Урок проводился в 7 классе как открытый урок. К нему есть презентация. По своему типу урок комбинированный, по форме проведения - исследовательская работа. проходил урок в кабинете информатики с использованием компьютеров для выполнения тестового задания. Общепризнанно, что преподавание физики должно опираться на эксперимент.
Задача преподавателя физики сводится в конечном итоге к тому, что в результате его совместной работы с учащимися, последние познали мир физических явлений и научились применять полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности. Среди разнообразных форм обучения особое место занимают фронтальные лабораторные занятия. Фронтальный метод лабораторных занятий имеет ряд весьма важных положительных сторон. Прежде всего он дает возможность связать лабораторные занятия учащихся с изучаемым курсом, демонстрационные опыты учителя и самостоятельно выполняемые учащимися лабораторные работы. Благодаря фронтальному методу лабораторные занятия могут быть поставлены как введение к той или иной теме курса, как иллюстрация к объяснению учителя, как повторение и обобщение пройденного материала, как контроль приобретенных знаний и умений. Фронтальные занятия позволяют включить в поиски решения той или иной задачи одновременно весь класс, что значительно активизирует мыслительную деятельность учащихся. Таким образом, лабораторные работы становятся необходимым звеном в процессе обучения, значительно помогают углубленному усвоению материала. Что я и старался продемонстрировать в этом уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок по теме Измерение массы тела »
Тема: Измерение массы на весах. Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах».
Методические цели:
Образовательные: способствовать овладению знаниями по теме «Масса. Единицы массы»; вызвать объективную необходимость по применению полученных знаний в будущей деятельности.
Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследовании: анализа и синтеза.
Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению, коммуникативные умения; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетическому восприятию мира.
По сохранению здоровья учащихся: создание доброжелательной и комфортной атмосферы на уроке; использование словесных поощрений при обучении учащихся; психологический настрой на работу в стихотворной и иной форме; смена видов деятельности в течение урока: с зрительной на слуховую и наоборот, от теоретических рассуждений к практической деятельности.
Подготовка к усвоению нового учебного материала – 3 мин.
Усвоение новых знаний – 10 мин.
Закрепление новых знаний и выполнение лабораторной работы - 15 мин.
Подведение итогов урока – 3 мин.
Информация о домашнем задании – 2 мин.
Оборудование: компьютеры; виртуальная лабораторная работа; смартдоска; оборудование для сравнения масс двух тел (алюминиевые цилиндры, рычаг лабораторный с осью, нитки, штатив); оборудование для лабораторной работы «Измерение массы тел на рычажных весах».
Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотел бы, чтобы каждый из вас настроился на урок.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух.
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня, прежде чем изучать физику, давайте заглянем «в себя» Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Звучит одноминутная композиция № 6 с диска 2. Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.
II. Всесторонняя проверка знаний. 10 мин.
Учитель:
На каждом уроке мы с вами возвращаемся к наиболее важным моментам ранее изученного материала.
Читаю фрагмент из повести Джерома & Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»: …Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью в 200 лошадиных сил действовал в радиусе 3 миль и валил человека с ног на расстоянии 200 ярдов»... Назвать физическое явление, о котором идет речь в данном фрагменте. Демонстрирую три рисунка и предлагаю найти рисунок, соответствующий явлению, происходящему в повести.
См. слайд 1 презентации.
Предлагаю, выполнив необходимые действия, составить единую цепочку из карточек «домино». Выполняется одним или двумя учениками на смартдоске.
См. слайд 2. «Физическое домино» - образец карточки «домино»:
[S]
=
Аукцион понимания формул: На экране записаны формулы. Сказать какие величины входят в данные формулы, что позволяют рассчитать, какой вид движения они описывают:
S = V*t, V=S/t, t=S/V.
См. слайд 3.
4. Аукцион понимания графиков: Каков вид движения? Чем они отличаются? Каковы скорости движения этих тел? Каков путь, пройденный каждым телом за 5 секунд? Какое расстояние было между ними в начальный момент времени?
S, м
1 2
20
4 8 12 16 20 t, c См. слайд 4
III. Подготовка к усвоению нового учебного материала: 3 мин. этап постановки целей и задач урока:
Проблемная ситуация:
Представим себе, что вас мама послала в кладовую и попросила принести 1 кг сахара. Что вам необходимо знать и уметь, чтобы выполнить просьбу мамы?
Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.
Учитель: Итак, для того чтобы выполнить мамину просьбу, вы должны уметь взвешивать, то есть находить массу тела. Сегодняшнее занятие мы и посвятим выработке этих умений и навыков.
IV. Усвоение новых знаний: 10 мин.
1. Мотивационный этап или этап создания нового знания: 5 мин. Мы выяснили, что массу тела можно измерить, если привести его во взаимодействие с телом известной массы и измерить скорости, приобретаемые покоящимися телами после взаимодействия. Но использовать такой способ не всегда удобно, поэтому я предлагаю вам познакомиться с другим устройством, которое бы позволило бы легко и просто измерить массу любого тела. И сначала выполним небольшое задание. С помощью рейки с осью, штатива установите в течение 2 минут, у какого тела масса больше (на столах у вас два цилиндра). Опишите созданное вами устройство.
Действительно, созданное вами устройство, позволяет сравнивать массы тел. В чем же его недостатки?
- нельзя определить числовое значение массы тела;
- нельзя подвесить таким способом жидкое или сыпучее вещество;
Поэтому если мы его усовершенствуем: подвесив чашки, прикрепив стрелку для установления равновесия этих чашек, получим прибор, который называют……. ВЕСЫ!. У этого устройства, называемое весами есть основные части, имеющие свои названия: См.слайд 5.
ВЕСЫ:
Итак, мы подошли с вами к основному вопросу нашего урока: ТЕМА УРОКА: ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА НА ВЕСАХ. Запишите ее в тетрадь. См. слайд 6.
2. Этап актуализации опорных знаний. 5 мин.
Учитель: Давайте вспомним прошлое занятие и то, что мы на нем рассмотрели.
Учитель: На прошлом занятии мы с вами изучили тему, которая называлась…
Ученик: «Масса. Единицы измерения массы».
Учитель: Скажите, пожалуйста, какое определение мы даем массе в 7 классе?
Ученик: Масса – мера инертности тела.
Учитель: Хорошо. А какие единицы измерения массы вы знаете?
Учитель: Какая из этих единиц принята за основную единицу?
Ученик: Килограмм.
V. Закрепление новых знаний, выполнение лабораторной работы - 15 мин.
Учитель: Давайте познакомимся с весами, выпускаемыми для лабораторных работ. Рассмотрите их. Есть ли в них те основные части, о которых мы с вами говорили? Найдите коромысло, чашки, указатель. Рассмотрим, как необходимо правильно проводить измерение массы тела.
АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ПРЕДПИСАНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ НА ВЕСАХ:
а) Для измерения массы тела, необходимо иметь тела, массы которых известны, поэтому к весам прилагается набор гирь разной массы. Рассказать о нем и дать задание: записать массы гирь в порядке их убывания.
б) Установить характеристики весов ( предел измерения и чувствительность весов).
в) Уравновесить весы.
г) Куда поместить взвешиваемое тело, а куда помещать гири?
д) В какой последовательности нужно устанавливать гири?
е) Как же определяем массу тела и рассчитываем погрешность?
В итоге мы получили порядок взвешивания тел на весах.
На ваших столах есть такая инструкция по взвешиванию и таблица для записи результатов измерения. (Смотри приложение).
Приступаем к практической работе:
В дорогу мы возьмем багаж:
Инструкцию, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
Измерьте массу четырех тел, результаты запишите в таблицы, каждый в свою таблицу (выполнение измерений проводить парами как «учитель и ученик»: массу 1 тела находите по инструкции совместно, массы 2 и 3 тел каждый по очереди, проговаривая порядок действий, массу 4 тела поочередно, не заглядывая в инструкцию).
А десяти ученикам предлагаю выполнить работу сразу на оценку на компьютерах.
Пусть кипит работа,
Сильней соревнованье!
И уверен я,
Успех решает не судьба,
А ваши знанья!
Учитель ведет консультирование по ходу выполнения работы после проверки выполненного задания на ПК.
VI. Подведение итогов урока – 3 мин.
Учитель:
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
Мне очень понравилось сегодня работать с вами. А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной рабочей группы, и лучше вас никто не знает, какой вклад внес каждый в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить работу своих товарищей по парте. Для этого выставьте оценку под заполненной таблицей своего товарища. Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что я также следил за работой каждого из вас на уроке.
VII. Информация о домашнем задании – 2 мин. Домашнее задание:§ 19, 20.
Рефлексия. Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. Перед каждым из вас находятся рисунки, на котором изображены рычажные весы, выберите, пожалуйста, тот, который бы соответствовал вашему настроению. См. слайд 7.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЗВЕШИВАНИЮ.
Установить коромысло весов так, чтобы оно могло свободно колебаться.
Уравновесить весы.
Поставить взвешиваемое тело на левую чашку весов (левша - на правую).
Положить гирю максимальной массы на правую чашку весов. Если гиря перетянет чашку, то гирю убрать в ящик-футляр и положить гирю со следующей меньшей массой и т.д., в порядке убывания масс, пока не будет достигнуто равновесие коромысла весов.
Подсчитать суммарную массу гирь, уравновешивающих взвешиваемое тело, и записать ее.
Найти погрешность измерения массы тела как половину наименьшей из гирь.
Записать значение массы взвешиваемого тела с учетом погрешности измерения.