Тема: Работа электрического тока.
Цели:
ввести понятие работы электрического тока;
развитие практических навыков работы с физическими приборами;
воспитание исследовательских навыков и качеств личности.
Задачи:
Образовательные:
продолжить формировать теоретические знания учащихся о работе электрического поля (тока)
продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром);
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).
РАЗВИВАЮЩИЕ:
продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.
Оборудование: демонстрационные вольтметр, амперметр, вольтметр, источник питания, линейка, фотоэлемент, реостат, ключ, соединительные провода.
Понятия: электрический ток.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
1. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы изучим понятие работы электрического тока, выясним, где с ним мы встречаемся в быту и технике, научимся вычислять работу электрического тока.
2. Актуализация знаний
Учитель. На предыдущих уроках мы занимались изучением различных электрических явлений, познакомились с важными физическими величинами, без которой невозможно изучение новой темы. Напомните, о какой физической величине шла речь?
Ученик. Сила тока, напряжение, сопротивление. (два ученика выходят к доске)
Учитель: Мы также познакомились и с основными физическими законами, связанными с прохождением тока по проводникам. Какие это законы?
Ученик. Закон Ома, законы распределения тока и напряжения при параллельном и последовательном соединении проводников.
I. Изучение нового материала.
Учитель. Что называют электрическим током?
Ученик. Электрическим током называют упорядоченное движение заряженных частиц.
Учитель. Что именно приводит заряженные частицы в упорядоченное движение?
Ученик. Электрическое поле.
Учитель. Электрическое поле действует на заряженные частицы с некоторой силой. Под действием этой силы заряженные частицы приходят в упорядоченное движение. Какой вывод отсюда следует?
Ученик. Электрическое поле совершает работу по перемещению заряженных частиц.
Учитель. Работу сил электрического поля, создающего электрический ток, называют также работой тока. Сегодня на уроке мы более подробно изучим этот вопрос. Запишем тему урока: «Работа электрического тока»
Учитель. Как вычислить работу электрического тока?
Ученик. Мы знаем, что А = Uq, т.е., чтобы определить работу электрического тока на каком-либо участке цепи, нужно напряжение на концах этого участка умножить на электрический заряд, прошедший по нему.
Учитель. Можно ли измерить работу электрического тока с помощью известных нам приборов? Чтобы ответить на этот вопрос, преобразуем известную нам формулу А = Uq: q = It А = Ult. Так как же определить работу электрического тока?
Ученик. Работа электрического тока на участке цепи раина произведению напряжения на концах этого участка на силу тока в нём и на время, в течение которого работа совершалась. Из формулы следует, что работу электрического тока можно измерить (косвенно) с помощью известных нам приборов: вольтметра, амперметра и часов.
Учитель. Пользуясь формулой А = Ult, установим соотношение между единицами физических величин .
Ученик. 1Дж=1В 1А 1с=1ВАс = 1Втс.
Учитель. Поскольку 1 Дж - маленькая величина, на практике работу выражают в киловатт-часах.
1Вт ч = 3600 Дж
1кВт ч = 3 600 000 Дж
Предлагаю вам определить работу тока в электрической лампе. Но прежде выясним, по какой схеме мы будем собирать электрическую цепь. На доске мы видим несколько различных схем. Какую из них мы выберем для решения нашей задачи? (Дети выбирают одну.) А чем не устраивают остальные?
Ученики. Нет источника тока... Нет амперметра... Неправильно подсоединены измерительные приборы... Вольтметр измеряет напряжение на амперметре, а не на лампе... Вольтметр измеряет напряжение не только на лампе, но и на амперметре. (Учащиеся собирают электрическую цепь по выбранной схеме. Один комментирует сборку электрической цепи. Делают измерения и вычисляют работу тока в лампе: I = ...; U = ...; t = ...; А = ...)
Учитель. На практике работу электрического тока измеряют специальными приборами – счетчиками. В устройстве счетчика как бы сочетаются три названных выше прибора. Счетчики электроэнергии сейчас можно видеть почти в каждой квартире.
Задание 2. Как изменится работа электрического тока в проводнике при замене проводника на провод, сечение, которого в два раза больше? (Работа электрического тока увеличится в два раза)
Задание 3. В какие виды энергии превращается энергия электрического поля на внешнем участке цепи:
- в электродвигателе (в механическую)
- в электрической лампе (во внутреннюю и энергию излучения);
- в утюге (во внутреннюю и путем теплообмена передается окружающим телам)
Задание 3. Два проводника R1 и R2 соединены параллельно. В каком работа электрического тока больше? (Вызванный к доске ученик пишет:
т.е. работа тока обратно пропорциональна сопротивлению проводника.)
Задание 4. Те же проводники соединены последовательно. В каком из них работа электрического тока больше в этом случае? (Ученик у доски:
т.е. работа тока прямо пропорциональна сопротивлению проводника.)
III. Итог урока.
Какую новую физическую величину мы с вами рассмотрели на уроке?
От чего зависит работа электрического тока?
В каких единицах она измеряется?
Какими приборами измеряется работа электрического тока?
IV. Домашнее задание.
План
Формула
Обозначение, единицы
Определение
Физический смысл
Следствия
Прибор:
назначение
условное обозначение
включение
План
Формула
Обозначение, единицы
Определение
Физический смысл
Следствия
Прибор:
назначение
условное обозначение
включение