kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по физике 8 класс "Отражение света. Законы отражения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по физике 8 класс: Отражение света. Закон отражения света. 

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с особенностями распространения света на границе раздела двух сред;
  • сформировать понятия: угол падения, угол отражения, падающий луч и отраженный луч;
  • сформировать знание о связи между углами падения и отражения света;
  • сформулировать закон отражения света;
  • сформировать умения строить падающий и отраженный луч;
  • продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения строить индуктивные выводы.

Организационные формы и методы обучения:

  • Традиционные  вводная беседа, беседа при формировании понятий, беседа при подведении итогов урока.
  • Инновационные  исследовательский метод, экспериментальная работа учащихся в малых группах.

Средства обучения:

  • Традиционные  оптический диск, стеклянная пластина, зеркало.
  • Инновационные – тест-программа Мастер-тест.
  • Презентация к уроку, тест-программа.   
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«отражение света»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 32 п. Новоорск, Оренбургская область.

Автор составитель: Козина Е.С. – учитель физики и информатики.

Конспект урока по физике 8 класс: Отражение света. Закон отражения света.

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с особенностями распространения света на границе раздела двух сред;

  • сформировать понятия: угол падения, угол отражения, падающий луч и отраженный луч;

  • сформировать знание о связи между углами падения и отражения света;

  • сформулировать закон отражения света;

  • сформировать умения строить падающий и отраженный луч;

  • продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения строить индуктивные выводы.

Организационные формы и методы обучения:

  • Традиционные  вводная беседа, беседа при формировании понятий, беседа при подведении итогов урока.

  • Инновационные  исследовательский метод, экспериментальная работа учащихся в малых группах.

Средства обучения:

  • Традиционные  оптический диск, стеклянная пластина, зеркало.

  • Инновационные – тест-программа Мастер-тест.

  • Презентация к уроку, тест-программа.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1.

О Свет, живущий в вышине!
Твои Лучи приятны мне!
Когда меня Ты осеняешь,
То дух и плоть Ты сотрясаешь…
И всё волнуется во мне,
Как будто я в чудесном сне!

Ребята, посмотрите на эти две картинки. О каком явлении здесь идет речь? Правильно, о прямолинейном распространении света.

2. Повторение пройденного материала.

10 учащихся отвечают на вопросы тест-программы (Приложение 1), остальные выполняют работу на листочках.

Слайд 2.

1-й вариант.

А) Высота столба, дающего тень длиной 50 см, равна 2 м. Длина тени от дома 4м. Определите высоту дома.

Б) Определите положение тени и полутени:

2-й вариант.

А) Длина тени от ели высотой 2 м равна 40 см. Какова высота березы, стоящей рядом, если длина тени от нее 2 м?

Б) Определите положение тени и полутени:

3-й вариант.

А) Длина тени дерева высотой 2 м равна 3м. Какова высота столба, если длина тени от него 4,5 м?

Б) Определите положение тени о полутени:

4-й вариант.

А) Длина тени метровой линейки 50см. определите высоту дома, если длина тени от него 1м50см.

Б) Определите положение тени и полутени:

3. Объяснение нового материала.

Слайд 3 и 4.

Мы познакомимся с явлением, происходящим на границе раздела двух сред. 
Демонстрация: оптический диск, стеклянная пластина.
При падении пучка света на границу раздела двух сред пучок раздваивается: одна его часть возвращается в первую среду (и это явление называется отражением света), а другая – проникает во вторую среду, изменив свое направление (это явление называется преломлением света).
Посмотрите на следующие рисунки и скажите, какое явление здесь изображено.

Слайд 5.

Запишем тему урока: Отражение света. Закон отражения света.

 

Слайд 6.

Различают зеркальное и диффузное отражение. Диффузно отражают шероховатые (матовые) поверхности, при этом отраженные лучи распространяются во все стороны более или менее равномерно (каждая точка поверхности отражает свет только в своем направлении). Зеркально свет отражается от полированных поверхностей (свет отражается в строго определенном направлении).

Вопрос: под каким углом отражается луч света?

Демонстрация: равенство углов при отражении от зеркальной поверхности.

Слайд 7. Видеоролик “Закон отражения света”

Слайд 8. Закон отражения света:

А) луч падающий и луч отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным в точке падения;

Б) угол падения равен углу отражения.

Падающий и отраженный лучи могут меняться местами. Это свойство лучей называется обратимостью световых лучей.

Слайд 9. Построение отраженного луча.

  1. Восстанавливаем перпендикуляр CD в точке падения луча АО.

  2. Отмечаем угол падения.

  3. Отмеряем точно такой же угол с противоположной стороны. Получаем луч ОВ.

  4. Показываем угол отражения.

Слайд 10–11.

4. Закрепление изученного материала.

1. Решите задачи:

А) 

Б) Чему равен угол отражения, если угол между лучом и зеркалом равен 30°?

В) В какой точке расположен источник света, если человек, находящийся в точке Д, видит его изображение?

2. Постройте дальнейший ход луча при зеркальном отражении:

Слайд 12.

5. Домашнее задание.

1. §63, упр. 30(1,3)

2. Постройте дальнейший ход луча при зеркальном отражении:

3. Изучить материалы сайта http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_3.swf

 



















1-й вариант.

А) Высота столба, дающего тень длиной 50 см, равна 2 м. Длина тени от дома 4м. Определите высоту дома.

Б) Определите положение тени и полутени:

2-й вариант.

А) Длина тени от ели высотой 2 м равна 40 см. Какова высота березы, стоящей рядом, если длина тени от нее 2 м?

Б) Определите положение тени и полутени:



3-й вариант.

А) Длина тени дерева высотой 2 м равна 3м. Какова высота столба, если длина тени от него 4,5 м?

Б) Определите положение тени о полутени:



4-й вариант.

А) Длина тени метровой линейки 50см. определите высоту дома, если длина тени от него 1м50см.

Б) Определите положение тени и полутени:





Просмотр содержимого документа
«урок отражение тит лист»

«Построение изображения

в плоском зеркале»



«Хорош цветок в зеркале,

да не возьмёшь,

близко Луна,

да не достанешь».

Японская пословица.













2014г.

Просмотр содержимого документа
«урок плоское зеркало»

Урок физики в 8 классе

Тема: Плоское зеркало

Тип занятия: урок первичного ознакомления с материалом и практического применения знаний и умений.

Продолжительность занятия: 35-40 минут.

Цели:

образовательная

  • проверить усвоение учащимися физических понятий (световой луч, угол падения, угол отражения );

  • выявить уровень сформированности знания о видах отражения; о законах отражения;

  • формирование понятия о виде зеркал, плоском зеркале;

  • формирование понятия о построении и свойствах изображения в плоском зеркале;

  • формирование единых взглядов на физическую картину природы;

развивающая

  • готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании);

  • продолжать формирование умения анализировать и обобщать материал;

  • продолжать развивать монологическую речь к использованию физических терминов;

  • Переход от репродуктивной к продуктивной мыслительной деятельности;

  • побуждение учащихся к поиску нестандартных путей при решении качественных задач

воспитательная

  • формирование умений принимать коллективные и самостоятельные решения;

  • настойчивость (достижение цели);

  • готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

  • гибкость (восприятие идей других);

Задачи урока:

1. Образовательные

  • сформулировать понятие «мнимое изображение», «симметрия зеркальная»

  • изучить алгоритм построения изображения в плоском зеркале

2. Развивающие

  • продолжить формирование умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения по данной теме.

  • работать над формированием умений анализировать свойства и явления на основе знаний.

3. Воспитывающие

  • показать значение опытных фактов и эксперимента в жизни человека.

  • раскрыть значение накопления фактов и их уточнений при познавании явлений.

  • познакомить учащихся с взаимосвязью и обусловленностью явлений окружающего мира.

Оборудование и приборы: зеркала, треугольники

ТСО: компьютер, проектор

Технологическая карта урока:

Вызов

Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.


Осмысление

Учащиеся читают, текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструировать (корректируют) цели своего учения


Рефлексия

Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинноследственные связи.

Прием «Ключевые термины»

(работа в 4-ках)

Прием
«Чтение с пометками
INSERT».

(работа в парах с научно-популярным текстом)

Составление кластера «Ладошка»

Прием «хайку» или «хокку» (трехстишье)-жанр японской лирики. Мастерство в том, чтобы в 3-х строках описать момент. Сказать много небольшим количеством слов- главный принцип хайку.

(индивидуально)

I.Организационный момент:

о, зеркало! мой друг и враг.

что скажешь в этот раЗ?

что не цвету уже ,как мак?

морщинки возле глаз?

померк румяный жар ланит,

грустинка в синеве?

и складка горечи обид легла промеж бровей?

да, вижу я в твоем окне ,

что ты опять не лжешь.

что пропадают,как в огне

дни юности моей, ну что ж.

прими меня такой , как есть.

и верю, что не раз

блеснут в торжественном стекле

огни счастливых глаз.

а слезы тайные утри,

им воли не давай.

поверь мне, я дождусь любви.

ведь снова скоро май!

II. Стадия вызова. Работа в группах по 4 человека.

ключевые слова:

учитель выписывает на доску 4- 5 ключевых слов. парам отводится 5 мин на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем уроке.

  • законы отражения

  • гладкая поверхность

  • симметрия

  • нереальный мир



III. Стадия осмысления.

Задание 1.Чтобы познакомиться с явлением отражения в плоском зеркале мы приступаем к чтению текста.


Текст: Изображение в плоском зеркале.

Изображение предмета в плоском зеркале образуется за зеркалом, то есть там, где предмета на самом деле нет. Как это получается? Изображение предмета, даваемое плоским зеркалом, формируется за счет лучей, отраженных от зеркальной поверхности. На рисунке показано, как глаз воспринимает изображение точки S в зеркале. Лучи SО, SО1 и SО2 отражаются от зеркала в соответствии с законами отражения . Луч падает на зеркало перпендикулярно ( = 0°) и, отражаясь ( = 0°), не попадает в глаз. Лучи SО1 и SО2 после отражении попадают в глаз расходящимся пучком, глаз воспринимает светящуюся точку S1 за зеркалом. На самом деле в точке S1 сходятся продолжения отраженных лучей (пунктир), а не сами лучи (это только кажется, что попадающие в глаз расходящиеся лучи исходят из точек, расположенных в "зазеркалье"), поэтому такое изображение называют воображаемым (или мнимым), а точка из которой, как нам кажется, исходит каждый пучок, и есть точка изображения. Вследствие закона отражения света мнимое изображение предмета располагается симметрично относительно зеркальной поверхности. Размер изображения равен размеру самого предмета. В действительности световые лучи не проходят сквозь зеркало. Нам только кажется, будто свет исходит от изображения, поскольку наш мозг воспринимает попадающий к нам в глаза свет как свет от источника, находящегося перед нами. Так как лучи в действительности не сходятся в изображении, поместив лист белой бумаги или фотоплёнку в то место, где находится изображение, мы не получим никакого изображения. Поэтому такое изображение называют мнимым. Его следует отличать от действительного изображения , через которое свет проходит и которое можно получить, поместив там, где оно находится, лист бумаги или фотоплёнку. Как мы увидим в дальнейшем, действительные изображения можно формировать с помощью линз и кривых зеркал (например сферических). Точки S и S' симметричны относительно зеркала: SО = ОS'. Их ображение в плоском зеркале воображаемое, прямое (не обратное), одинаковое по размерам с предметом и расположено на таком же расстоянии от зеркала, что и сам предмет.

Памятка:Во время чтения Вы должны делать следующие пометки на полях (прием ИНСЕРТ)

“V” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

“– “ - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

“+” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

“?” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.

После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. При этом записывайте в нее только ключевые слова или фразы: “V” “– “ “+“ “?”

V

+

-

?

Я это знал

Новое для

меня

Я думал иначе

Интересно…

Непонятно…

Нужно разобраться …

Обсудите содержание заполненных таблиц с соседом по парте, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всему классу для обсуждения.

Обсуждение противоречий и вопросов, возникнувших при работе в парах.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему …?

Почему вы считаете …?

В чем различие …?

Предположите, что будет если …?

Что? Где? Как?

Может ли…?

Будет ли …?

Согласны ли вы …?

Верите ли вы …?

Задание 2. Составьте кластер к понятию “Зеркальное отражение ”. Ученики выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным понятием , заполняя «Ладошку».

Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.


Заполнение кластера:

  1. Изображение находится на одинаковом расстоянии от зеркала, что и предмет.

  2. Изображение в плоском зеркале – прямое.

  3. Изображение в плоском зеркале равное.

  4. Изображение в плоском зеркале – мнимое.

  5. Изображение в плоском зеркале симметричное.



Задание № 3.

Выполните эксперимент. При выполнении данного задания учащиеся работают группами по 3-4 человека.

Эксперимент:

  • Получить изображения предмета в системе 2-х зеркал под углами 90,60,45,30 градусов.

  • Ваше предположение (гипотеза): сколько изображений вы увидите?

  • Что наблюдали на самом деле?

  • Почему так происходит? (закономерность, формула?) n=360/а-1


IV. Рефлексия.

Хайку по теме урока дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Смотрю на себя,

Отражение - на меня.

Кто лучше?

Домашнее задание:

Какой минимальной высоты должно быть зеркало, чтобы увидеть себя в полный рост? Сделайте чертёж.





Под каким углом надо поставить зеркало, чтобы осветить вход в подъезд? Высота Солнца над горизонтом 400.


Просмотр содержимого презентации
«плоское зеркало откр урок»

Ключевые слова

Ключевые слова

  • Законы отражения
  • Гладкая поверхность
  • Симметрия
  • Нереальный мир
Зеркало - гладкая поверхность, предназначенная для отражения.

Зеркало - гладкая поверхность, предназначенная для отражения.

Как получается изображение в плоском зеркале?

Как получается изображение в плоском зеркале?

Изображение точки в зеркале O S S 1 O 1 O 2

Изображение точки в зеркале

O

S

S

1

O

1

O

2

V + Я это знал Новое для меня  - ? Я думал иначе Интересно… Непонятно… Нужно разобрать-ся …

V

+

Я это знал

Новое для

меня

-

?

Я думал иначе

Интересно…

Непонятно…

Нужно разобрать-ся …

Кластер «Ладошка»

Кластер «Ладошка»

Эксперимент!!!

Эксперимент!!!

  • Поставьте вертикально на стол два зеркала под углом друг к другу.
  • Расположите между зеркалами любой предмет
  • Изменяя угол между зеркалами убедитесь, что …
  • Сколько изображений получается при углах 90 0 ? 60 0 ?
Изображение в плоском зеркале

Изображение в плоском зеркале

  • МНИМОЕ
  • ПРЯМОЕ
  • РАВНОЕ предмету
  • РАСПОЛОЖЕНО СИММЕТРИЧНО
  • На одинаковом расстоянии от зеркала, что и предмет
Домашнее задание: Какой минимальной высоты должно быть зеркало, чтобы увидеть себя в полный рост? Сделайте чертёж. Под каким углом надо поставить зеркало, чтобы осветить вход в подъезд? Высота Солнца над горизонтом 40 0 .  

Домашнее задание:

Какой минимальной высоты должно быть зеркало, чтобы увидеть себя в полный рост? Сделайте чертёж.

Под каким углом надо поставить зеркало, чтобы осветить вход в подъезд? Высота Солнца над горизонтом 40 0 .

 

Хокку  Смотрю на себя . Отражение - на меня.  Кто лучше?

Хокку

Смотрю на себя . Отражение - на меня.

Кто лучше?

Просмотр содержимого презентации
«pril1 (1)»

опрос
  • опрос

Закон прямолинейного распространеня света

О Свет, живущий в вышине! Твои Лучи приятны мне! Когда меня Ты осеняешь, То дух и плоть Ты сотрясаешь… И всё волнуется во мне, Как будто я в чудесном сне!

Тема урока: Отражение света. Законы отражения света . MN – граница раздела двух сред (зеркало) АО – луч падающий ОВ – луч отраженный СО – перпендикуляр, восстановленный в точке падения A В M О N

Тема урока: Отражение света. Законы отражения света .

MN – граница раздела двух сред (зеркало)

АО – луч падающий

ОВ – луч отраженный

СО – перпендикуляр, восстановленный в точке падения

A

В

M О N

Виды отражения

Виды отражения

Опыт Закон отражения
  • Опыт
  • Закон отражения
1. Восстанавливаем перпендикуляр CD в точке падения луча АО. 2. Отмечаем угол падения. 3. Отмеряем точно такой же угол с противоположной стороны. Получаем луч ОВ. 4. Показываем угол отражения. Построение отраженного луча C A В α γ O M N D

1. Восстанавливаем перпендикуляр CD в точке падения луча АО.

2. Отмечаем угол падения.

3. Отмеряем точно такой же угол с противоположной стороны. Получаем луч ОВ.

4. Показываем угол отражения.

Построение отраженного луча

C

A

В

α

γ

O

M N

D

2. РЕШИТЕ ЗАДАЧИ 1. 3. В какой точке расположен источник света, если человек, находящийся в точке Д, видит его изображение?

2.

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ

1.

3. В какой точке расположен источник света, если человек, находящийся в точке Д, видит его изображение?

Постройте дальнейший ход луча при зеркальном отражении

Постройте дальнейший ход луча при зеркальном отражении

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • 63, упр. 30(1,3)
  • Постройте дальнейший ход луча при зеркальном отражении


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по физике 8 класс "Отражение света. Законы отражения"

Автор: Козина Елена Сергеевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока на тему "Отражение света" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-otrazhieniie-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "206081"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430110026"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Отражение света. Законы отражения "
    ["seo_title"] => string(39) "otrazhieniie-svieta-zakony-otrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111286"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407323453"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разработка урока .Тема: "Свет. Источники света" "
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka-uroka-tiema-sviet-istochniki-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "189090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426801637"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока по физике с презентацией "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-fizikie-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "131710"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416213742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства