kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок физики 8 класс Отражение света

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики 8 класс на тему отражение света, соответствует ФГОС. План урока оформлен при помощью технологической карты. Имеется презентация урока. Урок соответствует всем современным требованиям.  Данный урок проводится сразу после узучения темы прямолинейное распространение света, образование тени о полутени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технол_карта »

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет

физика

Класс

8


Тема урока



Отражение света. Закон отражения света

Автор разработки

Порядина Елена Васильевна, учитель физики МКОУ «Эртильская СОШ№1», I КК

Педагогические цели урока



1. Расширение понятийной базы «Закона прямолинейного распространения света» за счёт включения в неё новых элементов.

2. Создание условий для формирования у учащихся знаний о законе отражения света.

3. Сформулировать и научить применять закон отражения света.


Задачи урока

Обучающая


Развивающая

Воспитательная

Познакомить учащихся с особенностями распространения света на границе раздела двух сред, помочь экспериментально установить и сформулировать закон отражения света;




Способствовать формированию умения анализировать, сопоставлять и делать выводы, выделять главное, обобщать, объяснять понятия, доказывать свою точку зрения на основе эксперимента

Развитие умения выдвигать идеи, выявлять причинно-следственные связи, способствовать развитию общения, умения работать в парах ;

. учить находить и воспринимать прекрасное в природе, воспитывать бережное к ней отношение, а также к людям, лишенным зрения.



Тип урока


Урок получения новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится: формировать понятия: падающий и отраженный лучи, угол падения и отражения;

Ученик получит возможность научиться:

понимать сущности явления отражения;

осмысления закона отражения света.


Регулятивные: ученик научится ставить конкретную цель, планировать, прогнозировать возможные ситуации.

Познавательные: развитие установления в сознании учащихся связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности; развитие умения вести исследовательскую работу, ставить и анализировать физический эксперимент; формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.

Коммуникативные: развитие умения излагать и отстаивать свою точку зрения


  • формирование мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;

  • формирование интереса к изучению законов природы и их применению в различных областях человеческой деятельности;

  • формирование культуры общения при работе в парах.

  • формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления


Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

Единая коллекция ЦОР

http://school-collection.edu.ru


Учебник «А.В. Пёрышкин. Физика. 8 класс. – М., Дрофа , 2012 г.»

карточки рефлексии, дидактический материал, презентация урока

компьютер, экран, проектор, карандаши, транспортиры, лабораторные наборы по оптике.

Основные понятия

падающий луч, луч отражения, угол падения (α) , угол отражения (β) , обратимость световых лучей, закон отражения света


Форма проведения урока

Урок- исследование.




1. Организационный момент (1 мин)


Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД

СЛАЙД 1 Здравствуйте, ребята!  На прошлом уроке мы уже начали изучать удивительный мир оптических явлений. Сегодня я вам предлагаю разгадать тайну ещё одного красивейшего оптического явление. Надеюсь на сотрудничество.


Приветствует учащихся






Высказывает пожелание плодотворной работы.




Приветствуют учителя, взаимодействуют с учителем, слушают учителя, настраиваются на занятие


Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: умение настраиваться на занятие

Личностные:

Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

Цель: Проверить усвоение ранее изученного материала..

Итак, мы продолжаем наше знакомство со световыми явлениями, но для его продолжения необходимо вспомнить о чем мы говорили на прошлом уроке

Опрос Верю – не верю:

  1. Свет проходит расстояние от солнца до земли примерно за 8 минут (да)

  2. Лампа является естественным источником света (нет)

  3. Раздел физики, изучающий световые явления называется механикой (нет)

  4. Световой луч, это узкий пучок света, линия, вдоль которой распространяется световая энергия (да)

  5. Свет в однородной среде распространяется по окружности (нет)

  6. Лунные и солнечные затмения доказывают прямолинейность распространения света (да)

  7. Солнечное затмение наблюдается когда луна находится между солнцем и землей (да)

  8. Тень – это область пространства, куда не попадает свет от источника (да)

  9. Полутень – это половина тени (нет)

  10. Рабочее место учащегося должно быть освещено справа (нет)

  11. На свою тень наступить нельзя (да)


Проверяет у учащихся усвоение материала прошлого урока





Задаёт вопрос














Открывает ответы на доске







Слушают учителя.







Отвечают на вопросы














Обмениваются тетрадями и проверяют ответы друг друга, оценивают.


Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу, выделение существенной информации из слов учителя.



Коммуникативные: вступать в учебный диалог:

Регулятивные: Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Личностные:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.


3. Актуализация знаний (2 мин)

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

СЛАЙД 1

О каком явлении идёт речь в отрывке?

-Сформулируйте тему урока

Читает отрывок из стихотворения, задает вопросы, организует обсуждения ответов.


Отвечают на вопросы учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта




Отвечают на вопрос учителя







Формулируют тему урока


Сознавать эволюцию взглядов на природу света, описывание явления природы

Личностные: умение проявлять интерес к информации.

Коммуникативные: умение высказывать собственные мысли

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,

и того, что еще неизвестно

4. Постановка учебной проблемы. (3 мин)

Цель: осознание потребности к построению нового способа действий

СЛАЙД 1 Итак, тема нашего урока… («Отражение света. Закон отражения света»)

-Почему мы видим окружающие нас тела? Что происходит со светом, когда на его пути встречаются препятствия, как происходит отражение света и каковы его законы

Ответы на все эти вопросы мы дадим на этом уроке


«Подчёркивает» тему урока


Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала

Обсуждает с учащимися ранее изученное.

Ставит вопросы















Отвечают на вопросы

Формулируют цель урока







Выделение существенной информации из слов учителя






Сознавать эволюцию взглядов на природу света

Регулятивные: умение ставить цель в форме предстоящего результата.

Коммуникативные: умение строить высказывания

5. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта (15 мин)

Цель: «Открытие» новых знаний

Обратимся к опыту Я включаю источник света Что вы видите? (Луч света)

«Перекрыть дорогу лучу, сбить с пути» очень удобно с помощью обычного зеркала




Итак луч, на пути которого нет зеркала распространяется ……(прямолинейно), а от зеркала……( отражается)









В физике зеркало изображают в виде плоскости, с надсечкой.

- Луч света, падающий на него или отраженный - в виде прямой со стрелкой

ЗАПОМНИ: угол падения - угол между падающим лучом и перпендикуляром,

восстановленным в точку падения светового луча;

угол отражения- угол между отраженным лучом и перпендикуляром,

восстановленным в точку падения светового луча.


СЛАЙД 2 Описание законов прямолинейного распространения света в однородной среде и закона отражения света мы встречаем у греческого ученого Евклида, жившего в 3 веке до нашей эры.

Давайте и мы с Вами побудим сегодня Евклидами, проведем простой опыт, чтобы установить закон, по которому происходит отражение света. Для этого вам нужно выполнить задание в парах.

Прочитайте инструкцию по выполнению задания. В ходе эксперимента выясните зависимость угла отражения от угла падения.







Проводит эксперимент





Просит учащихся дополнить предложения

























Организует работу в группах (парах)




Формулирует условие задания.





Выслушивает ответы представителей групп





Следят за результатом эксперимента




Отвечают на поставленный вопрос











Зарисовывают падающий и отражённый луч в тетради











Слушают учителя







Читают инструкцию и выполняют эксперимент в парах. Обсуждают выводы



Сообщают результаты эксперимента, сравнивают результаты, отвечают на вопросы, формулируют выводы.


  • Работа с новыми понятиями

  • Работа с новой информацией (поиск, выдвижение гипотез, проверка)

  • Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления




Регулятивные: умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку

Коммуникативные: умение представлять результаты деятельности в устной форме, умение вести диалог, уважать мнение другого человека.

Личностные:

внутренняя позиция, мотивация


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (2 мин)

Цель: Воспроизведение изученного материала

СЛАЙД 3

-Итак, вы сформулировали определения основных понятий, касающихся закона отражения света, а также сам закон. На стр.154 учебника найдите формулировку закона отражения света. Внимательно прочитайте его и сравните с вашей формулировкой



Закон отражения света гласит: Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча. Угол падения равен углу отражения.

Даёт учащимся задание работать с учебником

Читают, выделяют существенную информацию.



  • Работа с новыми понятиями

  • Работа с новой информацией


регулятивная:

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Планирование своих действий. Корректировка своих действий. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

7. Проверка понимания изученного материала (5 мин)

Цель: Самостоятельное применение полученных знаний

Давайте проверим, запомнили ли вы новое правило.

Ответе на вопросы

СЛАЙД 4. 1. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол отражения равен 400?

СЛАЙД 5. 2. На плоское зеркало падают два луча, угол между которыми 10˚. Каким будет угол между отраженными лучами?

СЛАЙД 6. 3. Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения в 4 раза больше, чем угол между падающим лучом и зеркалом. Чему равен угол отражения?

Предлагает задачи, проверяет решения.


Отвечают на вопросы.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения., структурировать знания


Личностные: умение внести необходимые дополнения и коррективы

Регулятивные: умение осознавать, что усвоено, что подлежит усвоению

Коммуникативные:

строить небольшие монологические высказывания


8. Включение в систему знаний и повторение. (12 мин)

СЛАЙД 7. Отражение света встречается повсеместно в нашей жизни!

- Посмотрите на фотографии на которых два вида отражения?

- Скажите, к числу поверхностей, дающих зеркальное отражение, что можно отнести? (спокойная поверхность воды, полированной мебели, поверхность оконного стекла)

СЛАЙД 8-11

Свет зеркально отражается от очень гладкой поверхности. Лучи при этом отражаются параллельно. После отражения от шероховатой поверхности свет распространяется во все стороны. Такое изображение называют диффузным или рассеянным. Большинство предметов мы видим, потому что они отражают свет диффузно.

Выполним еще одно задание СЛАЙД 12-13

Постройте дальнейший ход луча при зеркальном отражении

Исследовательская работа

СЛАЙД 14. Ваша задача исследовать особенности  прибора, выяснить принцип действия и как он устроен.

Схема ответа:

1.Назначение прибора.

2. На каком принципе действует.

3.Для каких целей используется (использовался).

Перископ

  1. Периско́п— оптический прибор для наблюдения из укрытия.

  2. Принцип действия основан на отражении света от зеркал и призм, изменении направления луча обзора наблюдателя.

  3. Применяется на подводных лодках, ручные перископы и стереотрубы (их также можно использовать как перископ) — широко применяются в военном деле.


СЛАЙД 15-18Работа с тестом ( при наличии времени)


Объясняет виды отражения

















Наблюдает за правильностью построения



Отдаёт детям прибор, помогает провести исследование

























Организует работу с текстами.








Рассматривают слайды




















Выполняют построение


















Учащиеся выполняют задание















Работают с текстами, отвечают на вопросы









умение работать с информацией,

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации

Коммуникативные: умение высказывать собственные мысли, умение слушать и воспринимать речь другого собеседника


Регулятивная:

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Планирование своих действий.

Личностные: умение внести необходимые дополнения и коррективы


9. Подведение итогов урока (2 мин)

Цель: Самостоятельное применение полученных знаний

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Какая цель стояла перед нами на этом уроке?

  • Достигнута ли наша цель?

  • Что нового Вы узнали на уроке?

  • Какова практическая значимость изучаемого вопроса?


В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом.

Отвечают на вопросы учителя

Объективно оценивают свое пребывание на уроке

умение структурировать знания

Личностные :

Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Регулятивные:

на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга

10. Домашнее задание (1 мин)

Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний

СЛАЙД 19

  1. П. 63 Упр. 30


  1. сообщения:

«История создания перископа»,

«История создания и принцип действия калейдоскопа»,

«Фокусы с зеркалами»,


Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

Мотивирует выполнение домашнего задания.


Слушают учителя и записывают домашнее задание


Коммуникативная: Осознают качество и уровень усвоения

Регулятивная: Регуляция учебной деятельности.



11. Рефлексия (2 мин)

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

СЛАЙД 20

 - Сегодня мы с вами приоткрыли ещё одну тайну в мире света – установили закон его отражения.

- Хотелось бы отметить, что мы с вами очень счастливые люди, люди, которые могут видеть. Закройте глаза и представьте, хоть на минуточку жизнь в темноте. Страшно? Больно и обидно тем, кто никого не видел красивейших картин мироздания.

СЛАЙД 21

- И закончить наш урок, я предлагаю небольшой анкетой и листом самооценки. В которой всего 4 вопроса. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, выбрав из списка и подчеркнув то, что относится к вам.




Подводит итоги учебного занятия Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.


Оценивают свою работу


Личностные: самооценка работы на уроке, понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва






Просмотр содержимого презентации
«Открытый урок»

Евклид Описание законов прямолинейного распространения света в однородной среде и закона отражения света мы встречаем у греческого ученого Евклида, жившего в 3 веке до нашей эры.

Евклид

Описание законов прямолинейного распространения света

в однородной среде и закона отражения света мы встречаем у греческого ученого Евклида, жившего в 3 веке до нашей эры.

Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром к границе раздела двух сред в точке падения луча.  Угол падения равен углу отражения.  α = β

Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром к границе раздела двух сред в точке падения луча.

Угол падения равен углу отражения.

α = β

Задачи 1. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отраженным равен 40˚?

Задачи

1. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отраженным равен 40˚?

Задачи  2 . На плоское зеркало падают два луча, угол между которыми 10˚. Каким будет угол между отраженными лучами?

Задачи

2 . На плоское зеркало падают два луча, угол между которыми 10˚. Каким будет угол между отраженными лучами?

Задачи 3. Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения в 4 раза больше, чем угол между падающим лучом и зеркалом. Чему равен угол отражения?

Задачи

3. Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения в 4 раза больше, чем угол между падающим лучом и зеркалом. Чему равен угол отражения?

Виды изображений

Виды изображений

Зеркальное отражение

Зеркальное отражение

Диффузное отражение

Диффузное отражение

Отражение лучей света от ровной поверхности

Отражение лучей света от ровной поверхности

Отражение света от неровной поверхности

Отражение света от неровной поверхности

Постройте дальнейший ход луча при зеркальном отражении

Постройте дальнейший ход луча при зеркальном отражении

Постройте дальнейший ход луча при зеркальном отражении

Постройте дальнейший ход луча при зеркальном отражении

Перископ

Перископ

Какие из указанных на рисунке поверхностей зеркальные?  1 2 3 4 1 2 3 4

Какие из указанных на рисунке поверхностей зеркальные?

1 2 3 4

1

2

3

4

На каком рисунке угол отражения обозначен правильно?  1 2 3 1 2 3

На каком рисунке угол отражения обозначен правильно?

1 2 3

1

2

3

В какой точке расположен источник света, если человек, находящийся в точке  Д, видит его изображение?  В какой точке расположен источник света, если человек , находящийся в точке Д, видит его изображение?  непрозрачная ширма  А Б В Д ● ● ● ●  зеркало А Б В

В какой точке расположен источник света, если человек, находящийся в точке Д, видит его изображение?

В какой точке расположен источник света, если человек , находящийся в точке Д, видит его изображение?

непрозрачная ширма

А Б В Д

● ● ● ●

зеркало

А

Б

В

В какой точке расположен источник света, если человек, находящийся в точке  Д, видит его изображение?  В какой точке расположен источник света, если человек , находящийся в точке Д, видит его изображение?  непрозрачная ширма  А Б В Д ● ● ● ●  зеркало Б

В какой точке расположен источник света, если человек, находящийся в точке Д, видит его изображение?

В какой точке расположен источник света, если человек , находящийся в точке Д, видит его изображение?

непрозрачная ширма

А Б В Д

● ● ● ●

зеркало

Б

Домашнее задание: 1. П. 63 Упр. 30 сообщения: «История создания перископа», «История создания и принцип действия калейдоскопа», «Фокусы с зеркалами»,

Домашнее задание:

1. П. 63 Упр. 30

сообщения:

«История создания перископа»,

«История создания и принцип действия калейдоскопа»,

«Фокусы с зеркалами»,

Рефлексия 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. За урок я 4. Материал урока мне был активно / пассивно доволен / не доволен не устал / устал понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

Рефлексия

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. За урок я

4. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

не устал / устал

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок физики 8 класс Отражение света

Автор: Порядина Елена Васильевна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Разработка урока по физике 8 класс "Отражение света. Законы отражения" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-po-fizikie-8-klass-otrazhieniie-svieta-zakony-otrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "104172"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402673972"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока на тему "Отражение света" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-otrazhieniie-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "206081"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430110026"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация по физики (8 класс) "Отражение света" "
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-po-fiziki-8-klass-otrazhieniie-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "116066"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412245264"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Разработка урока по физике для 9 класса "Отражение света. Плоское зеркало"."
    ["seo_title"] => string(69) "razrabotkaurokapofizikiedlia9klassaotrazhieniiesvietaploskoiezierkalo"
    ["file_id"] => string(6) "280759"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453409080"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок физики в 11 классе "Интерференция света""
    ["seo_title"] => string(50) "urok-fiziki-v-11-klassie-intierfierientsiia-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "280848"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453442609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства