kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок физики по теме "Тепловые явления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока

 

Тепловые явления

Предмет

физика

Класс

8

Автор урока (ФИО, должность)

Громовая Светлана Ивановна, учитель физики.

Образовательное учреждение

МОСШ № 29

Республика/край, город/поселение

Тюменская область, Г Нижневартовск

Методическая информация

Тип урока

 

Повторительно-обобщающий урок

Цели урока

 

Помочь учащимся закрепить такие понятия, как плавление, отвердевание (кристаллизация), конденсация, парообразование, температуры плавления и отвердевания

(кристаллизации), удельная теплота плавления; температура кипения, удельная теплота

парообразования; закрепить навыки и умения решать задачи на определение количества

теплоты, необходимого для превращения тела из одного агрегатного состояния в другое.

Задачи урока

 

Образовательные:

  • закрепить понятия тем  «Тепловые явления», «Агрегатные состояния вещества»;
  • формировать умения применять полученные знания в решении задач;
  • формировать умение говорить на языке предмета;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, речь учащихся;
  • развивать способность к обобщению, систематизации полученных знаний;
  • развивать познавательный интерес;

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;
  • формировать умение работать в коллективе;
  • воспитывать рациональность в учебно-познавательной деятельности;
  • воспитывать устойчивый интерес к изучению физики;

Здоровьесберегающие:

  • профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики по теме "Тепловые явления" »

Конспект урока

Организационная информация

Тема урока


Тепловые явления

Предмет

физика

Класс

8

Автор урока (ФИО, должность)

Громовая Светлана Ивановна, учитель физики.

Образовательное учреждение

МОСШ № 29

Республика/край, город/поселение

Тюменская область, Г Нижневартовск

Методическая информация

Тип урока


Повторительно-обобщающий урок

Цели урока


Помочь учащимся закрепить такие понятия, как плавление, отвердевание (кристаллизация), конденсация, парообразование, температуры плавления и отвердевания

(кристаллизации), удельная теплота плавления; температура кипения, удельная теплота

парообразования; закрепить навыки и умения решать задачи на определение количества

теплоты, необходимого для превращения тела из одного агрегатного состояния в другое.

Задачи урока


Образовательные:

  • закрепить понятия тем «Тепловые явления», «Агрегатные состояния вещества»;

  • формировать умения применять полученные знания в решении задач;

  • формировать умение говорить на языке предмета;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, речь учащихся;

  • развивать способность к обобщению, систематизации полученных знаний;

  • развивать познавательный интерес;

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;

  • формировать умение работать в коллективе;

  • воспитывать рациональность в учебно-познавательной деятельности;

  • воспитывать устойчивый интерес к изучению физики;

Здоровьесберегающие:

  • профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/

закрепят/др. ученики в ходе урока

Понятия: плавление, отвердевание

(кристаллизация), конденсация, парообразование, температуры плавления и отвердевания (кристаллизации), удельная теплота плавления; температура кипения, удельная теплота парообразования.

Навыки и умения решать задачи на определение количества теплоты, необходимого для превращения тела из одного агрегатного состояния в другое.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, распечатанный на принтере.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


  1. Знания тепловых процессов помогают объяснить многие явления, которые происходят в природе.

  2. Умение решать задачи по данной теме пригодится для сдачи ЕГЭ.

  3. Данный материал так подробно изучается только в 8-м классе.

  4. Материал имеет практическую направленность

Ход и содержание урока



Тема: “Тепловые явления”

Этот урок проводится в конце изучения главы, когда дети хорошо усвоили понятие агрегатных состояний вещества, строение жидких, твёрдых, газообразных веществ, их отличительные особенности и свойства, процессы плавления, отвердевания, конденсации, парообразования. Из предыдущей главы учащиеся имеют знания о таких понятиях, как температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания, теплопередача и её виды. Умеют решать задачи на определение количества теплоты, необходимого для изменения температуры тела, на определение количества, выделяющегося при сгорании топлива.

Ход урока


1. Организационный момент


Вступительное слово учителя.

Слайд 1,2

Учитель приветствует ребят и объявляет цель и план урока.
- Ребята, сегодняшний урок мы проведём в форме урока обобщения по теме «Тепловые явления»

О теплоте начнём рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведём мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовётся: "ТЕПЛОТА"!


2. Просмотр презентации «Тепловые явления», с элементами беседы и фронтальным опросом..

1. С какими новым видом энергии мы познакомились в этом году?

2.Чем отличается эта энергия от механической?


На экране проецируется слайд 3.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Сколько существует способов изменения внутренней энергии тела?

2.Определите в каждом из предложенных случаев каким способом изменена внутренняя энергия?

Слайд 4.

1. Вспомните, с какими видами теплопередачи мы познакомились?

2.Как происходит передача энергии в каждом виде теплопередачи?

Теперь пришло время объяснить вам для чего же я просила разделиться вас на команды.

Согласитесь, что перед контрольной работой не только хочется вспомнить пройденный материал, но и совсем не плохо получить хорошие оценки. За каждый правильный ответ следующего задания команда будет получать один балл. Работаем по очереди. Пятерки получит команда набравшая наибольшее количество баллов.

Объясните!

Слайд 5.

Слайд 6.

И последний вопрос я задам после следующего опыта:

Носовой платок предварительно смачивают водой, затем обливают спиртом и поджигают. Через некоторое время пламя тухнет.

Вопрос: Почему платок не сгорел?

(ответ: платок остаётся целым, так как вода имеет плохую теплопроводность.)


.Мы хорошо научились объяснять физические явления, но на практике важно не только знать как изменяется внутренняя энергия но и определять …? Не сколько- количественно.

Слайд 7.

1.Как называется энергия которую получает или отдает тело при теплопередаче?

2.Как она обозначается?

3.В чем измеряется?

4.От чего зависит эта величина?

5. Какая величина отражает зависимость от рода вещества?


Подскажите, как получают энергию которую используют для отопления наших домов?

(Большое количество энергии высвобождается при сжигании топлива)

Слайд 8.

По какой формуле можно рассчитать эту энергию?

Что показывает удельная теплота сгорания?


Мы с вами еще из 7 класса знаем, что все вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях, назовите их … А кто скажет для чего мы так подробно изучали переходы из одного состояния в другое? (широкое практическое применение, примеры)


На боковой доске располагается схема (не подписаны названия процессов)

Назовите и подпишите как называются процессы перехода из одного агрегатного состояния в другое.

Приведите примеры.

Два процесса на этой схеме мы не рассматривали подробно, потому что они встречаются в жизни реже других. А именно сублимация, примером которой может служить любое твердое вещество имеющее запах. Кроме того, именно так сохнет белье на морозе.

А процесс десублимации используется всем известный дед мороз когда рисует узоры на окнах. Этот же процесс используется при изготовлении искусственного снега на всех горнолыжных трассах.


3. Повторение процессов плавления и кристаллизации.

Давайте подробнее вспомним каждый процесс, что будет нам необходимо при решении задач.

Команды отвечают по порядку.

Слайд 9.

Слайд 10.

Плавление кристаллического тела процесс достаточно сложный. Для его изучения мы рассматривали график зависимости температуры тела от времени его нагревания.

Я позволю себе напомнить вам этот график.

Слайд 11.

Учитель комментирует график.

Что показывает физическая величина обозначение которой ламбда?

А теперь вопросы командам – читаем график.

Слайд 12.


4. Повторение процессов парообразования и конденсации.

Вспоминаем следующие переходные процессы.

Слайд 13.

Что такое испарение? Кипение?

Слайд 14.

Объясните следующие явления. Каждой команде по вопросу.

Слайд 15.

Слайд 16.

Мы вспомнили характеристики каждого переходного процесса, осталось вспомнить расчетные формулы

Слайд 17.

Запишите эти формулы к себе в тетрадь.




5. Самостоятельная работа обучающихся

а) Работа с тестами 1 и 3 команды

(Приложение 1)


б) Работа с кроссвордом «Тепловые явления».2 и 4 команды

(Приложение 2)


в) Смена видов работы обучающихся, пунктов а) и б).

Проверка

Слайд 18.

Слайд 19.

Составление синквейна.

Учитель предлагает ученикам составить синквейн одним из ключевых слов:

Ключевые слова:

1 синквейн – Температура – 1 команда
2 синквейн – Теплоёмкость – 2 команда
3 синквейн - Внутренняя энергия – 3 команда

4 синквейн – Парообразование – 4 команда


Примечание:

Синквейн* - "белый стих", состоящий из пяти слов. Правило составления синквейна: 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженная в форме существительного; 2 строка - два прилагательных; 3 строка - три глагола; 4 строка - фраза, несущая определённый смысл; 5 строка - Резюме. Вывод. Одно слово – существительное


Анализ синквейнов - озвучивание наиболее удачных работ.

Итог урока Подведение итогов, выставление оценок наиболее активным учащимся, команде

Комментарий к домашнему заданию.

Повторить параграфы с 1 по 24

«Пословицы и поговорки» на дом

Каждый ученик должен дать письменное разъяснение пословицы с физической точки зрения. Номер задания для ученика соответствует его номеру в списке класса.


Я не случайно выбрала эпиграфом к нашему уроку слова: "Всё выучить невозможно, а научиться рассуждать - необходимо".

Нас захлестнуло море информации. Как выплыть в этом море? Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать выводы. И даже самая маленькая находка на этом пути дороже чужой премудрости. Поэтому необходимо научиться наблюдать, анализировать, логически мыслить. И тогда вся школьная премудрость уже не навалится на вас беспорядочной лавиной, а легко «разложится по полочкам». Хочется надеяться, что сегодняшний урок еще раз разложил полученные знания по полочкам и разбудил у вас жажду новых познаний.

Большое спасибо всем за совместную работу

Рефлексия деятельности на уроке


Организация рефлексивной деятельности учащихся –беседа:

  • Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?

  • Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применимы?

  • Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?

  • Если было трудно/нетрудно – почему?

  • Какие у вас оценки, результаты?

  • Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?

  • Что необходимо доработать?

  • Каково ваше домашнее задание?

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

В теме рассматриваются микропроцессы (поведение молекул при плавлении, отвердевании, парообразовании, конденсации), которые можно наблюдать с помощью компьютерных моделей.

Недостаток технического оснащения кабинета физики можно компенсировать показом видеоэкспериментов.

Слайды презентации с графиками тепловых процессов, вопросами для учеников, формулами, тестами позволяют существенно сэкономить время на уроке.


Кроссворд «Тепловые явления»




1

 

А

 

 

 

 

 

 


2

 

 

 

Г

 

 






3

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 



5

 

 

Г









6

 

 

А

 

 

 

 

 




C

О

С

Т

О

Я

Н

И

Е



7

 

 

 

Н

 

 









8

О

 

 









9

Е

 

 

 

 





  1. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.

  2. Физическая величина, измеряемая в Джоулях.

  3. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.

  4. Переход молекул из пара в жидкость.

  5. Разновидность воды в твёрдом состоянии.

  6. Переход молекул из жидкости в пар.

  7. Процесс, сопровождаемый быстрым образованием пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости.

  8. Жидкость с большой удельной теплоёмкостью.

  9. Топливо, полученное из нефти


1. Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела?

  1. Совершением работы и теплопередачей

  2. Внутреннюю энергию тела изменить нельзя

  3. Только совершением работы

  4. Только теплопередачей

2. Какой физический параметр определяет количество теплоты, выделяющееся при сгорании 1 кг вещества?

  1. Удельная теплота сгорания

  2. Удельная теплоемкость

  3. Удельная теплота парообразования

  4. Удельная теплота плавления

  5. Теплопроводность

3. Одинакова ли внутренняя энергия водяного пара и воды при температуре кипения?

  1. Одинакова;

  2. Внутренняя энергия пара больше;

  3. Внутренняя энергия воды больше.

4. Одинакова ли внутренняя энергия льда и воды при температуре плавления?

  1. Одинакова;

  2. Внутренняя энергия льда больше;

  3. Внутренняя энергия воды больше.

5. При каком процессе количество теплоты вычисляют по формуле ?

  1. При сгорании вещества

  2. При превращении жидкости в пар

  3. При плавлении

  4. При нагревании тела в одном агрегатном состоянии


6. Какой физический параметр определяет количество теплоты, необходимое для нагревания вещества массой 1 кг на 1° С? 

  1. Удельная теплота плавления

  2. Удельная теплоемкость

  3. Удельная теплота сгорания

  4. Удельная теплота парообразования

  5. Теплопроводность


7. Каким способом осуществляется передача энергии от Солнца к воде в море?

  1. Конвекцией

  2. Работой

  3. Всеми перечисленными в ответах 1-4

  4. Теплопроводностью

  5. Излучением

8. При плавлении кристаллического вещества его температура..

  1. не изменяется

  2. увеличивается

  3. уменьшается

9. Какому из процессов:

  1. Плавлению,

  2. Кристаллизации,

  3. Охлаждению,

  4. Нагреванию

соответствует участок I?

Команда №______________


Список команды:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.



3Название конкурса

Количество баллов

Конвекци4я и излучение вокруг нас


Теплопроводность вокруг нас


Плавление


Кристаллизация


Читаем график


Парообразование


Конденсация


Объясни явление


Кроссворд


Тест


Синквейн



Синквейн* - "белый стих", состоящий из пяти слов. Правило составления синквейна: 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженная в форме существительного; 2 строка - два прилагательных; 3 строка - три глагола; 4 строка - фраза, несущая определённый смысл; 5 строка - Резюме. Вывод. Одно слово – существительное


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок физики по теме "Тепловые явления"

Автор: Громовая Светлана Ивановна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Заключительный урок по теме: «Тепловые явления» "
    ["seo_title"] => string(54) "zakliuchitiel-nyi-urok-po-tiemie-tieplovyie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "183408"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425852189"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые             явления» "
    ["seo_title"] => string(75) "tiema-povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-tieplovyie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155411"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421264273"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "конспект итогового урока по теме "Тепловые явления" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-itoghovogho-uroka-po-tiemie-tieplovyie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224266"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438634572"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "открытый урок на тему "Тепловые явления" "
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyi-urok-na-tiemu-tieplovyie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "106775"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403084230"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок по теме "Тепловые явления. Физика за чашкой чая""
    ["seo_title"] => string(56) "urok_po_teme_teplovye_iavleniia_fizika_za_chashkoi_chaia"
    ["file_id"] => string(6) "504603"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553523029"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства