Дидактические: обобщение и углубление знаний студентов об электрическом токе, о направлении и условиях существования тока, о действиях тока, о силе тока, об электрическом напряжении, сопротивлении, удельном сопротивлении, о законе Ома для участка цепи (вольт-амперная характеристика)
Развивающие: развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных.
Методические: применение методики организации лекционного занятия, информационно-коммуникативных технологий
Перечень общих и профессиональных компетенций, приобретенных студентами в ходе занятия:
· владение креативными навыками: применение знаний в жизни, владение приемами решений учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;
· умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
· наличие информационной культурой, анализ и оценка информации;
· проведение анализа информации по данной теме занятия
Дидактические: обобщение и углубление знаний студентов об электрическом токе, о направлении и условиях существования тока, о действиях тока, о силе тока, об электрическом напряжении, сопротивлении, удельном сопротивлении, о законе Ома для участка цепи (вольт-амперная характеристика)
Развивающие: развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных.
Методические: применение методики организации лекционного занятия, информационно-коммуникативных технологий
Перечень общих и профессиональных компетенций, приобретенных студентами в ходе занятия:
· владение креативными навыками: применение знаний в жизни, владение приемами решений учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;
· умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
· наличие информационной культурой, анализ и оценка информации;
· проведение анализа информации по данной теме занятия
Основная: 1.Физика 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений Г. Я. Мякишев. Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский М.: Просвешение, 2008. – 405 с.
Дополнительная:
1 Физика 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е.Эвенчмк и др.: Под. Ред.А.А.Пинского. – 7-е изд. – М.: Просвешение, 2008. – 415 с.
2.Физика 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / И.К.Кикоин, А.К Кикоин: Под. Ред. И.К.Кикоин,. – 6-е изд. – М.: Просвешение, 2008. – 215 с.
2.Интернет-ресурсы
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
время
5
10
25
35
10
5
№ элементов
I
II
III
IV
V
VI
ХОД ЗАНЯТИЯ
№
Элементы занятия и учебные вопросы
Доп
I.
Организационный момент. Перекличка, проверка готовности к уроку.
II.
Постановка цели. Актуализация знаний студентов (связывает содержание нового материала предыдущим и позволяет вовремя ликвидировать пробелы)
На предыдущих лекциях были рассмотрены основные вопросы электростатики. Явления и процессы, связанные с движением электрических зарядов, составляют особую часть учения об электричестве - электродинамику
Повторим материал данной темы, изученный в школьном курсе физики.
Экспресс-опрос студентов:
Что является носителем электрических зарядов в металлах?
Что такое сила тока?
Каким прибором она измеряется?
Каковы единицы измерения силы тока?
Как определяется напряжение?
Как вы понимаете сопротивление проводника?
Электродинамика изучает явления, связанные с электрическим током. Электрическим током называют всякое упорядоченное движение электрических зарядов. Электрический ток возникает в проводниках при условии, что внутри проводника напряженность электрического поля отлична от нуля.
Цель: Нас будет интересовать лишь один класс проводников, а именно металлы. Вы должны будете знать:
- условия существования непрерывного электрического тока;
- характеристики электрического тока - силу токаи плотность тока;
- основные представления классической электронной теории электропроводности
металлов;
- закон Ома для неоднородного участка цепи.
III
Изучение теретического материала. (по слайдам презантации)
Составляем опорный конспект:
Объяснение понятия об электрической энергии.
Направленное движение заряженных частиц – электрический ток. , где q – заряд, прошедший через поперечное сечение проводника за время t.
Условия, при которых существует эл. ток: наличие свободных носителей зарядов, наличие источника электрической энергии, замкнутость электрического поля. (видеофрагмент)
Демонстрация теплового, химического и магнитного действия тока. Желательно в этом случае собрать одну электрическую цепь, состоящую из источника, лампы накаливания, гальванической ванны, электромагнита, соединительных проводов, выключателя, амперметра, вольтметра.
Стационарное электрическое поле внутри проводника с током. Оно обеспечивает существование разности потенциалов на концах проводника. Стационарное электрическое поле заряженного проводника отличается от его электростатического поля тем, что оно существует внутри проводника, а электростатическое существует только вне проводника и поверхность его эквипотенциальна.
Вывод формул силы тока на основе электронной теории.
Техническое направление тока – движение положительно заряженных частиц из точек с большим потенциалом поля в проводнике к точкам с меньшим потенциалом. Движение электронов проводимости имеет противоположное направление – от точек с меньшим потенциалом поля в проводнике к точкам с большим потенциалом.
Источник электрической энергии . Все виды энергии в природе взаимопревращаемы, и поэтому, в принципе, любой вид энергии (механическая, тепловая, химическая, световая) можно превратить в электрическую. Устройства, которые превращают один из видов энергии в электрическую, называется источником тока или электрическим генератором.
Выяснить назначение генератора. Для того чтобы ток в цепи был постоянным, надо поддерживать в цепи постоянное напряжение. Во внешней цепи электроны проводимости перемещаются под действием кулоновских сил электрического поля. Как же создать в проводнике электрическое поле? Очевидно, что кулоновские силы не могут создать это поле. Необходимы силы, которые бы перемещали электроны проводимости в направлении, противоположном направлению сил электрического поля. Эту роль и выполняют источники тока.
Демонстрация зависимости силы тока проводника от напряжения и сопротивления. Для поддержания в проводнике постоянного тока на полюсах источника тока должна поддерживаться постоянной разность потенциалов. Для этого положительные заряды в электролите должны двигаться к аноду, а отрицательные – к катоду. Это движение может происходить только под действием сил неэлектрического происхождения, т.к. имеет направление, противоположное кулоновскому. Эти силы называются сторонними, возникают за счет реакции между электролитом и электродами. Роль источника аналогична роли насоса при перекачивании жидкости. Сторонней силой является сила давления на воду крыльчатки насоса, кулоновской – сила тяжести, сила трения аналогична силе сопротивления при перемещении заряда.
ЭДС источника тока – физическая величина, численно равная работе сторонних сил по перемещению единичного положительного заряда от отрицательного полюса источника тока к положительному. =Аст/q. Измеряется в вольтах ( 1В=1Дж/Кл).
Закон Ома для участка цепи:. Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению. Сопротивление тем больше, чем длиннее проводник и чем он тоньше, приводим аналогию с жидкостью, перекачиваемой по трубе (заряду аналогична масса жидкости, силе тока – масса жидкости, протекающая через поперечное сечение трубы за единицу времени). Сопротивление однородного проводника .
Нами рассмотрены условия существования непрерывного электрического тока, его характеристики — сила тока и плотность тока, также мы познакомились с основными представлениями классической электронной теории электропроводности металлов, с законом Ома для неоднородного участка цепи. Все это представлено в опорный конспект, который вы должны хорошо знать.
Опрос «Проверь себя» (слайд)
V.
Самостоятельно выполнить конспет на тему: «Применение постоянного электрического тока в промышленности и на транспорте»
VI.
Итог урока. Что нового узнали сегодня на уроке, чему научились?