А. Пузырьки всплывают на поверхность равномерно прогретой воды и взрываются.
Б. Пузырьки, отрываясь от горячего дна устремляются вверх. В Пузырьки, всплывая, попадают в верхние, еще не достаточно прогретые слои воды и быстро схлопываются. Г. Интенсивное образование пузырьков воздуха при нагревании жидкости.
4.В романе Ж.Верна «Гектор Сервадак» автор замечает, что на высоте 11000м вода должна закипать при tº= 66ºС. Так ли это?
А. Проверить невозможно, т.к. на такой высоте человек не сможет дышать.
В. .Да, т.к. высоко в горах атмосферное давление низкое и tº кипения воды уменьшается. Г.Вода, где бы и в каких условиях она ни находилась, всегда будет кипеть при 100ºС.
5. .Какому состоянию жидкости соответствует участок графика ВС?
Ответы:
1Вариант: 1.В 2.В 3.В 4.Б 5.А | 2Вариант: 1.А 2.Г 3.В 4.В 5.Б |
:
Физкультминутка
При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость испарения ... (увеличивается, руки вверх)
При уменьшении температуры жидкости скорость испарения … (уменьшается, руки вниз)
При наличии ветра испарение происходит ... (увеличивается, руки вверх)
Если нет притока энергии к жидкости извне, испарение сопровождается … температуры жидкости (понижением , руки вниз)
При конденсации жидкости энергия ... (выделяется, руки вниз).
Температура жидкости во время кипения … (не изменяется, руки в стороны)
Упражнения на вращения головой:
Учитель: Учиться будем хорошо?
Учащиеся кивают головой «Да, да, да».
– Нарушать дисциплину не будем?
Учащиеся поворачивают голову из стороны в сторону «Нет, нет, нет».
– А что будем делать, если не получиться?
Учащиеся поднимают и опускают плечи «Не знаю, не знаю, не знаю».
– А чтобы у нас все получилось, давай прослушаем сказку и ответим на вопрос.
Закрепление
Сказка
Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж получит пол-царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.
«Мои любимые дочери, – начал свою речь царь, – сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой».
Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему?
Ответ: Старшая и средняя дочери очень хотели, чтоб их чайники закипели быстрее, и часто поднимали крышки чайников, проверяя, не кипит ли в них вода. Младшая дочь замуж не хотела и в чайник не заглядывала!