Тема урока: | Звуковые волны |
Цель урока: | обобщение и систематизация знаний учащихся о механических колебаниях и волнах; усиление экологической направленности физических знаний о шумовом загрязнении окружающей среды и его воздействии на человека; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности, стимуляция познавательного интереса, творческих способностей, навыков анализа проблем и путей их решения; воспитание экологической грамотности, чувства коллективизма, формирование и развитие нравственных качеств школьников. |
Оборудование: | интерактивная доска, проектор, ноутбук; презентация по теме, звуковые эффекты, ватман, фломастеры. |
Тип урока: | урок обобщения и систематизации знаний |
Форма: | путешествие-экспедиция |
Ход урока |
№ | Этапы урока | Время (мин) | Содержание урока |
1 | Организационный момент | 1 | Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня необычный урок, и хочу начать его с известного стихотворения А.С.Пушкина |
2 | Объявление темы и задач урока | 1 | Эвристическая беседа. - С кем прощается поэт? (с морем) - Что можно наблюдать на море? (волны) Сегодня на уроке мы обобщим знания о механических колебаниях и волнах. Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока. Я предлагаю на этом уроке совершить небольшое путешествие в мир колебаний, волн, звуков и шумов. |
3 | Актуализация опорных знаний. | 5 | Любое путешествие начинается с подготовки к нему. Учащиеся, передавая микрофон, один за другим отвечают на вопросы. «Ассоциативный куст» Наше путешествие будет проходить на яхте «Волна». - Какие ассоциации у вас связаны с этим словом? Учащиеся записывают на интерактивной доске |
4 | Мотивация учебной деятельности.
| 2 | Проблема загрязнения окружающей среды слишком сложна и многогранна, чтобы пытаться изучить ее на одном уроке. Поэтому мы ограничимся ее небольшой частью и ознакомимся с одним из видов загрязнителей окружающей среды. В средствах массовой информации ему обычно уделяется мало внимания, и многие не считают его загрязнителем атмосферы. Но на самом ли деле это так? Мы это выясним в сегодняшнем нашем путешествии |
5 | Изучение нового материала | 8 | Поисково-исследовательская работа. Работа в группах 1-я группа обрабатывает теоретический материал о звуках по учебнику, 2-я и 3-я группы обговаривают аргументы «За» и «Против» необходимости звуков человеку |
6 | Упражнение «Вертушка» | 3 | «То, что я слышу, я забываю. То, что я слышу и вижу, я немного понимаю. То, что я слышу, вижу и обсуждаю – я начинаю понимать. Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю– я приобретаю знания и навыки. Когда я передаю знания другим, я становлюсь Мастером» Участники 2 и 3-й групп после обсуждения образовывают два круга лицом к лицу и ведут обсуждение одного вопроса «За» и «Против» необходимости звуков человеку – каждый убеждает другого в правоте своего аргумента. Через 20-30сек переходят к другому партнеру. После окончания дискуссии обе группы собираются отдельно и записывают услышанные аргументы противоположной группы на ватман. |
7 | Остановка №1: Царство звуков | 2 | Звучат звуки по содержанию картинок. Учащиеся угадывают кому они принадлежат |
8 | Путешествие продолжается. Все группы собираются в кают-компании и слушают выступления представителей групп. | 13 | Учащиеся делают доклады по плану работы своей группы. Доклад теоретиков. Шум в Европе: Примерно 450 человек в Европе (65%) ощущают влияние высокого уровня шума в течение суток (до 55дБ), что может вызвать раздражительность и тревогу; Примерно 10млн. человек в течение суток ощущают влияние уровня шума до 75дБ. Члены 2 и 3 группы обговаривают аргументы, написанные на ватмане. «За» (Музыка для ушей) и «Против» (Нежелательные звуки) необходимости звуков человеку. Делают выводы. |
9 | Остановка №2. «Что делать?» | 6 | Учащиеся предлагают пути решения проблем борьбы с шумами. Подготовка материалов для информационного листа. Технические мероприятия –рациональное планирование строительство разных сооружений; увеличить расстояние между источником шума и спальными районами; звукоизоляция домов; разработка малошумных дорожных поверхностей. Правовые мероприятия – определение стандартов уровня шума; ограничение скорости транспорта вблизи спальных районов; контроль уровня звука в зонах отдыха. Образование и информирование- подготовка специалистов ; повышение контроля; проведение исследований; обучение учеников в школе. |
10 | Подведение итогов урока. | 2 | Итак, работа в экспедиции показала, что вы творческие люди. - Какие вопросы поднимались на уроке? - Какие проблемы решались? В завершении нашего путешествия придумайте сенкан к слову «Звук» |
11 | Домашнее задание | 1 | |
12 | Оценивание работы учащихся на уроке | 1 | Молодцы! Вы не просто отвечали на вопросы, а пытались дойти до самой сути. |