Урок физики в 8 классе
Тема: Плоское зеркало
Тип занятия: урок первичного ознакомления с материалом и практического применения знаний и умений.
Продолжительность занятия: 35-40 минут.
Цели:
образовательная
проверить усвоение учащимися физических понятий (световой луч, угол падения, угол отражения );
выявить уровень сформированности знания о видах отражения; о законах отражения;
формирование понятия о виде зеркал, плоском зеркале;
формирование понятия о построении и свойствах изображения в плоском зеркале;
формирование единых взглядов на физическую картину природы;
развивающая
готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании);
продолжать формирование умения анализировать и обобщать материал;
продолжать развивать монологическую речь к использованию физических терминов;
Переход от репродуктивной к продуктивной мыслительной деятельности;
побуждение учащихся к поиску нестандартных путей при решении качественных задач
воспитательная
формирование умений принимать коллективные и самостоятельные решения;
настойчивость (достижение цели);
готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
гибкость (восприятие идей других);
Задачи урока:
1. Образовательные
сформулировать понятие «мнимое изображение», «симметрия зеркальная»
изучить алгоритм построения изображения в плоском зеркале
2. Развивающие
продолжить формирование умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения по данной теме.
работать над формированием умений анализировать свойства и явления на основе знаний.
3. Воспитывающие
показать значение опытных фактов и эксперимента в жизни человека.
раскрыть значение накопления фактов и их уточнений при познавании явлений.
познакомить учащихся с взаимосвязью и обусловленностью явлений окружающего мира.
Оборудование и приборы: зеркала, треугольники
ТСО: компьютер, проектор
Технологическая карта урока:
Вызов Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели. | Осмысление Учащиеся читают, текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструировать (корректируют) цели своего учения | Рефлексия Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинноследственные связи. |
Прием «Ключевые термины» (работа в 4-ках) | Прием «Чтение с пометками INSERT». (работа в парах с научно-популярным текстом) Составление кластера «Ладошка» | Прием «хайку» или «хокку» (трехстишье)-жанр японской лирики. Мастерство в том, чтобы в 3-х строках описать момент. Сказать много небольшим количеством слов- главный принцип хайку. (индивидуально) |
I.Организационный момент:
о, зеркало! мой друг и враг.
что скажешь в этот раЗ?
что не цвету уже ,как мак?
морщинки возле глаз?
померк румяный жар ланит,
грустинка в синеве?
и складка горечи обид легла промеж бровей?
да, вижу я в твоем окне ,
что ты опять не лжешь.
что пропадают,как в огне
дни юности моей, ну что ж.
прими меня такой , как есть.
и верю, что не раз
блеснут в торжественном стекле
огни счастливых глаз.
а слезы тайные утри,
им воли не давай.
поверь мне, я дождусь любви.
ведь снова скоро май!
II. Стадия вызова. Работа в группах по 4 человека.
ключевые слова:
учитель выписывает на доску 4- 5 ключевых слов. парам отводится 5 мин на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем уроке.
законы отражения
гладкая поверхность
симметрия
нереальный мир
III. Стадия осмысления.
Задание 1.Чтобы познакомиться с явлением отражения в плоском зеркале мы приступаем к чтению текста.
Текст: Изображение в плоском зеркале.
Изображение предмета в плоском зеркале образуется за зеркалом, то есть там, где предмета на самом деле нет. Как это получается? Изображение предмета, даваемое плоским зеркалом, формируется за счет лучей, отраженных от зеркальной поверхности. Н
а рисунке показано, как глаз воспринимает изображение точки S в зеркале. Лучи SО, SО1 и SО2 отражаются от зеркала в соответствии с законами отражения . Луч SО падает на зеркало перпендикулярно (
= 0°) и, отражаясь (
= 0°), не попадает в глаз. Лучи SО1 и SО2 после отражении попадают в глаз расходящимся пучком, глаз воспринимает светящуюся точку S1 за зеркалом. На самом деле в точке S1 сходятся продолжения отраженных лучей (пунктир), а не сами лучи (это только кажется, что попадающие в глаз расходящиеся лучи исходят из точек, расположенных в "зазеркалье"), поэтому такое изображение называют воображаемым (или мнимым), а точка из которой, как нам кажется, исходит каждый пучок, и есть точка изображения. В
следствие закона отражения света мнимое изображение предмета располагается симметрично относительно зеркальной поверхности. Размер изображения равен размеру самого предмета. В действительности световые лучи не проходят сквозь зеркало. Нам только кажется, будто свет исходит от изображения, поскольку наш мозг воспринимает попадающий к нам в глаза свет как свет от источника, находящегося перед нами. Так как лучи в действительности не сходятся в изображении, поместив лист белой бумаги или фотоплёнку в то место, где находится и
зображение, мы не получим никакого изображения. Поэтому такое изображение называют мнимым. Его следует отличать от действительного изображения , через которое свет проходит и которое можно получить, поместив там, где оно находится, лист бумаги или фотоплёнку. Как мы увидим в дальнейшем, действительные изображения можно формировать с помощью линз и кривых зеркал (например сферических). Точки S и S' симметричны относительно зеркала: SО = ОS'. Их ображение в плоском зеркале воображаемое, прямое (не обратное), одинаковое по размерам с предметом и расположено на таком же расстоянии от зеркала, что и сам предмет.
Памятка:Во время чтения Вы должны делать следующие пометки на полях (прием ИНСЕРТ)
“V” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“– “ - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“+” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
“?” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.
После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. При этом записывайте в нее только ключевые слова или фразы: “V” “– “ “+“ “?”
V | + | - | ? |
Я это знал | Новое для меня | Я думал иначе | Интересно… Непонятно… Нужно разобраться … |
Обсудите содержание заполненных таблиц с соседом по парте, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всему классу для обсуждения.
Обсуждение противоречий и вопросов, возникнувших при работе в парах.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему …? Почему вы считаете …? В чем различие …? Предположите, что будет если …? | Что? Где? Как? Может ли…? Будет ли …? Согласны ли вы …? Верите ли вы …? |
З
адание 2. Составьте кластер к понятию “Зеркальное отражение ”. Ученики выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным понятием , заполняя «Ладошку».
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.
Заполнение кластера:
И
зображение находится на одинаковом расстоянии от зеркала, что и предмет.
Изображение в плоском зеркале – прямое.
Изображение в плоском зеркале равное.
Изображение в плоском зеркале – мнимое.
Изображение в плоском зеркале симметричное.
Задание № 3.
Выполните эксперимент. При выполнении данного задания учащиеся работают группами по 3-4 человека.
Эксперимент:
Получить изображения предмета в системе 2-х зеркал под углами 90,60,45,30 градусов.
Ваше предположение (гипотеза): сколько изображений вы увидите?
Что наблюдали на самом деле?
Почему так происходит? (закономерность, формула?) n=360/а-1
IV. Рефлексия.
Хайку по теме урока дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Смотрю на себя,
Отражение - на меня.
Кто лучше?
Домашнее задание:
Какой минимальной высоты должно быть зеркало, чтобы увидеть себя в полный рост? Сделайте чертёж.

Под каким углом надо поставить зеркало, чтобы осветить вход в подъезд? Высота Солнца над горизонтом 400.