Урок повторения и обобщения темы "Агрегатные превращения вещества"/
Разработка урока «Агрегатные превращения вещества» включает в себя компьютерную презентацию, созданную в Prezi. При создании презентации использовано большое количество возможностей для визуализации презентаций, посредством использования видеоматериалов, фотографий и рисунков сервиса Prezi.com и привлекает учащихся своей новизной. Работа веб-сервиса Prezi.com основана на технологии масштабирования (приближения и удаления объектов).
Урок сопровождается с показом слайдов, презентация включает в себя видеосюжеты и в таком виде записана на компакт-диск с целью ее последующего распространения. Методические рекомендации по использованию: использование при проведении внеклассных мероприятий и уроков физики. Презентация работает в операционных системах Windows и Linux . Презентация будет полезна тем, кто проводит уроки физики и внеклассные мероприятия.
Процесс создания и просмотра презентации происходит в браузере. А в интернет - сети презентацию можно найти по ссылке http://prezi.com/6mpxlbs1navo/untitled-prezi/.
При создании проекта использовались интернет-ресурсы:
http://images.yandex.ru
http://prezi.com
http://ru.wikipedia.org
http://elementy.ru
http://www.youtube.com/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 8 классе "Агрегатные превращения" »
Тема проекта:
Обобщающий урок по теме " Агрегатные превращения вещества"
Автор:
Нуриева Рамля Равиловна,
учитель физики МБОУ «Шушмабашская СОШ» Арского района РТ
2014
Обобщающий урок по теме " Агрегатные состояния вещества"
Цели и задачи урока:
Образовательные: обобщить, систематизировать знания по теме “Тепловые процессы”; совершенствовать навыки решения задач по теме;
Развивающие: развить познавательный интерес у учащихся; развить логическое мышление, направленное на решение нестандартных задач с учетом личностных особенностей учащихся;
Воспитательные: формирование всесторонне развитой личности;
В стеклянном сосуде плавают кусочки льда, сосуд плотно закрыт крышкой.
Задается вопрос учащимся: в каких агрегатных состояниях вы видите вещество?
Чем отличается одно агрегатное состояние вещества от другого?
Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?
В природе одно и то же вещество может находиться в трех состояниях жидком, твердом и газообразном. Наглядным примером является водяной пар, вода и лед. Однако, несмотря на большое внешнее различие трех состояний, атомный и молекулярный состав вещества в нем сохраняется. Меняется лишь характер взаимного расположения и движения частиц. В газах молекулы расположены совершенно беспорядочно и находятся на расстояниях порядка десятка диаметров самих молекул, поэтому силы притяжения между ними малы.
Вспомним, что происходит с молекулами вещества, когда вещество находится в разных агрегатных состояниях?
-какова скорость молекул вещества?
-какое расстояние между молекулами?
-каково взаимное расположение молекул?
3. Просмотр видеоматериала «Три состояния вещества»
4. А теперь подробнее рассмотрим фазовые переходы вещества.
Переход вещества из твердого состояния в жидкое называют плавлением
Вопросы:
Как изменяется внутренняя энергия вещества при плавлении?
Какое условие должно выполниться, чтобы тело начало плавиться?
Изменяются ли молекулы вещества при плавлении?
Что происходит с температурой вещества при плавлении?
Переход вещества из жидкого состояния в твердое называют кристаллизацией
Вопросы:
Когда тело начнет кристаллизоваться?
Как изменяется температура вещества при кристаллизации?
5. Рассмотрим графическое представление процесса плавления и кристаллизации.
Задание учащимся :
Проанализировать график:
Какой участок графика соответствует росту внутренней энергии?
3. Какие превращения происходят с данным веществом?
6. Учащиеся выполняют тест:
1.При плавлении тела ...
а) теплота может и поглощаться, и выделяться.
б) теплота не поглощается и не выделяется.
в) теплота поглощается.
г) теплота выделяется.
2. При кристаллизации жидкости ...
а) температура может и повышаться, и понижаться.
б) температура не изменяется.
в) температура понижается.
г) температура повышается.
3. При плавлении кристаллического тела ...
а) температура понижается.
б) температура может и повышаться, и понижаться.
в) температура не изменяется.
г) температура повышается.
4. При агрегатных превращениях вещества количество молекул вещества …
а) не изменяется.
б) может и увеличиваться, и уменьшаться.
в) уменьшается.
г) увеличивается.
Учащиеся сверяют свои ответы с ключом и делают выводы.
7. Творческое задание «Объясните опыт!»
Учащимся нужно будет объяснить опыт по наблюдению плавления льда. Уровень воды в стакане при плавлении льда не изменяется. Почему?
8. «Это интересно!» Интересный факт из свойств воды: расширение при замерзании. Рассматривается на примере опыта, сделанного учеником 9 класса.
9. А теперь вспомним процесс парообразования и конденсацию.
Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называют парообразованием
Задание учащимся:
- Опишите изменение внутренней энергии при парообразовании;
- Что происходит с температурой во время парообразования?
- Что такое конденсация?
- Испарение и его особенности;
- Какие молекулы покидают жидкость при испарении?
- Как изменяется внутренняя энергия при испарении?
- как меняется масса жидкости?
Испарение происходит при любой температуре!
10. Объясните опыт: «Вызываем тучу!»
А температура кипения всегда одинакова? Нет, температура кипения может измениться при изменении давления. Видеоматериал «Наблюдение опыта. Кипение воды при пониженном давлении»
А может ли испаряться твердое вещество? Понятие сублимации и десублимации:
Сублимация — переход вещества из твёрдого состояния в газообразное без пребывания в жидком состоянии;
Десублимация - физический процесс перехода вещества из газообразного состояния в твёрдое, минуя жидкое. Примером десублимации является появление ледяных узоров на оконных стёклах в зимнее время и такие атмосферные явления, как иней и изморозь.
11. Устное задание «Закончи фразу»:
переход вещества из твердого состояния в жидкое называют... (плавление);
температура, при которой вещество плавится, называют... (температурой плавления вещества);
переход вещества из жидкого состояния в твердое называют...
(отвердевние или кристаллизация).
средняя кинетическая энергия и скорость молекул в охлажденном расплавленном веществе ... (уменьшаются);
явление превращения жидкости в пар называется ... (парообразованием);
парообразование, происходящее с поверхности жидкости называется... (испарением)
физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры, называется... (удельной теплотой парообразования).
12. Повторим формулы для расчета величин (раздаются карточки)
Физическая величина
Единица измерения
обозначение
Формула для расчета
1.Количество теплоты
1.
1. q
1. L=
2.Удельная теплоемкость
2.
2. Q
2. c=
3.Температура тела
3. кг
3. m
3. λ=
4.Удельная теплота сгорания топлива
4.
4. t
4. ∆t=
5.Удельная теплота плавления
5. Дж
5. λ
5. m=
6.Удельная теплота парообразования
6. Н
6. L
6. Q = с • m• (t2 – t1)
7.Масса тела
7. км
7. c
7 q=
После того, как ученики найдут соответствие, проверка по диаграмме в презентации
13. “Порешаем!” Учащимся предлагается решить задачу: Какое количество теплоты необходимо, чтобы лед массой 2 кг при температуре -50°C превратить в воду при 100 °C и полностью перевести ее в пар?
14. Итоги урока. Оценки.
Домашняя работа
На дворе переполох: С неба сыплется горох Съела шесть горошин Нина, У нее теперь ангина.
Что это за явление? (Град.)
Какую энергию истратил организм Нины на плавление и нагревание шести градин до нормальной температуры тела, если масса градины 2 грамма (t1 = 0 °C).