Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятия работа электрического тока, формул работы электрического тока, фактов: единиц, способов измерения работы тока, физического смысла единицы работы тока,
способствовать формированию умений решать задачи на расчет работы электрического тока,
совершенствовать вычислительные навыки, навык преобразования формул, навык перевода единиц физических величин в СИ,
создать условия для развития мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, коммуникативных навыков, навыков самостоятельной работы,
применить дифференцированный подход в обучении,
воспитывать культуру умственного труда, культуру общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа электрического тока »
Урок физики в 8 классе
Время проведения: 3 четверть
УМК: Перышкин А. В., Гутник Е. М.
Тема урока: Работа электрического тока
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: традиционный урок
Методы: словесные методы: объяснение, проблемное изложение, методы письменного контроля и самоконтроля: самостоятельная работа
Дидактическое сопровождение: карточки для проведения рефлексии, карточки с заданиями самостоятельной работы.
Список использованной литературы:
Кирик Л. А. Физика-8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2002. – 160 с.: ил.
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. ср. шк. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994. – 191 с.: ил.
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.: ил.
Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятия работа электрического тока, формул работы электрического тока, фактов: единиц, способов измерения работы тока, физического смысла единицы работы тока,
способствовать формированию умений решать задачи на расчет работы электрического тока,
совершенствовать вычислительные навыки, навык преобразования формул, навык перевода единиц физических величин в СИ,
создать условия для развития мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, коммуникативных навыков, навыков самостоятельной работы,
применить дифференцированный подход в обучении,
воспитывать культуру умственного труда, культуру общения.
Оборудование: электрический счетчик
Ход урока.
Организационный этап.
Этап актуализации опорных знаний:
Фронтальная беседа по вопросам:
Дайте определение электрического тока.
Перечислите характеристики электрического тока.
Дайте определение силы тока. Запишите формулу силы тока. В каких единицах измеряется?
Дайте определение электрического напряжения. Запишите формулу напряжения. В каких единицах измеряется напряжение?
Этап изучения нового материала.
Постановка цели урока.
Изучение понятия работа тока (изучение в форме беседы с учащимися)
*Докажите, что электрический ток совершает работу1
Наводящие вопросы учителя (в случае отсутствия ответа на данный вопрос):
При каком условии совершается работа? (Если на тело (частицу) действует сила и под действием этой силы тело (частица) совершает перемещение)
Есть ли в проводнике частицы, которые перемещаются? (электроны, если проводник металлический)
Электроны в проводнике движутся сами по себе или под действием силы? (Электроны движутся под действием электрической силы)
Сформулируйте окончательный ответ (Таким образом, на заряженные частицы в проводнике действует сила и под действием этой силы они совершают перемещение, следовательно, электрический ток совершает работу).
Рассмотрим проводник, к которому приложено напряжение U.
U
Вспомните формулу электрического напряжения. ( U = )
Выразите из этой формулы работу тока. (A = qU)
Прочитайте полученную формулу на нашем, особом, «физическом» языке. (Работа электрического тока равна произведению напряжения, приложенного к проводнику, на электрический заряд, прошедший по нему)
Запишите ниже формулу силы тока. Но не закон Ома! (I = )
Выразите из этой формулы электрический заряд (q=It)
Подставьте полученную формулу в записанную выше формулу работы тока. (А=IUt)
Возьмите полученную формулу в рамку, подпишите: работа электрического тока.
Попытайтесь сформулировать определение работы тока на основе полученной нами формулы. (Работа тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа)
Откройте учебник на стр. 118. Найдите в учебнике определение работы тока, сравните с тем, что вы сформулировали.
Работа по вариантам:
* Выведите еще 2 формулы работы тока, с остальными беседует учитель.
(Ответы: * A=I U t Из закона Ома выразим U=IR, подставим: А = I I R t = I2 R t
Из закона Ома подставим I = в формулу работы тока: А = U t = )
Давайте повторим еще раз, как была получена формула работы тока.
Изучение единиц силы тока.
Работа электрического тока измеряется в Джоулях, килоджоулях, мегаджоулях и т. д. Но в СИ единицей работы тока является Джоуль. Следовательно, все единицы работы мы обязаны перевести в Джоули.
Как перевести из килоджоулей в Джоули? Что означает приставка кило? (Тысяча, т. е. для перевода из килоджоулей в Джоули нужно данное значение умножить на тысячу)
Как перевести из мегаджоулей в Джоули? (умножить на миллион)
Переведите устно в СИ: 23 кДж, 5,2 МДж, 0,25 кДж
Посмотрите внимательно на формулу работы тока и попытайтесь сформулировать физический смысл 1 Джоуля (т. е. какая работа принята за 1 Дж) ( 1 Дж численно равен работе, которую совершает ток за 1 с при напряжении 1 В и силе тока 1 А)
Изучение способов измерения работы тока.
Посмотрите внимательно на формулу работы тока и ответьте на вопрос: как можно измерить работу тока? (Наводящий вопрос: какие приборы потребуются?) (Необходимо измерить силу тока с помощью амперметра, напряжение с помощью вольтметра, время часами и перемножить показания приборов)
Как Вы думаете, удобен ли такой способ? (Нет, т. к. необходимы 3 прибора и калькулятор)
Существует прибор, который объединяет в себе все три вышеуказанные и сразу показывает работу тока в Джоулях, он называется электрический счетчик. (Демонстрация электрического счетчика)
У каждого из Вас в доме он есть, только считает работу не в Джоулях, а в киловатт-часах. Как перевести работу из киловатт-часов в Джоули, мы узнаем на следующем уроке.
4. Этап проверки восприятия, осмысления и первичного запоминания.
Фронтальная беседа по вопросам после параграфа 50 с. 119
Этап закрепления изученного материала:
Устные упражнения:
А) Найдите работу тока в лампе за 10 с при напряжении 12 В и силе тока 2 А. (240Дж)
Б) Найдите работу тока в этой же лампе за 1 минуту. (1440Дж)
Фронтальное решение задачи.
В электрическом приборе за 45 минут током 5 А совершена работа 162 кДж. Найдите сопротивление электроприбора.
Решение: А = I U t. Из закона Ома выразим напряжение U = I R и подставим в формулу работы тока. A= I2 R t. Выразим из полученной формулы сопротивление R =
R= =2,4 Ом
Работа по вариантам:
Задача на три. Упражнение 24(1) Решить самостоятельно и на крыле.
Для тех, кто справится раньше, дополнительное задание: найдите сопротивление электродвигателя R=. R = =24 Ом)
Задача на 4 и 5. Решаем фронтально.
Подъемный кран поднял на высоту 12 м груз 6 т за 2 минуты. Найдите КПД крана, если сила тока в цепи электродвигателя 51А при напряжении 380 В.
Решение: Как рассчитать КПД ( )
Какая полезная работа совершается подъемным краном? (Работа по подъему груза А=mgh)
Какая работа затрачена? (работа тока: А=IUt)
= 31%
Почему полезная работа составляет только 1/3 от всей затраченной?
Работа по вариантам:
Проверка решения задачи на три
*Разбор примера по учебнику с. 118
6. Этап контроля и самоконтроля.
Самостоятельная работа по вариантам (по выбору учащегося)
(Приложение №1)
Информация о домашнем задании: п. 50 упр. 24 (2, *3)повт п. 54 (Физика 7)
8.Подведение итогов урока.
Составьте опорную схему по теме «Работа тока», на которой покажите формулы, единицы, способы измерения работы тока.
9. Рефлексия.
(См. Приложение №2)
Приложение №1. Самостоятельная работа на 8-10 минут.
Вариант 1
Удовлетворительный вариант
Две одинаковые лампочки, рассчитанные на напряжение 6,3 В, включены в электрическую цепь. Одна лампочка светила 1 мин, другая – 2 мин. В какой лампочке работа электрического тока была больше?
2. Какую работу совершит ток силой 3 А за 10 мин при напряжении в цепи 15 В?
Хороший вариант.
1. Электрическая лампочка включена в цепь напряжением 10 В. Током была совершена работа 150 Дж. Какое количество электричества прошло через нить накала лампочки?
2. Электрическая плитка сопротивлением 24 Ом была включена в сеть с силой тока
5 А. Сколько времени работала плитка, если расход энергии в ней 1080 кДж энергии.
Отличный вариант.
1. К источнику тока напряжением 120 В поочередно присоединяли на одно и то же время проводники сопротивлением 20 Ом и 40 Ом. В каком случае работа электрического тока была больше?
2. Транспортер поднимает за время 1 мин груз массой 300 кг на высоту 8 м. КПД транспортера 60%. Определите силу тока через электродвигатель транспортера, если напряжение в сети 380 В.
Вариант 2.
Удовлетворительный вариант.
1. Одна электрическая лампочка включена в сеть напряжением 127 В, а другая в сеть напряжением 220 В. В какой лампе будет совершена большая работа за 1 с, если сила тока одна и та же?
2. В лампочке карманного фонаря сила тока равна 0,2 А. Вычислите электрическую энергию, получаемую лампочкой за 2 мин, если напряжение 3,6 В.
Хороший вариант.
1. При прохождении через проводник 40 Кл электричества была совершена работа 200 Дж. Какое напряжение приложено к этому проводнику?
2. Какова сила тока в лампе велосипедного фонаря, если при напряжении 4 В в ней за 1 с расходуется 0,8 Дж энергии?
Отличный вариант.
1. Одна электрическая лампа включена в сеть напряжением 127 В, а другая в сеть напряжением 220 В. Через какую лампу должно пройти большее количество электричества, чтобы работа ока была одинаковой в обеих лампах?
2. Электродвигатель с КПД 59% за 20 с поднимает груз массой 150 кг на высоту 12 м. Сила тока через двигатель 4 А. Чему равно подводимое напряжение?
Приложение №2 Задания для рефлексии.
Закончите предложения.
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
Сегодня на уроке я научился…
Мои ощущения на уроке…
Урок привлек меня тем, что …
Я понял, что…
Мне показалось важным …
Для меня было открытием то, что…
1 За ответы на вопросы, помеченные звездочкой, учащиеся могут получить отличные оценки.