kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Отражение света"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока физики в 9 классе по теме «Отражение света»

(продолжительность урока 45 минут)

Проблемно-мотивационный блок.

Тема: Отражение света

Проблемные вопросы:

  • Можно ли увидеть свет?
  • Одинаково ли свет отражается от разных предметов?
  • Отражение света подчиняется какому-либо закону или происходит произвольно?

Гипотеза формулируется обучающимися по каждому проблемному вопросу.

Задачи, поставленные перед обучающимися на урок:

  1. Прочитав проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу.
  2. Провести исследование по плану с целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
  3. Объяснить полученный результат.
  4. Сделать вывод.
  5. Ответить на поставленные вопросы.
  6. Презентовать работу группы перед классом.
  7. Дать оценку работы группы.

Информационный блок.

Класс делится на три творческие группы по четыре человека. У каждого обучающегося в группе своя роль, которую он выполняет в течение работы группы:

  • Исследователь – проводит исследование по плану (ход опыта);
  • Оформительделает записи в инструктивной карточке, записывает вывод на доске;
  • Докладчик –  презентует у доски результаты работы группы, используя инструктивную карту;
  • Организаторотслеживает и оценивает работу каждого члена группы.

Учитель даёт инструктаж по работе групп, по проведению исследований.

Аналитический блок.

1 часть.

Учитель организует исследовательскую работу. Исследовательская работа рассчитана на 12 минут. За это время обучающиеся должны провести исследование, заполнить инструктивную карту.  

Инструктивная карточка № 1

Проблемный вопрос: Можно ли увидеть свет?

Гипотеза:

___________________________________________________________________________________________________

Для проведения исследования необходимо:

  1. фонарь;
  2. стена тёмной комнаты;
  3. шар Паскаля;
  4. меловой порошок.

Ход работы:

  1. Проведите исследование:
    • направьте пучок света от фонарика на стену;
    • проведите тот же опыт в запылённом воздухе.
  2. Какой результат вы получили? ­­­­­­­­­­­­

___________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите §31).

___________________________________________________________________________________________________

  1. Подтвердилась ли ваша гипотеза?

___________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.
  2. Подготовьте выступление по изученному вопросу.

Инструктивная карточка № 2

Проблемный вопрос: Одинаково ли свет отражается от разных предметов?

Гипотеза:

___________________________________________________________________________________________________

Для проведения исследования необходимо:

  1. осветитель;
  2. диафрагма с одной щелью;
  3. плоское зеркало;
  4. кусочек белой бумаги.

Ход работы:

  1. Проведите исследование:
    • направьте световой луч на плоское зеркало;
    • проведите тот же опыт, прикрыв зеркало листом белой бумаги.
  2. Какой результат вы получили? ­­­­­­­­­­­­

___________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите «Руководство по проведению демонстрационных экспериментов» стр.6).

___________________________________________________________________________________________________

  1. Подтвердилась ли ваша гипотеза?

___________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.
  2. Прочитав §31, найдите ответы на вопросы:
    • что называют световым лучом?
    • какое отражение света называют зеркальным?
    • какое отражение называют диффузным?
  3. Подготовьте выступление по изученному вопросу.

Инструктивная карточка № 3

Проблемный вопрос: Отражение света подчиняется какому-либо закону или происходит произвольно?

Гипотеза:

___________________________________________________________________________________________________

Для проведения исследования необходимо:

  1. лимб (диск);
  2. магнитная резина;
  3. осветитель;
  4. диафрагма с одной щелью;
  5. плоское зеркало.

Ход работы:

  1. Проведите исследование:
    • направьте луч света от осветителя к центру зеркала;
    • пронаблюдайте, как направлены луч падающий, луч отражённый и перпендикуляр, восстановленный к точке падения луча;
    • обратите внимание на соотношение угла падения и угла отражения;
    • повторите опыт, поворачивая лимб вместе с зеркалом.
  2. Какой результат вы получили? ­­­­­­­­­­­­

___________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите §31)

___________________________________________________________________________________________________

  1. Подтвердилась ли ваша гипотеза?

___________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.
  2. Прочитав §31, найдите ответы на вопросы:
    • что называют углом падения?
    • что называют углом отражения?
    • сформулируйте закон отражения света.
  3. Подготовьте выступление по изученному вопросу.

2 часть.

Презентация результатов работы групп: Докладчик выступает у доски, Исследователь демонстрирует опыт. Время выступления не более 5 минут.

3 часть.

Учитель обобщает детские выступления, обращается к поставленным задачам – выполнены или нет. Подтверждены или опровергнуты гипотезы? Время: 1 – 2 минуты.

Рефлексивно-оценочный блок.

Оценка работы обучающихся. Выступление организаторов (1 – 2 минуты). Организаторы дают оценку работы группы в соответствии с критериями оценивания и оценку работы каждого члена группы.

Критерии оценивания:

Правильно и аккуратно заполненная инструктивная карточка - 1 балл

Исследование проведено в соответствии с планом - 1 балл

Результаты исследований не противоречат теории - 1 балл

Дано верное объяснение полученных результатов - 2 балла

Умение сделать вывод - 1 балл

Публичное выступление:

Логичность - 1 балл

Правильная речь - 1 балл

Наглядность демонстрации опыта - 1 балл

Соблюдение временных рамок - 1 балл

Итого

Перевод баллов в отметку:

8 - 10 баллов - отметка «5»

6 - 7 баллов - отметка «4»

4 - 5 баллов - отметка «3»

Оценка работы членов группы:

ФИ обучающегося, роль в группе - отметка

Работа в тетрадях.

  1. Запись темы урока.
  2. Запись выводов групп.
  3. Запись определений, основных понятий, законов (формулировки групп).
  4. Решение задач №131 (три человека у доски), 129, 133.

Подведение итогов урока учителем.

Домашнее задание. §31 (прочитать, выучить определения), решить №130, 132, 134

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Отражение света" »

Разработка урока физики в 9 классе по теме

«Отражение света»

(продолжительность урока 45 минут)


Проблемно-мотивационный блок.


Тема: Отражение света


Проблемные вопросы:

  • Можно ли увидеть свет?

  • Одинаково ли свет отражается от разных предметов?

  • Отражение света подчиняется какому-либо закону или происходит произвольно?


Гипотеза формулируется обучающимися по каждому проблемному вопросу.


Задачи, поставленные перед обучающимися на урок:

  1. Прочитав проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу.

  2. Провести исследование по плану с целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

  3. Объяснить полученный результат.

  4. Сделать вывод.

  5. Ответить на поставленные вопросы.

  6. Презентовать работу группы перед классом.

  7. Дать оценку работы группы.


Информационный блок.


Класс делится на три творческие группы по четыре человека. У каждого обучающегося в группе своя роль, которую он выполняет в течение работы группы:

  • Исследователь – проводит исследование по плану (ход опыта);

  • Оформительделает записи в инструктивной карточке, записывает вывод на доске;

  • Докладчикпрезентует у доски результаты работы группы, используя инструктивную карту;

  • Организаторотслеживает и оценивает работу каждого члена группы.


Учитель даёт инструктаж по работе групп, по проведению исследований.


Аналитический блок.


1 часть.

Учитель организует исследовательскую работу. Исследовательская работа рассчитана на 12 минут. За это время обучающиеся должны провести исследование, заполнить инструктивную карту.


Инструктивная карточка № 1


Проблемный вопрос: Можно ли увидеть свет?

Гипотеза:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для проведения исследования необходимо:


  1. фонарь;

  2. стена тёмной комнаты;

  3. шар Паскаля;

  4. меловой порошок.



Ход работы:

  1. Проведите исследование:

  • направьте пучок света от фонарика на стену;

  • проведите тот же опыт в запылённом воздухе.

  1. Какой результат вы получили? ­­­­­­­­­­­­

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите §31).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подтвердилась ли ваша гипотеза?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.

  2. Подготовьте выступление по изученному вопросу.


Инструктивная карточка № 2


Проблемный вопрос: Одинаково ли свет отражается от разных предметов?

Гипотеза:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для проведения исследования необходимо:


  1. осветитель;

  2. диафрагма с одной щелью;

  3. плоское зеркало;

  4. кусочек белой бумаги.






Ход работы:

  1. Проведите исследование:

  • направьте световой луч на плоское зеркало;

  • проведите тот же опыт, прикрыв зеркало листом белой бумаги.

  1. Какой результат вы получили? ­­­­­­­­­­­­

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите «Руководство по проведению демонстрационных экспериментов» стр.6).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подтвердилась ли ваша гипотеза?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.

  2. Прочитав §31, найдите ответы на вопросы:

  • что называют световым лучом?

  • какое отражение света называют зеркальным?

  • какое отражение называют диффузным?

  1. Подготовьте выступление по изученному вопросу.


Инструктивная карточка № 3


Проблемный вопрос: Отражение света подчиняется какому-либо закону или происходит произвольно?

Гипотеза:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для проведения исследования необходимо:


  1. лимб (диск);

  2. магнитная резина;

  3. осветитель;

  4. диафрагма с одной щелью;

  5. плоское зеркало.



Ход работы:

  1. Проведите исследование:

  • направьте луч света от осветителя к центру зеркала;

  • пронаблюдайте, как направлены луч падающий, луч отражённый и перпендикуляр, восстановленный к точке падения луча;

  • обратите внимание на соотношение угла падения и угла отражения;

  • повторите опыт, поворачивая лимб вместе с зеркалом.

  1. Какой результат вы получили? ­­­­­­­­­­­­

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните, почему так происходит (если затрудняетесь – прочтите §31)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подтвердилась ли ваша гипотеза?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (ответьте на проблемный вопрос). Запишите вывод на доске.

  2. Прочитав §31, найдите ответы на вопросы:

  • что называют углом падения?

  • что называют углом отражения?

  • сформулируйте закон отражения света.

  1. Подготовьте выступление по изученному вопросу.


2 часть.

Презентация результатов работы групп: Докладчик выступает у доски, Исследователь демонстрирует опыт. Время выступления не более 5 минут.


3 часть.

Учитель обобщает детские выступления, обращается к поставленным задачам – выполнены или нет. Подтверждены или опровергнуты гипотезы? Время: 1 – 2 минуты.


Рефлексивно-оценочный блок.


Оценка работы обучающихся. Выступление организаторов (1 – 2 минуты). Организаторы дают оценку работы группы в соответствии с критериями оценивания и оценку работы каждого члена группы.


Критерии оценивания:


Критерии оценивания

Количество баллов

норма

самооценка

Правильно и аккуратно заполненная инструктивная карточка

1 балл


Исследование проведено в соответствии с планом

1 балл


Результаты исследований не противоречат теории

1 балл


Дано верное объяснение полученных результатов

2 балла


Умение сделать вывод

1 балл


Публичное выступление:

Логичность

Правильная речь

Наглядность демонстрации опыта


1 балл

1 балл

1балл


Соблюдение временных рамок

1 балл


Итого



Перевод баллов в отметку:

8 - 10 баллов

Отметка «5»

6 - 7 баллов

Отметка «4»

4 - 5 баллов

Отметка «3»


Оценка работы членов группы:


ФИ обучающегося, роль в группе


отметка


ФИ обучающегося, роль в группе


отметка


ФИ обучающегося, роль в группе


отметка


ФИ обучающегося, роль в группе


отметка



Работа в тетрадях.

  1. Запись темы урока.

  2. Запись выводов групп.

  3. Запись определений, основных понятий, законов (формулировки групп).

  4. Решение задач №131 (три человека у доски), 129, 133.


Подведение итогов урока учителем.

Домашнее задание. §31 (прочитать, выучить определения), решить №130, 132, 134




5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Отражение света"

Автор: Нардина Галина Алексеевна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206081

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Мастер-класс по теме "Отражение света" "
    ["seo_title"] => string(43) "mastier-klass-po-tiemie-otrazhieniie-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "100954"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402400874"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по теме: "Отражение света. Законы отражения света""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-tiemie-otrazhieniie-svieta-zakony-otrazhieniia-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "281224"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453483396"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Разработка урока по физике для 9 класса "Отражение света. Плоское зеркало"."
    ["seo_title"] => string(69) "razrabotkaurokapofizikiedlia9klassaotrazhieniiesvietaploskoiezierkalo"
    ["file_id"] => string(6) "280759"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453409080"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Давление света"-физика 11 класс конспект урока "
    ["seo_title"] => string(49) "davlieniie-svieta-fizika-11-klass-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "176891"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424513929"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Линзы. Оптические приборы". "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-linzy-optichieskiie-pribory"
    ["file_id"] => string(6) "179946"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425102356"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства