Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Мощность"»
Тема урока: Мощность.
Цель:
Образовательная: Ввести понятие мощности как характеристику скорости выполнения работы.
Развивающая: Развивать память, воображение, догадку и сообразительность, логическое и творческое мышление.
Воспитательная: Воспитание трудолюбия, любознательности, любви к родному краю, чувства ответственности.
Форма: Беседа, обмен мнениями, фронтальная, индивидуальная,
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, репродуктивный, использование мультимедийных технологий.
Оборудование:
Мультимедийный проект, плакаты с формулами, буквы, 2 молотка – большой и маленький, 2 гвоздя, 2 бруска.
I. Вступительное слово учителя.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь.
Я вижу, что в классе сегодня присутствуют все, это хорошо. Проверьте, готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть на парте? У вас на парте должно быть ручка, карандаш, учебник, тетрадь, линейка. Желаю вам хорошего настроения на весь урок.
Вы познакомились с наукой физикой только в этом году. Эта наука объясняет, что все происходящее в жизни, связано с физическими законами.
Начнем урок с повторения основных теоретических понятий. Решим тест, который находится на вашем ноутбуке. II. Работа с тестом. Учащимся предлагается тест по теме «Механическая работа».
Тест по теме: «Механическая работа » (интерактивный тест, созданный в программе MyTestX).
1. Тело совершает работу только тогда, когда…
А) …оно движется В) …оно движется по инерции
Б) …на него действует сила Г) …на него действует сила и оно движется
2. Механическую работу вычисляют по формуле:
А) F = p • S В) А = F • s
Б) Р = m • g Г) F = g • ρ • V
3. Работу измеряют в ..
А)Джоулях В) Метрах
Б) Ньютонах Г) Паскалях
4. Какую работу совершает сила в 1Н на пути 1 м в направлении действия силы?
А) 1 Вт В) 10 Вт
Б) 1 Дж Г) 10Дж
5. Вычислите работу, которую производит садовод, прикладывая к тачке с землей силу 25 Н и перемещая ее на расстояние 20 м.
А) 45 Дж В) 0,05 кДж
Б) 50 кДж Г) 500 Дж
Список вопросов: 1.Что называется механической работой? Какие два условия необходимы для совершения механической работы? 2.В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?
3.От каких двух величин зависит совершенная механическая работа? . 4.В каких единицах измеряется механическая работа.
5.В каких случаях работа бывает положительной? Отрицательной? Равной 0.
6. Укажите, в каком случае совершается механическая работа: ответьте «да» или «нет».
1. На столе стоит гиря. 6. Вода давит на стенку сосуда.
2. На пружине висит груз. 7. Мальчик поднимается вверх по лестнице.
3. Трактор тянет прицеп 8. Кирпич лежит на земле
4. Муха летит по комнате 9.Ученик запоминает формулу
5.Компьютер решает задачу 10.Тело бросили вертикально вверх
Да. Вы усвоили тему «Механическая работа».
III. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, на каждой парте имеется конверт с буквами. Внимание! Задание. По сигналу вы одновременно откроете пакеты и составите одно слово из предложенных букв. Кто выполнит, пусть поднимет руку. /Сигнал/
Учитель: Какое слово у вас получилось?
Ответ учащихся: Мощность.
Итак, тема нашего урока: Мощность. Сегодня на уроке мы попытаемся разобрать понятие мощности, как характеристики скорости выполнения работы и научимся определять мощность. Записываем дату и тему урока.
Учитель: Задание, которое вы выполнили, показало, что каждый из вас потратил определенное время для угадывания данного слова. А как вы думаете, почему одна и та же работа совершена за разное время?
/ответы учащихся/
Мощность – быстрота выполнения работы
Предположим, при выполнении строительных работ котлован необходимо засыпать песком. Экскаватору для этого понадобится несколько минут, а рабочему с помощью лопаты пришлось бы трудиться несколько часов. Но и экскаватор, и рабочий при этом выполнили бы одну и ту же работу (рис. 5).
Рис. 5. Одну и ту же работу можно выполнить за разное время
Чтобы охарактеризовать быстроту выполнения работы, в физике используется величина, называемая мощностью.
Мощностью называется физическая величина, равная отношению работы ко времени ее выполнения.
Мощность обозначается латинской буквой N.
где A – работа;
t– время выполнения работы.
Учитель: Запишем формулы в тетрадь
Учитель: Скорость выполнения работы характеризуют мощностью. Рассмотрим еще одну задачу.
Человек для переноски груза массой 200кг на расстояние 1км затратит 2ч, а грузовой автомобиль выполнит это за 1мин. Ребята, у какого тела наибольшая мощность?
Ответы учащихся: Автомобиля.
Учитель: Запишем в тетрадь определение. Чем больше скорость выполнения работы, тем большей мощностью обладает тело.
Единицей измерения мощности я системе СИ является ватт.
Один ватт – это мощность, при которой работа в один джоуль совершается за одну секунду.
Единицей мощности в системе СИ названа в честь Джеймса Уатта, который построил первую паровую машину.
Учитель: Информацию о Джеймсе Ватте прочитает …
Мощность всегда указывают в паспорте технического устройства. И в современных технических паспортах автомобилей есть графа: Мощность двигателя: кВт / л.с. Следовательно, между этими единицами мощности существует связь. А знаете ли вы откуда взялась эта связь… Джеймсу Уатту принадлежит идея измерять механическую мощность в «лошадиных силах». Для определения мощности лошади он заставил ее поднимать груз массой 68 кг. Такой груз лошадь поднимала со скоростью 4 км/ч. Предложенная им единица мощности была весьма популярна, но в 1948 г. Генеральной конференцией мер и весов была введена новая единица мощности в международной системе единиц – ватт. 1 л.с. = 735,5 Вт. 1 Вт = 0,00013596 л.с.
Может ли человек, проявить мощность в целую лошадиную силу? Считается, что мощность человека при нормальных условиях работы составляет около десятой доли лошадиной силы, т.е. равна 70-8- Вт. Однако в исключительных условиях человек на короткое время проявляет значительно большую мощность. Взбегая поспешно по лестнице, мы совершаем работу больше 80 Вт. Если мы ежесекундно поднимаем свое тело на 6 ступеней, то при весе 70 кг и высоте одной ступени 20 см мы производим работу более 8000 Вт, т.е. больше одной лошадиной силы. Учитель: Если в каждой семье развито уважение к труду, культ учебы, то в такой семье дети добиваются многого.
Поскольку мощность N= 1Вт достаточно мала, часто применяют кратные единицы мощности. Какие это величины, найдем в учебнике на странице 133.
Мощность является очень важной характеристикой машин и механизмов. Она может иметь самые различные значения. Например, мощность человеческого сердца равна 2,2Вт, а двигатели машин могут достигать сотни киловатт. /Показать паспорта машин/
Учитель: А какие машины, выпускаемые в нашей стране, с мощным двигателем вы знаете? Подсказка: эти машины участвуют в международных соревнованиях Ралли – Дакар. /Ответы учащихся.
Учитель: Правильно. Мощность двигателя автомобиля КАМАЗ равна 220 кВт. Помимо этих машин выпускаются автобусы и автомобили Ока.
Учитель: Зная мощность и время выполнения работы, можно рассчитать работу:
Водителю необходимо переехать на автомобиле лужу с илистым дном. Он решил разогнать автомобиль и на большой скорости преодолеть ее. Правильно ли он поступил? Чтобы ответить, давайте выведем и запишем формулу, связывающую мощность и скорость тела, движущегося равномерно и прямолинейно. Объединим формулу для вычисления работы с формулой для вычисления мощности.
Вспомним теперь, что отношение пути, пройденного телом, S, ко времени движения t представляет собой скорость движения тела v.
Таким образом, мощность равна произведению численного значения силы на скорость движения тела в направлении действия силы.
Этой формулой удобно пользоваться при решении задач, в которых сила действует на тело, движущееся с известной скоростью.
У нас получилась еще одна формула для расчета мощности, которую мы будем использовать при решении задач. Ответим на вопрос: Правильно ли поступил водитель?
(Формула показывает, что при одной и той же мощности, но при меньшей скорости, сила должна быть большей (произведение Fv=N остается постоянным). Поэтому при прохождении трудных участков пути коробку передач автомобиля переключают на меньшую скорость.) V. Физкультминутка.
Что мы совершали, передавая мяч? - Работу. VI. Закрепление пройденного материала. Решение задач.
Учитель: И наконец, мы проведем эксперимент. Приглашается самый смелый ученик. /Приглашается ученик.
Учитель: Два одинаковых гвоздя надо забить в деревянную дощечку. В первом случае маленьким молоточком, во втором – большим.
Учитель: Ребята, посмотрите, какой он молодец. Будущий семьянин.
Учитель: Что мы увидели с вами? /ответы учащихся/
Учитель: Почему большим молотком гвоздь забивается в дощечку быстрее? /ответы учащихся/
VII. Итог урока.
Учитель: Ребята, для того, чтобы завершить урок, мы должны с вами выполнить два задания. И если вы справитесь, я буду уверена, что вы усвоили урок. Работаем в телешколе тема 27 Задание 5.54 Решите задачи.
Учитель: Наш урок подошел к концу. Благодарю вас всех за работу на уроке. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь «великий» океан истины по – прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.
Спасибо за интересный урок
VIII. Рефлексия.
Ребята у вас на партах лежат желтые, зелёные и красные кружки.
Красный – тема очень сложная и мне нужна дополнительная работа с учителем по этой теме.
Жёлтый – тема сложная, но мне достаточно ещё раз самому сесть и прочитать параграф учебника. Почитать конспекты. Выполнить вдумчиво домашнее задание.
Зелёный – тема несложная. Я легко справлюсь с домашним заданием.
Поднимите тот, который ближе всего отражает ваше настроение в конце урока.