Развитие познавательной деятельности. Изучение видов равновесия.
Формирование способности выявлять признаки видов равновесия.
Формирование представлений о физической картине мира.
Планируемые результаты.
1. Понятия и термины:
закреплены: поступательное и вращательное движение; центр масс; потенциальная энергия тела в поле силы тяжести;
введены: устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие.
2. Предметные знания и умения:
овладение способами нахождения центра масс геометрических фигур;
умение выявлять особенности видов равновесия;
устанавливать причинно-следственные связи при выполнении исследовательских действий.
3. Метапредметные универсальные учебные действия:
личностные УУД: изучение видов равновесия имеет большое практическое значение для машиностроения, строительного дела, приборостроения и других областей техники;
познавательные УУД: умение проводить исследования, отбирать нужную информацию, подтверждать гипотезу, делать выводы и применение полученных знаний для выявления устойчивого равновесия, имеющего поверхность опоры;
регулятивныеУУД: управление познавательной и учебной деятельностью;
коммуникативные УУД: эффективное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Задачи урока:
Актуализировать знания.
Изучить виды равновесия.
Побудить к самостоятельному выяснению закономерностей видов равновесия.
Учебно-методический комплекс:
Учебники: физика 10, Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев,Н.Н. Сотский; Л.И. Анцифиров.
Задачник по физике 9–11. А.П. Рымкевич.
Презентация на тему: "Почему не падает Пизанская башня".
Дидактический материал: Практическое задание: 1.Тема: "Изучение равновесия тела, имеющего ось опоры". 2. Тема: "Устойчивое равновесие тела, имеющего поверхность опоры".
Почему падает Пизанская башня? Вершина отклонена на 5,3 м от центра, скорость падения башни 1мм / год.
Периодически проводятся работы по укреплению башни. Сформулируйте вопросы, которые возникли при виде падающей башни. Исходя из вопросов, будет сформулирована тема, цель и задачи урока.
Задачи № 1,2. Обратить внимание на изменение потенциальной энергии тел при поступательном и вращательном движении.
Задачи на определение центра масс геометрическим способом.
Практическое задание 1.
Тема: "Изучение равновесия тела".
Оборудование: цилиндр, линейка, карандаш.
Цель: Выяснить условие устойчивого, неустойчивого и безразличного равновесия.
Гипотеза: Если потенциальная энергия центра масс меняется, то состояние системы зависит от положения центра масс и направления результирующей силы.
Ход работы.
Неустойчивое равновесие.
Положите карандаш под середину линейки, края которой прижаты к столу.
Поместите цилиндр на вершину выпуклой поверхности линейки.
Слегка сместите цилиндр вправо и влево.
Что происходит с цилиндром.
При каком условии равновесие будет неустойчивым.
Проанализируйте, как направлена результирующая сила, действующая на цилиндр; изменение положения центра массотносительно стола.
Подтверждение гипотезы.
Устойчивое равновесие.
Изогните линейку так, чтобы получилась вогнутая поверхность.
Поместите цилиндр на нижнюю часть поверхности линейки.
Слегка сместите цилиндр вправо и влево.
Что происходит с цилиндром.
При каком условии равновесие цилиндра будет устойчивым.
Проанализируйте, как направлена результирующая сила, действующая на цилиндр; изменение положения центра масс относительно стола.
Подтверждение гипотезы.
Безразличное равновесие.
Положите цилиндр на горизонтальную поверхность линейки.
Слегка сместите цилиндр вправо и влево.
Почему цилиндр в любом положении сохраняет равновесие?
Каково положение центра масс цилиндра относительно поверхности стола.
Подтверждение гипотезы.
Подготовьте отчет о проделанной работе, сделайте вывод.
Практическая работа 2.
Выяснение условия устойчивого равновесия тела, имеющего поверхность опоры.