Тема: “Тепловые явления” Этот урок проводится в конце изучения главы, когда дети хорошо усвоили понятие агрегатных состояний вещества, строение жидких, твёрдых, газообразных веществ, их отличительные особенности и свойства, процессы плавления, отвердевания, конденсации, парообразования. Из предыдущей главы учащиеся имеют знания о таких понятиях, как температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания, теплопередача и её виды. Умеют решать задачи на определение количества теплоты, необходимого для изменения температуры тела, на определение количества, выделяющегося при сгорании топлива. Ход урока 1. Организационный момент Вступительное слово учителя. Слайд 1,2 Учитель приветствует ребят и объявляет цель и план урока. - Ребята, сегодняшний урок мы проведём в форме урока обобщения по теме «Тепловые явления» О теплоте начнём рассказ, Всё вспомним, обобщим сейчас. Энергия! Работа до кипенья! Чтоб лени наблюдалось испаренье! Мозги не доведём мы до плавленья, Их тренируем до изнеможенья! В учении проявим мы старание, Идей научных видя обаяние! Но как же жизнь бывает непроста С той дамой, что зовётся: "ТЕПЛОТА"! 2. Просмотр презентации «Тепловые явления», с элементами беседы и фронтальным опросом.. 1. С какими новым видом энергии мы познакомились в этом году? 2.Чем отличается эта энергия от механической? На экране проецируется слайд 3. Учащимся предлагается ответить на вопросы: 1. Сколько существует способов изменения внутренней энергии тела? 2.Определите в каждом из предложенных случаев каким способом изменена внутренняя энергия? Слайд 4. 1. Вспомните, с какими видами теплопередачи мы познакомились? 2.Как происходит передача энергии в каждом виде теплопередачи? Теперь пришло время объяснить вам для чего же я просила разделиться вас на команды. Согласитесь, что перед контрольной работой не только хочется вспомнить пройденный материал, но и совсем не плохо получить хорошие оценки. За каждый правильный ответ следующего задания команда будет получать один балл. Работаем по очереди. Пятерки получит команда набравшая наибольшее количество баллов. Объясните! Слайд 5. Слайд 6. И последний вопрос я задам после следующего опыта: Носовой платок предварительно смачивают водой, затем обливают спиртом и поджигают. Через некоторое время пламя тухнет. Вопрос: Почему платок не сгорел? (ответ: платок остаётся целым, так как вода имеет плохую теплопроводность.) .Мы хорошо научились объяснять физические явления, но на практике важно не только знать как изменяется внутренняя энергия но и определять …? Не сколько- количественно. Слайд 7. 1.Как называется энергия которую получает или отдает тело при теплопередаче? 2.Как она обозначается? 3.В чем измеряется? 4.От чего зависит эта величина? 5. Какая величина отражает зависимость от рода вещества? Подскажите, как получают энергию которую используют для отопления наших домов? (Большое количество энергии высвобождается при сжигании топлива) Слайд 8. По какой формуле можно рассчитать эту энергию? Что показывает удельная теплота сгорания? Мы с вами еще из 7 класса знаем, что все вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях, назовите их … А кто скажет для чего мы так подробно изучали переходы из одного состояния в другое? (широкое практическое применение, примеры) На боковой доске располагается схема (не подписаны названия процессов) Назовите и подпишите как называются процессы перехода из одного агрегатного состояния в другое. Приведите примеры. Два процесса на этой схеме мы не рассматривали подробно, потому что они встречаются в жизни реже других. А именно сублимация, примером которой может служить любое твердое вещество имеющее запах. Кроме того, именно так сохнет белье на морозе. А процесс десублимации используется всем известный дед мороз когда рисует узоры на окнах. Этот же процесс используется при изготовлении искусственного снега на всех горнолыжных трассах. 3. Повторение процессов плавления и кристаллизации. Давайте подробнее вспомним каждый процесс, что будет нам необходимо при решении задач. Команды отвечают по порядку. Слайд 9. Слайд 10. Плавление кристаллического тела процесс достаточно сложный. Для его изучения мы рассматривали график зависимости температуры тела от времени его нагревания. Я позволю себе напомнить вам этот график. Слайд 11. Учитель комментирует график. Что показывает физическая величина обозначение которой ламбда? А теперь вопросы командам – читаем график. Слайд 12. 4. Повторение процессов парообразования и конденсации. Вспоминаем следующие переходные процессы. Слайд 13. Что такое испарение? Кипение? Слайд 14. Объясните следующие явления. Каждой команде по вопросу. Слайд 15. Слайд 16. Мы вспомнили характеристики каждого переходного процесса, осталось вспомнить расчетные формулы Слайд 17. Запишите эти формулы к себе в тетрадь. 5. Самостоятельная работа обучающихся а) Работа с тестами 1 и 3 команды (Приложение 1) б) Работа с кроссвордом «Тепловые явления».2 и 4 команды (Приложение 2) в) Смена видов работы обучающихся, пунктов а) и б). Проверка Слайд 18. Слайд 19. Составление синквейна. Учитель предлагает ученикам составить синквейн одним из ключевых слов: Ключевые слова: 1 синквейн – Температура – 1 команда 2 синквейн – Теплоёмкость – 2 команда 3 синквейн - Внутренняя энергия – 3 команда 4 синквейн – Парообразование – 4 команда Примечание: Синквейн* - "белый стих", состоящий из пяти слов. Правило составления синквейна: 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженная в форме существительного; 2 строка - два прилагательных; 3 строка - три глагола; 4 строка - фраза, несущая определённый смысл; 5 строка - Резюме. Вывод. Одно слово – существительное Анализ синквейнов - озвучивание наиболее удачных работ. Итог урока Подведение итогов, выставление оценок наиболее активным учащимся, команде Комментарий к домашнему заданию. Повторить параграфы с 1 по 24 «Пословицы и поговорки» на дом Каждый ученик должен дать письменное разъяснение пословицы с физической точки зрения. Номер задания для ученика соответствует его номеру в списке класса. Я не случайно выбрала эпиграфом к нашему уроку слова: "Всё выучить невозможно, а научиться рассуждать - необходимо". Нас захлестнуло море информации. Как выплыть в этом море? Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать выводы. И даже самая маленькая находка на этом пути дороже чужой премудрости. Поэтому необходимо научиться наблюдать, анализировать, логически мыслить. И тогда вся школьная премудрость уже не навалится на вас беспорядочной лавиной, а легко «разложится по полочкам». Хочется надеяться, что сегодняшний урок еще раз разложил полученные знания по полочкам и разбудил у вас жажду новых познаний. Большое спасибо всем за совместную работу |