Урок физики в 8 классе
Тема: Плоское зеркало
Тип занятия: урок первичного ознакомления с материалом и практического применения знаний и умений.
Продолжительность занятия: 35-40 минут.
Цели:
образовательная
проверить усвоение учащимися физических понятий (световой луч, угол падения, угол отражения );
выявить уровень сформированности знания о видах отражения; о законах отражения;
формирование понятия о виде зеркал, плоском зеркале;
формирование понятия о построении и свойствах изображения в плоском зеркале;
формирование единых взглядов на физическую картину природы;
развивающая
готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании);
продолжать формирование умения анализировать и обобщать материал;
продолжать развивать монологическую речь к использованию физических терминов;
Переход от репродуктивной к продуктивной мыслительной деятельности;
побуждение учащихся к поиску нестандартных путей при решении качественных задач
воспитательная
формирование умений принимать коллективные и самостоятельные решения;
настойчивость (достижение цели);
готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
гибкость (восприятие идей других);
Задачи урока:
1. Образовательные
сформулировать понятие «мнимое изображение», «симметрия зеркальная»
изучить алгоритм построения изображения в плоском зеркале
2. Развивающие
продолжить формирование умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения по данной теме.
работать над формированием умений анализировать свойства и явления на основе знаний.
3. Воспитывающие
показать значение опытных фактов и эксперимента в жизни человека.
раскрыть значение накопления фактов и их уточнений при познавании явлений.
познакомить учащихся с взаимосвязью и обусловленностью явлений окружающего мира.
Оборудование и приборы: зеркала, треугольники
ТСО: компьютер, проектор
Технологическая карта урока:
Вызов Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели. | Осмысление Учащиеся читают, текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструировать (корректируют) цели своего учения | Рефлексия Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинноследственные связи. |
Прием «Ключевые термины» (работа в 4-ках) | Прием «Чтение с пометками INSERT». (работа в парах с научно-популярным текстом) Составление кластера «Ладошка» | Прием «хайку» или «хокку» (трехстишье)-жанр японской лирики. Мастерство в том, чтобы в 3-х строках описать момент. Сказать много небольшим количеством слов- главный принцип хайку. (индивидуально) |
I.Организационный момент:
о, зеркало! мой друг и враг.
что скажешь в этот раЗ?
что не цвету уже ,как мак?
морщинки возле глаз?
померк румяный жар ланит,
грустинка в синеве?
и складка горечи обид легла промеж бровей?
да, вижу я в твоем окне ,
что ты опять не лжешь.
что пропадают,как в огне
дни юности моей, ну что ж.
прими меня такой , как есть.
и верю, что не раз
блеснут в торжественном стекле
огни счастливых глаз.
а слезы тайные утри,
им воли не давай.
поверь мне, я дождусь любви.
ведь снова скоро май!
II. Стадия вызова. Работа в группах по 4 человека.
ключевые слова:
учитель выписывает на доску 4- 5 ключевых слов. парам отводится 5 мин на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем уроке.
законы отражения
гладкая поверхность
симметрия
нереальный мир
III. Стадия осмысления.
Задание 1.Чтобы познакомиться с явлением отражения в плоском зеркале мы приступаем к чтению текста.
Текст: Изображение в плоском зеркале.
Изображение предмета в плоском зеркале образуется за зеркалом, то есть там, где предмета на самом деле нет. Как это получается? Изображение предмета, даваемое плоским зеркалом, формируется за счет лучей, отраженных от зеркальной поверхности. На рисунке показано, как глаз воспринимает изображение точки S в зеркале. Лучи SО, SО1 и SО2 отражаются от зеркала в соответствии с законами отражения . Луч SО падает на зеркало перпендикулярно ( = 0°) и, отражаясь ( = 0°), не попадает в глаз. Лучи SО1 и SО2 после отражении попадают в глаз расходящимся пучком, глаз воспринимает светящуюся точку S1 за зеркалом. На самом деле в точке S1 сходятся продолжения отраженных лучей (пунктир), а не сами лучи (это только кажется, что попадающие в глаз расходящиеся лучи исходят из точек, расположенных в "зазеркалье"), поэтому такое изображение называют воображаемым (или мнимым), а точка из которой, как нам кажется, исходит каждый пучок, и есть точка изображения. Вследствие закона отражения света мнимое изображение предмета располагается симметрично относительно зеркальной поверхности. Размер изображения равен размеру самого предмета. В действительности световые лучи не проходят сквозь зеркало. Нам только кажется, будто свет исходит от изображения, поскольку наш мозг воспринимает попадающий к нам в глаза свет как свет от источника, находящегося перед нами. Так как лучи в действительности не сходятся в изображении, поместив лист белой бумаги или фотоплёнку в то место, где находится изображение, мы не получим никакого изображения. Поэтому такое изображение называют мнимым. Его следует отличать от действительного изображения , через которое свет проходит и которое можно получить, поместив там, где оно находится, лист бумаги или фотоплёнку. Как мы увидим в дальнейшем, действительные изображения можно формировать с помощью линз и кривых зеркал (например сферических). Точки S и S' симметричны относительно зеркала: SО = ОS'. Их ображение в плоском зеркале воображаемое, прямое (не обратное), одинаковое по размерам с предметом и расположено на таком же расстоянии от зеркала, что и сам предмет.
Памятка:Во время чтения Вы должны делать следующие пометки на полях (прием ИНСЕРТ)
“V” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“– “ - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“+” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
“?” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.
После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. При этом записывайте в нее только ключевые слова или фразы: “V” “– “ “+“ “?”
V | + | - | ? |
Я это знал | Новое для меня | Я думал иначе | Интересно… Непонятно… Нужно разобраться … |
Обсудите содержание заполненных таблиц с соседом по парте, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всему классу для обсуждения.
Обсуждение противоречий и вопросов, возникнувших при работе в парах.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему …? Почему вы считаете …? В чем различие …? Предположите, что будет если …? | Что? Где? Как? Может ли…? Будет ли …? Согласны ли вы …? Верите ли вы …? |
Задание 2. Составьте кластер к понятию “Зеркальное отражение ”. Ученики выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным понятием , заполняя «Ладошку».
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.
Заполнение кластера:
Изображение находится на одинаковом расстоянии от зеркала, что и предмет.
Изображение в плоском зеркале – прямое.
Изображение в плоском зеркале равное.
Изображение в плоском зеркале – мнимое.
Изображение в плоском зеркале симметричное.
Задание № 3.
Выполните эксперимент. При выполнении данного задания учащиеся работают группами по 3-4 человека.
Эксперимент:
Получить изображения предмета в системе 2-х зеркал под углами 90,60,45,30 градусов.
Ваше предположение (гипотеза): сколько изображений вы увидите?
Что наблюдали на самом деле?
Почему так происходит? (закономерность, формула?) n=360/а-1
IV. Рефлексия.
Хайку по теме урока дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Смотрю на себя,
Отражение - на меня.
Кто лучше?
Домашнее задание:
Какой минимальной высоты должно быть зеркало, чтобы увидеть себя в полный рост? Сделайте чертёж.
Под каким углом надо поставить зеркало, чтобы осветить вход в подъезд? Высота Солнца над горизонтом 400.