I. Организационный этап. | Здравствуйте. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Проведем разминку и настроимся на физику. Однако, будьте внимательными, так как после разминки вы должны будете сформулировать тему урока. А сейчас проверим, насколько вы уяснили прошлый материал, а заодно и то, как подготовились к уроку. Команды получают задания на карточках. | Настрой учащихся на урок. Работа по карточкам- раздатка 1 |
II. Подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности. | Кроссворд 1. Процесс понижения температуры тела. (ТЕМПЕРАТУРА) 2. Вещество, удельная теплоемкость которого равна 4200 Дж/кг ͦС. (ВОДА) 3. Жидкость, которая применяется в термометрах в районах Крайнего Севера. (СПИРТ) 4. Один из видов осадков. (СНЕГ) 5. Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое. (ПЛАВЛЕНИЕ) 6. Физическая величина, которая характеризует степень нагретости вещества. (ТЕМПЕРАТУРА) 7. Один из факторов, влияющих на скорость испарения. (ВЕТЕР) 8. Греческая буква, обозначающая удельную теплоемкость вещества. (ЛЯМБДА) 9. Расплавленный металл, способный заморозить воду. (РТУТЬ) По вертикали в выделенном столбике читаем «ДВИГАТЕЛЬ». Записать тему урока «Тепловой двигатель». Сегодня мы изучаем тему «Двигатель внутреннего сгорания». Целями нашего урока сегодня будет: изучить устройство, принцип действия и назначение тепловых машин на примере на примере двигателя внутреннего сгорания; рассмотреть историю развития тепловой машины; экологические проблемы и перспективы развития. Форма нашего урока будет не совсем обычной. Это будет урок-игра «Конструкторское бюро». Для этого из всех учащихся класса были сформированы три группы, которые в течение урока будут выполнять различные задания. Когда задание выполнено, группа поднимает руку. Каждая команда будет иметь возможность высказаться. Названия команд: «Теоретики», «Испытатели», «Экологи», в каждой команде около 5 человек. В 3 веке до нашей эры великий греческий математик и механик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара. Опыт -выполняет группа «Испытатели» Опыт «Преобразование энергии газа в механическую энергию». Приборы и материалы: штатив, пробирка, пробка, стакан с водой, спиртовка. Использовать внутреннюю энергию – значит совершить за счет нее полезную работу, например поднять груз, перевезти вагоны и.т.п. А это, в свою очередь, означает, что внутреннюю энергию необходимо превратить в механическую. Вывод опыта: При нагревании воды в закрытой пробкой пробирке увеличивается количество пара, находящегося под пробкой, и повышается его давление на пробку. Наконец, давление пара выталкивает пробку, при этом пар совершает работу. Часть первоначальной энергии пара пошло на совершение работы по выталкиванию пробки. Внутренняя энергия пара превратилась в механическую энергию. Так как пар выходит еще достаточно горячий, то оставшуюся энергию он отдает окружающему воздуху, имеющему более низкую температуру. | Разгадывают кроссворд с целью выяснения темы урока Собирают схему и делают опыт Опыт -выполняет группа «Испытатели» , «Преобразование энергии газа в механическую энергию». остальные наблюдают и делают вывод по проведенному опыту. |
III. Изучение и закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся | Это только часть нашей темы. Разберемся, что такое двигатель? Какие двигатели вы знаете? Какая энергия (энергия чего) может превращаться в механическую энергию? Тепловой двигатель – Тепловыми двигателями - называют устройства, в которых внутренняя энергия пара или газа (рабочего тела) превращается в механическую энергию. Т.е. за счет внутренней энергии пара совершается полезная работа – поднимается груз, перевозится груз, откачивается вода и т.д. Принцип действия тепловых машин. При нагревании внутренняя энергия газа или пара увеличивается, пар расширяется и совершает работу (выталкивает пробку из пробирки). Существуют несколько видов тепловых двигателей: - паровая машина; - двигатель внутреннего сгорания; - паровая и газовая турбины; - реактивный двигатель. ДВС был создан в 1860 г. французским инженером Э.Ленуаром. Быстро пошло его усовершенствование и теперь это самый распространенный тепловой двигатель и двигатель вообще. Рассмотрим простейший одноцилиндровый двигатель. 2-хтактный и 4-хтактные ДВС. Устройство ДВС: Коленчатый вал. Цилиндр. Поршень Шатун Впускной клапан. Выпускной клапан. Свеча зажигания. Принцип работы ДВС: Четырёхтактные ДВС работают на автомобилях и лёгких самолётах. На схеме показаны четыре такта работы двигателя: Впуск - Сжатие - Рабочий ход - Выпуск Показываем анимацию двигателя. Посмотрим, как работает ДВС. Мертвые точки – верхняя и нижняя. Ход поршня – расстояние между мертвыми точками. 1 рабочий цикл проходит за 4 хода (такта). Повторим название тактов. Применение ДВС фИЗКУЛЬМИНУТКА | 1.По заранее приготовленному материалу выступает группа «Теоретики» и «Историки» -объясняют устройство и принцип действия тепловых двигателей, 2. Обучающиеся выполняют задание по раздатке №2(задание1,2,3) |
IV.Изучение и закрепление нового материала Самостоятельная работа учащихся | Эколгические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей. На каком топливе работают ДВС? Какие существуют недостатки этого теплового двигателя? Вы хотите жить в таком районе? Экологические проблемы применения ДВС. Кто подскажет решение этой проблемы? | По заранее приготовленному материалу выступает группа «Экологи» рассматривают, в чем заключается вредное воздействие тепловых двигателей на окружающую среду и здоровье человека; выяснить пути охраны окружающей среды.- Учащиеся ищут пути решения данной проблемы. Отвечают на заданные вопросы по раздатке №2 задание 4 |
V.Рефлексия Домашнее задание | Что нового узнали на этом уроке? Кто применил энергию газа в пушке? Какие виды тепловых двигателей вы узнали? Кто создал дизельный двигатель? Как устроен двигатель? Принцип работы двигателя? Наш урок прошел интересно. Я довольна вашей работой. Надеюсь, вы добьетесь новых успехов в учебе. Спасибо! | Учащиеся отвечают на заданные вопросы. Рефлексия 1 такт - я пассивно слушал. 2 такт – я не все понял. 3 такт – я все понял. 4 такт – я ничего не понял |