1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). | 1 мин | Цель этапа для учителя: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой; - организовать внимание обучающихся; - помочь принять правильную рабочую позу; - проверить подготовленность учащихся к уроку; - настроить на активную и продуктивную работу на уроке. Цель этапа для учащихся: готовность к уроку и быстрое включение класса в деловой ритм. Задачи: позитивный и эмоциональный настрой на урок. Методы: словесные. Результат этапа: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | -Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас на уроке самого значимого для жизни предмета - физики. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Сегодня на вашем рабочем месте должен быть учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, угольник, ластик и ноутбук. Прошу вас сесть правильно. Настройтесь на активную работу на уроке. Готовы? Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе. -На прошлом уроке Вы уже начали изучать удивительный мир оптических явлений. Сегодня мы продолжим наше путешествие, предлагаю работать под девизом: «Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность» Бернардо Шоу. -Ничто в природе не было так неуловимо, ни один свой секрет природа не охраняла так тщательно, как секрет о нем. На этом основании его часто называли самым темным пятном в физике. Но именно он позволил нам познать окружающий мир. Как вы думаете, о чем идет речь? | Настраиваются на урок, включаются в активную работу. Высказывают свои версии. «о свете!» | |
2. Актуализация знаний и создание затруднения. | 4 мин | Цель этапа для учителя: способствовать созданию условий для выявления опорных знаний по теме «Световые явления»; созданию проблемной ситуации (мотивация) для подведения к теме урока, определения целей изучения нового материала. Задачи: - актуализировать опорные знания учащихся, полученные ранее по теме «Световые явления», необходимые для изучения нового материала; - подготовить учащихся к восприятию нового материала; - создать проблемную ситуацию для привлечения внимания и вызова интереса к изучению новой темы; формулированию темы и постановке целей урока. - сформировать познавательные мотивы; - при необходимости корректировать ответы, предположения учащихся; - мотивировать учащихся к дальнейшей работе на уроке. Цель этапа для учащихся: показать глубину знаний по теме «Световые явления»; сформулировать тему и цель урока. Задачи: - активно отвечать на поставленные вопросы, показать глубину знаний по ранее изученному материалу по теме «Световые явления»; - пытаться решить поставленную учителем проблему (затруднение), высказывая свои предположения; - сформулировать самостоятельно (или в случае затруднения, совместно с учителем) тему урока и поставить перед собой цели. Методы: эвристическая беседа, проблемно-поисковый. Результат этапа: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. | Что же такое свет? Какова частота таких волн? Какие ещё виды излучений вы знаете? Перечислите их. Чем они отличаются от света? Сформулируйте закон прямолинейного распространения света в однородной среде. Приведите примеры проявления этого закона. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите набор каточек с названием предметов. Подумайте, что между ними общего? (учитель на доску прикрепляет карточки: Солнце, Звёзды, рекламные трубки, лампочка, свеча, экран телевизора, Луна, светящиеся насекомые) и слова: источники света, искусственные, естественные. Что называют источником света? Верно, посмотрите внимательно на названия источников света: какая между ними разница? Разделите источники света на две группы: естественные и искусственные. Правильно. А Луна? Почему же она не попала ни в одну из групп? Является ли Луна источником света? -Тогда почему мы её видим? - Почему мы видим окружающие нас тела? Что происходит со светом, когда на его пути встречаются препятствия, какие объекты лучше всего отражают свет? Можем ли мы ответить на эти вопросы? Почему? Скажите, а какой предмет, по вашему мнению, обладает хорошей отражательной способностью? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Какая тема сегодняшнего урока? Тема нашего урока «Отражение света. Плоское зеркало». Запишите тему в свои тетради.
Давайте вместе с вами попробуем определим цели урока. Что мы хотим узнать на уроке нового? Чему мы хотим научиться? А также узнаем, какими свойствами обладает зеркальное отражение, как построить изображение в зеркале, будем учиться решать задачи на применение законов отражения. Я желаю вам активно поработать на уроке и получить хорошую оценку. | Отвечают на поставленные вопросы. Свет, это электромагнитные волны, способные вызвать у человека зрительные ощущения. От 400 до 800 ТГц. Излучения разных частот вызывают у человека ощущения разного цвета – от красного до фиолетового. Радиоволны, инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения, гамма-излучения. Они не вызывают зрительных ощущений у человека, относятся к невидимым излучениям. В однородной прозрачной среде свет распространяется прямолинейно. Образование тени или полутени. Солнечное и Лунное затмения. На них написаны источники света. Тела, от которых исходит свет. Одни из них естественного происхождения, другие искусственного. Работа ученика у доски: 1 ученик выходит к доске и распределяет карточки в две разные группы. Объясняет свой выбор. Нет. Она сама не светит! Она отражает свет. Все тела отражают свет. Свет от различных предметов попадает нам в глаза. Пока не можем. Мы не знаем, как происходит отражение света и каковы его законы. Зеркало. Высказывают свои предположения. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Ставят цели урока. Узнать: - как происходит отражение света, - каковы законы отражения света; - какое зеркало называют плоским; - как происходит отражение света в зеркале… | Карточки в произвольном порядке висят на магнитной доске. |
3. Изучение нового учебного материала. | 12 мин | Цель этапа для учителя: создать условия для понимания и формирования знаний и умений по теме «Отражение света». Задачи: - побудить учащихся к активности при изучении нового материала по теме «Отражение света»; - организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся; - создать условия для учащихся, способствующих их активной самостоятельной работе по приобретению знаний по теме «Отражение света». - поддерживать интерес к изучению нового материала через использование на уроке мультимедийных технологий. - при необходимости корректировать ответы, предположения, выводы учащихся. Цель этапа для учащихся: - узнать об отражении света, как физическом явлении; - выяснить, что называют: «углом падения», «углом отражения», «падающим лучом», «отражённым лучом», «зеркальным отражением», «диффузным отражением»; - научиться различать зеркальное и диффузное отражение; - сформулировать законы отражения; свойство обратимости световых лучей. Задачи: - уметь работать с текстом учебника, анализировать полученную информацию, делать выводы; - уметь самостоятельно (по парам) работать с информацией по теме «Отражение света», представленной электронным образовательным ресурсом, чётко и ясно излагать её; - составлять опорный конспект в процессе изучения темы; - формулировать выводы наблюдений за видео-экспериментами, высказывать предположения. Методы: работа с текстом учебника, самостоятельная работа с учебными ЭОР, наглядно-практический (демонстрация вилеофрагментов и видеоопытов), исследовательский, проблемно-поисковый, составление опорного конспекта. Результат этапа: активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий. | В древности представления о природе света были весьма примитивными, фантастическими и к тому же весьма разнообразными. То, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом, впервые понял древнегреческий ученый Демокрит (V в. до н.э.). Как вы думаете можно ли видеть свет? Попадая в глаз человека, свет вызывает определённые зрительные ощущения, но это не значит, что свет можно видеть. Давайте обратимся к опыту, который описан в учебнике. Прочитайте 2-й абзац на стр. 80 учебника, рассмотрите рисунок 76 и ответьте мне на вопрос: можно ли увидеть свет или нельзя? Хорошей отражательной способностью обладает зеркало. И вы это замечали, в детстве направляя в разные стороны солнечный зайчик. Для того чтобы выяснить, что происходит при отражении света от отражающей поверхности, введем важные определения. Вам необходимо открыть на своих ноутбуках электронный ресурс и изучить его (Слайд 3). Назовите все элементы данного рисунка на слайде. Начертите данный рисунок в тетради и запишите названия всех элементов. Отражение света исследуем с помощью оптического диска. Посмотрите видеоопыт (звук будет выключен). Сделайте вывод. К какому выводу вы пришли? Посмотрим видеоопыт (со звуком). Это и есть один из законов отражения. А как его записать в математической форме? Запишите его в тетрадь. Для того чтобы узнать второй закон отражения, посмотрим видеоролик. Каков же второй закон отражения? Запишите в тетрадь. Световые лучи обладают интересным свойством. Узнайте, какое это свойство, открыв слайд 6. Сформулируйте свойство световых лучей. Как оно называется? Запишите его в тетрадь. Отражение бывает зеркальным и диффузным. Изучив слайд 7, ответьте, чем отличается зеркальное отражение от диффузного отражения? Запишите виды отражения в тетрадь. Молодцы! | Учащиеся высказывают свои предположения. Мы можем видеть только источник света, но не сам свет. … В этом случае виден не сам свет, а отражающие и рассеивающие его частицы пыли. Работают самостоятельно с ЭОР по ссылке (по парам): http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_3.swf (3). Называют все элементы рисунка на слайде презентации. Делают в тетради чертёж. (Чертёж в тетрадь) Смотрят видеоопыт. Высказывают предположения. Формулируют выводы наблюдений. Угол падения равен углу отражения. Смотрят повторно видеоопыт. α=β. Делают записи в тетради. Смотрят видеоролик. Делают вывод. Луч падающий, отражённый и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости. Работают самостоятельно с ЭОР по ссылке (по парам): http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_3.swf (6). Луч, идущий по пути отражённого луча отражается по пути падающего. Это свойство называется свойством обратимости световых лучей. (Световые лучи обратимы) Работают самостоятельно с ЭОР по ссылке (по парам): http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_3.swf (7). У зеркального - отражённые лучи параллельны, а у диффузного направлены в разные стороны. Его называют рассеянным. (Отражение –зеркальное, диффузное). | Показ видеоопыта «Закон отражения» без звука. Показ видеоопыта «Закон отражения» со звуком. (Автор неизвестен). Видеоролик-анимация «Закон отражения» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c71b4d-ecb7-49a4-b30b-fc920e73cfb8/?from=8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786&interface=teacher&class=51&subject=30 |
4. Первичное закрепление изученного материала. | 4 мин | Цель этапа для учителя: создать условия для закрепления изученного материала по теме «Отражение света». Задачи: - установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала учащимися через применение полученных знаний к решению качественных и расчётных задач, задач на построение. - выявить пробелы и неверные представления, при их наличии осуществлять коррекцию. Цель этапа для учащихся: - применять полученные знания и умения при решении задач. Задачи: - учиться определять вид отражения лучей (различать зеркальное и диффузное отражения) в заданной ситуации; - учиться применять законы отражения к решению графических и расчётных задач; - учиться изображать графически ход падающего и преломленного лучей, обозначать на чертеже угол падения и угол отражения. Методы: «мозговой штурм»: изображения на опознание вида отражения, расчётные задачи, задачи на построение. Результат этапа: усвоение сущности знаний и способов действий на репродуктивном уровне, ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. | «Мозговой штурм». Задание 1. 1. Какой вид отражения лучей вы видите на рисунках? Задание 2. 1. Угол падения луча равен 35°. Чему равен угол отражения? Почему? 2. Используя рисунок, определи, чему равен угол падения, угол отражения, угол между падающим и отражённым лучами? 3. Угол падения луча равен 25°. Чему равен угол между падающим и отражённым лучами, угол между отражающей поверхностью и падающим лучом? 4. Угол падения луча на зеркало 0°. Чему равен угол между зеркалом и падающим на него лучом? Задание 3. № 131 учебника (стр. 146) – у доски –построить для каждого случая отражённый или падающий луч, обозначив углы паления и отражения. Молодцы! | Учащиеся рассуждают, отвечают на вопрос, обосновывают свой ответ. - зеркальное, отражение от ровной поверхности, -диффузное, отражение от поверхности с неровностями, - зеркальное, отражение от ровной поверхности, диффузное, отражение от поверхности с неровностями, Учащиеся решают (устно) задачи на закрепление изученного (задачи на слайде презентации). 35°. 40°, 40°, 80°. 50°, 65°. 90°. Решают на доске графическую задачу на построение падающего или отражённого лучей. | Заранее начертить исходные рисунки на доске. |
5. Изучение нового учебного материала (продолжение). | 9 мин | Цель этапа для учителя: создать условия для понимания и формирования знаний и умений по теме «Плоское зеркало». Задачи: - побудить учащихся к активности при изучении нового материала по теме «Плоское зеркало»; - организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся; - создать условия для учащихся, способствующих их активной самостоятельной работе по приобретению знаний по теме «Плоское зеркало». - поддерживать интерес к изучению нового материала через использование на уроке мультимедийных технологий, проведение эксперимента. - при необходимости корректировать ответы, предположения, выводы учащихся. Цель этапа для учащихся: - узнать, какое зеркало называют плоским; - узнать, какое изображение называют мнимым; - с помощью эксперимента выяснить свойства изображения в плоском зеркале; - узнать о способах и алгоритме построения изображения в плоском зеркале. Задачи: - умение работать с текстом учебника, анализировать полученную информацию, делать выводы; - умение самостоятельно проводить эксперимент для выявления свойств изучаемого объекта; - составлять опорный конспект в процессе изучения темы; - формулировать выводы наблюдений за видео-экспериментами, высказывать предположения; - умение работать в группе; - развивать глазомер. Методы: работа с текстом учебника, проведение физического эксперимента (по группам), наглядно-практический (демонстрация вилеофрагментов и видеоопытов), исследовательский, проблемно-поисковый, составление опорного конспекта. Результат этапа: активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий. | Как мы уже говорили, самой большой отражательной способностью обладает зеркало. Оно способно отражать до 90% световой энергии. Трудно представить жизнь без зеркал. Первые упоминания о зеркалах относятся к 1200 году до н.э. Сделаны они были из сплава олова и бронзы. Это литые, очень дорогие зеркала. В практике мы используем зеркала стеклянные. Зеркала бывают сферические, параболические, плоские. Сегодня мы более подробно изучим плоское зеркало. Зная законы отражения, можно объяснить положение видимой картинки в плоском зеркале. Плоским зеркалом называется предмет (плоская поверхность), способный зеркально отражать падающие на него лучи света. В обычном понимании, зеркало представляет собой плоское стекло, на одну сторону которого нанесено специальное покрытие. В остальном же, зеркалом можно считать любой предмет, имеющий гладкую плоскую поверхность. То, что мы видим за зеркалом, называется изображением предмета. Посмотрите видеоролик и ответьте на вопрос, почему мы видим предмет там, где его на самом деле нет? Запишите в тетради: «Изображение в зеркале: 1 мнимое». По ходу урока запись будете продолжать. -------------------------------------------------- Чтобы выяснить какие свойства у изображения в плоском зеркале, проведём эксперименты. У вас на столе имеется маленькое зеркало. Работа в группах (3 группы 2,2,1). Задание 1 группе. Опыт 1. Установите зеркало в вертикальном положении. Перед зеркалом на небольшом расстоянии расположите ластик в вертикальном положении. А теперь возьмите линейку, и положите ее так, чтобы ноль был у зеркала. Задание. Прочтите вопросы и ответьте на них. Определите, на каком расстоянии находится предмет перед зеркалом. Определите расстояние, на котором изображение находится за зеркалом. Какое это изображение? Сделайте вывод.
Задание 2 группе. Опыт 2. Возьмите линейку, и расположите ее вертикально вдоль ластика. Задание. Прочтите вопросы и ответьте на них. Определите высоту предмета. Определите высоту изображения. Какое это изображение? Сделайте вывод.
Задание 3 группе. Опыт 3. Расположите свою правую руку перед зеркалом. Задание. Изображение прямое или перевёрнутое? Что еще вы увидели?
Давайте запишем в тетрадь все свойства зеркального отражения, которые мы выяснили (продолжаем запись). Проговорим их ещё раз.
Не всем нравится различие правого и левого. Некоторые любители симметрии даже свои литературные произведения стараются написать так, чтобы они читались одинаково как слева направо, так и справа налево. Такие фразы называют палиндромами. Вот некоторые из них.
Рассмотрите алгоритм построения изображения в зеркале на стр. 84 учебника (по рис 81). Опишите (устно) правило построения изображения в зеркале.
Посмотрите анимацию ещё об одном способе построении изображения в плоском зеркале.
Чем отличается такое построение изображения в зеркале от описанного в учебнике? | Слушают учителя. Смотрят видеоролик. Формулируют выводы наблюдений. Изображение мнимое, так как образуется в точке, где пересекаются продолжения отражённых лучей. Записывают выводы в тетрадь. Изображение в зеркале: - мнимое Проводят эксперимент (по группам) по описанию. Описывают ход эксперимента остальным учащимся. Формулируют вывод.
Изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии от зеркала, как и предмет перед зеркалом.
Размеры изображения предмета в плоском зеркале равны размерам предмета.
Пальцы руки расположены так, как будто это левая рука. Значит, зеркальное отражение меняет правое на левое. Прямое, не перевёрнутое. Учащиеся записывают выводы в тетрадь. - прямое, - равное по размеру самому предмету, - расстояния от предмета до зеркала и от зеркала до изображения равные, - правое изменяется на левое.
Слушают учителя.
Работают с текстом учебника и с рисунком в учебнике.
Устно проговаривают алгоритм построения изображения в зеркале.
Смотрят анимацию.
Сравнивают описание построения изображения в зеркале в учебнике и в анимации. | Видеоролик – анимация «Отражение в зеркале» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/45010b75-3c80-4574-a945-dc6f48724ebf/?from=8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786&interface=teacher&class=51&subject=30 Карточки с заданиями группам. Анимация «Построение изображения в плоском зеркале» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/266c936d-5ea9-4634-954d-8e07b7fd080b/9_129c.swf ) |
6. Закрепление изученного материала. | 3 мин. | Цель этапа для учителя: создать условия для закрепления изученного материала по теме «Плоское зеркало». Задачи: - установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала учащимися через применение полученных знаний к решению качественных и расчётных задач, задач на построение. - выявить пробелы и неверные представления, при их наличии осуществлять коррекцию. Цель этапа для учащихся: - применять полученные знания и умения при решении задач. Задачи: - учиться решать задачи на применение свойств отражения в плоском зеркале; - учиться строить изображение предмета в зеркале, используя алгоритм построения. Методы: «мозговой штурм»: задачи применение свойств отражения в плоском зеркале; индивидуальная работа учащихся с последующей взаимопроверкой. Результат этапа: усвоение сущности знаний и способов действий на репродуктивном уровне, ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. | «Мозговой штурм». Задание 1. Решение задач (устно). Человек стоит на расстоянии 2м от плоского зеркала. Каково расстояние между зеркалом и его изображением? Человек стоит на расстоянии 1,5м от плоского зеркала. Каково расстояние от человека до его изображения? Человек приближается к зеркалу со скоростью 3 м/с. - С какой скоростью изображение приближается к зеркалу? - С какой скоростью человек приближается к своему изображению? Задание 2. Индивидуальная работа учащихся. Постройте изображение предмета в зеркале любым из способов (по готовой карточке), передайте соседу для проверки, если есть, исправьте ошибки. Построили? Молодцы! | Решают задачи (устно). Поясняют ход решения. 2м. 3м. 3 м/с. 6 м/с. Строят изображение в зеркале (по карточке), осуществляют взаимопроверку. | Карточка с заданием. |
Рефлексия. | 5 мин | Цель этапа для учителя: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Задачи: - создать условия для осуществления учащимися рефлексии - стимулировать высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.
Цель этапа для учащихся: осознание учениками значимости полученных знаний и умений по изученной теме и готовность использовать их в дальнейшем для достижения учебных целей.
Задачи: - определить сильные и слабые стороны собственного продвижения в изучении темы; -осознать удовлетворенность своей деятельностью на уроке. Методы: словесные (диалог). Результат этапа: открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. | Вы хорошо поработали на уроке. А теперь давайте вспомним основные понятия, законы, свойства, с которыми вы сегодня познакомились. Назовите все элементы данного рисунка. Сформулируйте законы отражения. Сформулируйте свойство обратимости световых лучей. Какое зеркало называют плоским? Какими свойствами обладает изображение предмета в зеркале? Сегодня мы с вами приоткрыли ещё одну тайну в мире света - установили закон его отражения. Хотелось бы отметить, что мы с вами очень счастливые люди, люди, которые могут видеть. Закройте глаза и представьте, хоть на минутку жизнь в темноте. Страшно? Больно и обидно тем, кто никогда не видел таких прекрасных картин мироздания. Урок наш подходит к концу. И я хочу, чтобы вы продолжили фразы, которые видите на слайде: Сегодня на уроке я узнал(а)... Теперь я могу... Мне понравилось… Меня удивило… | Называют основные позиции нового материала, фронтально отвечая на вопросы учителя. Слушают учителя. Высказывают своё мнение и отношение к изученному материалу на уроке, к уроку. | |
Итог урока. Информация о домашнем задании. | 2 мин | Цель этапа для учителя: подвести итоги работы на уроке, сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Задачи: - дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы; - аргументация выставленных оценок и замечаний по уроку; - обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; - проверить соответствующие записи. Цель этапа для учащихся: - понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания. Задачи: - внимательно выслушать учителя о содержании и способах выполнения домашнего задания; - записать задание на дом в дневник. Результат этапа: адекватность самооценки учащегося оценке учителя; получение информации о реальных результатах обучения; реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. | Для своих родных и близких Вы каждый лучик солнца, мира и добра. И я желаю вам, чтобы в своём зеркале вы всегда видели себя красивыми и счастливыми. Все цели поставленные нами на урок были достигнуты. На следующий урок мы продолжим изучать тему «Световые явления». Сегодня вы активно поработали. И заслуживаете хороших оценок…….. В жизни человека зеркала играют важную роль. Их применяют в быту и технике. Но об этом вы мне расскажите на следующий урок, подготовив дома небольшие сообщения о применении зеркал. Поработаете с § 31 и §32, задачи №132, 136. Спасибо за урок! | Слушают учителя. Записывают домашнее задание в дневник. | |