Параллельное и последовательное соединения проводников. Урок исследование.
Параллельное и последовательное соединения проводников. Урок исследование.
экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном и последовательном соединениях проводников;
экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников;
продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Параллельное и последовательное соединения проводников. Урок исследование. »
Урок физики по теме: Параллельное и последовательное соединения проводников. Урок исследование.
ЭПИГРАФ: Эксперимент — истинный посредник между человеком и природой. Л. да Винчи Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой. Пифагор
ЦЕЛЬ: экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном и последовательном соединениях проводников;
экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников;
продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром);
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).
РАЗВИВАЮЩИЕ:
продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: (на одну группу)
источник питания (4В);
амперметры лабораторные;
вольтметры лабораторные;
ключ;
лампочки от карманного фонарика;
резисторы, сопротивлением 1 Ом;
резистор, сопротивлением 4 Ом;
провода соединительные;
ХОД УРОКА.
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
А. Верны ли утверждения?
1. Сила тока измеряется в вольтах.
2 Чем больше потребителей включено в цепь последовательно, тем больше сопротивление такой цепи.
3. Сила тока в цепи зависит от приложенного напряжения и сопротивления проводника.
4. Чем больше потребителей включено в цепь параллельно, тем больше сопротивление такой цепи.
5. Чем толще проводник, тем больше его электрическое сопротивление.
Б. На доске написаны формулы: I =U/R; I=I1+I2; R=ρl/S; U=U1+U2
Какая формула выражает основной закон для участка электрической цепи?
Какая запись выражает закон распределения сил токов в параллельно соединенных проводниках?
Какая формула дает возможность определить сопротивление проводника электрическому току, не включая его в цепь?
Какая запись выражает закон распределения электрического напряжения в последовательно соединенных проводниках?
В. На столе стоят приборы: 1) реостат, 2) вольтметр, 3) амперметр, 4) манометр, 5) аккумулятор, 6) электрометр.
Вопросы; Какой прибор-
1. Измеряет силу тока в цепи?
2. Определяет наличие и значение электрического заряда?
3. Измеряет напряжение в цепи?
4. Служит источником тока?
5. Не применяется в электротехнике?
III. ПРИМЕРНЫЙ ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ УЧАЩИМИСЯ.
При этом особое внимание заостряю на том, что проводники, включенные в указанные схемы, соединены по-разному. Здесь же с учащимися выясняем, каким образом соединяются проводники в указанных электрических схемах.
Далее предлагаю учащимся сегодня на уроке самим экспериментально изучить последовательное и параллельное соединения проводников в электрической цепи.
Для этого предлагаю учащимся разделиться на группы и выбрать для исследования один из способов соединения проводников в электрической цепи. (Количество учащихся в группе не превышает 4 человек. Также желательно чтобы количество групп занимающихся исследованием последовательного и параллельного способов соединения проводников было одинаковым).
После того как группы сформированы, вместе с учащимися формулируем задачи, решение которых планируем осуществить при проведении исследования, а также намечаем порядок выполнения работы.
ЗАДАЧИ:
Для каждого участка цепи, выбранного способа соединения проводников (схема 1 или схема 2), экспериментально определить значения силы тока и напряжения.
Определить общее сопротивление цепи на основании общего значения напряжения и силы тока в цепи (задание для групп, проводящих исследование последовательного способа соединения проводников в электрической цепи).
На основании полученных в ходе исследования результатов сделать соответствующие выводы.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Выбираем способ соединения проводников в электрической цепи, к изучению которого собираемся приступить.
Решаем, каким образом можно определить, например, силу тока на различных участках цепи. Рисуем соответствующую схему электрической цепи.
Показываем схему учителю.
Определяем, какие приборы требуются и в каком количестве. Берём необходимые приборы на демонстрационном столе.
Собираем электрическую цепь и показываем её учителю.
Замыкаем электрическую цепь. Показания приборов записываем в тетрадь. Делаем соответствующие выводы.
Аналогичным способом определяем другие электрические величины для исследуемого способа соединения проводников в электрической цепи. После этого все полученные в ходе выполнения работы результаты оформляем в тетради в следующем виде:
Далее обсуждаем с учащимися полученное выражение (5) на основе следующих рассуждений:
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Беседуя с учащимися, подводим итог тому, что нового узнали сегодня на уроке
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. §48,49 (повторить).
ЛИТЕРАТУРА:
Перышкин А.В., Физика: учебник для 8-го класса средней школы, М., изд. Дрофа, 2003
Методика преподавания физики в 6–7 классах, под ред. А.В.Усовой
Перышкин А.В. и др. “Преподавание физики в 6–7 классах средней школы”