| Тема урока: Последовательное соединение проводников. | Раздел: Электрические явления |
Тип урока: Урок формирования новых знаний с элементами исследовательской деятельности, ИКТ технологий, использование регионального компонента. | Цели урока: Образовательная: ознакомить обучающихся с последовательным соединением проводников; раскрыть закономерности определения характеристик тока в цепи с последовательным соединением проводников; экспериментально установить законы последовательного соединения; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения последовательного соединения в быту и технике. Развивающая: продолжить компетентности в сфере самостоятельной исследовательской деятельности; продолжить формирование умений пользоваться приборами; продолжить формирование умений делать самостоятельные выводы ,анализировать, сравнивать результаты опытов; развивать познавательный интерес к предмету. Воспитывающая: прививать культуру умственного труда; продолжить работу над развитием самостоятельности и взаимопомощи; формировать умения слушать и слышать друг друга; бережного отношения к своему здоровью, формирование уважения к своему родному краю Мотивационная: побудить интерес к изучению предмета. Задачи урока: ввести законы последовательного соединения проводников на основе имеющихся знаний об электрических явлениях; разобрать алгоритм решения задач на последовательное соединение проводников; обеспечить формирование умений выделять главное, составлять конспекты, наблюдать; продолжить развивать умения частичной поисковой деятельности. | Демонстрации. 1.Презентация «Последовательное соединение» (учитель) 2. Интернет-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba073-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_17.swf 4. Фронтальная исследовательская работа «Изучение законов последовательного соединения проводников» 5.Решение задач. |
Учебник: Перышкин А.В «Физика. 8 класс» | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1этап. Организационный этап (1 мин) Приветствие: Здравствуйте ребята. Желаю вам творческой работы на уроке, Скажите, как называется раздел физики, который мы с вами изучаем? (Электрические явления) Ребята, знания науки всегда, помогает человеку в жизни, а незнания приводит подчас к трагическим последствиям. Сделайте из этих слов для себя правильные выводы. Вам сегодня предстоит вместе не просто быть на уроке, но и участвовать в работе над изучением нового материала. Для этого нам необходимы знания, полученные на предыдущих уроках! |
2 этап. Проверка ранее изученного материала(8мин) |
Цель деятельности : Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. Выявить уровень знаний по домашнему заданию. Определить типичные ошибки. Систематизировать теоретические знания | Проводится беседа по вопросам: Что называется электрическим током? Что необходимо, чтобы в цепи существовал электрический ток? ответ. Источник тока, проводники, потребитель тока, и все эти элементы должны быть замкнуты. 3) Работа со схемами. А теперь проверим, как вы видите нарушения в составлении электрических цепей. Перед вами две электрические цепи, схемы которых представлены на экране. Слайд № 3 Почему не горит исправная лампа в первой цепи при замыкании ключа? (Рис. 1) Почему не звенит звонок во второй цепи при замыкании цепи? (Рис. 2) Слайд №3 Приглашается ученик, который дал правильный ответ и он, подсоединив к цепи источник тока, демонстрирует правильный ответ.
Что называют электрическим током в проводниках? Какие характеристики тока мы уже выучили? Сила тока каким прибором измеряется? Как мы его узнаем? Как включается в цепь? С помощью какого прибора можно измерить напряжение? Как он обозначается и включается в цепь? Что называют сопротивлением проводника? В каких единицах изменяется? Какой основной закон для участка цепи знаем? Как он звучит? Зашифрованное слово. Слайд№4 Ребята, а сейчас прочитаем зашифрованное слово, но для этого вам нужно вспомнить условные обозначения, применяемые на схемах для электроприборов. Поставьте буквы напротив соответствующих приборов и начав со стрелки, прочитайте слово. | Отвечают на вопросы Эталон ответа: 1)Упорядоченное направленное движение частиц. 2)Э.ответа. Источник тока, проводники, потребитель тока, и все эти элементы должны быть замкнуты. Смотрят слайд презентации, отвечают на вопрос. СЛ №3 Эталон ответа. Электрическая цепь имеет разрыв. Чтобы лампа загорелась, в цепи должен существовать электрический ток, а это возможно при замкнутой цепи, состоящей только из проводников электричества Эталон ответа. Для получения электрического тока в проводнике, надо в нем создать электрическое поле. Под действием этого поля свободные заряженные частицы начнут двигаться упорядоченно, а это и есть электрический ток.
Электрическое поле в проводниках создается и может длительно поддерживаться источниками электрического поля. Электрическая цепь должна иметь источник тока. Подключаем цепь к источнику тока и звонок звенит. Собирает цепь по схеме слайда с исправлением.
Отгадывают зашифрованное слово |
3 этап. Постановка целей урока перед обучающимися. Мотивация к изучению нового материала |
Активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы. | Ребята, как вы думаете, в нашей повседневной жизни применяются в цепях отдельные потребители или их соединения? Ребята, когда все приборы соединены так, что конец одного проводника соединяется с началом другого - как называется такое соединение? Сформулируйте тему урока? Какие задачи мы перед собой поставим? Давайте попробуем собрать последовательное соединение с помощью интерактивной модели. | Отвечают на вопрос Э ответ : повседневной жизни часто применяются в цепях соединения потребителей Эо: последовательное Слушают рассказ и смотрят презентацию Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цели урока. Один ученик у доски собирает цепь, комментируя свои действия. |
Создание проблемной ситуации |
| Реши задачи «Что скрывается под знаком «?» Ответ задачи №1 - 9 В Ответ задачи №2 —3 А Ответ задачи №3 — не знаем законов! Физминутка . 1. Зрительная гимнастика по Аветисову. Минутка отдыха. Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня пробуем заглянуть « в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?. Встаньте, поднимите руки в верх, потянитесь. Переплетите пальцы рук. Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П» Скрестите руки на груди. («поза Наполеона») Какая рука сверху? Поаплодируйте. Какая рука сверху? Подведем итоги. Учитывая, что результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» - типу мышления. Какой же тип мышления преобладает у вашего класса? Несколько «художников», несколько «мыслителей», а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление. А теперь можно переходить к познанию внешнего мира. Переходим к следующему блоку «Выполним исследовательскую работу в парах» | Решают устно задачи и сталкиваются в задаче 3 с проблемой недостатка знаний. Выполняют физкульт- минутку. |
Изучение нового материала. |
| Учащиеся выполняют исследовательскую работу в парах, выполняя задания . 1пара. Экспериментаторы Собрать цепь по рисунку. Измерить силу тока в разных частях цепи. 2 пара Теоретики Работают с интерактивной моделью | Ученики собирают цепь по рисунку, проводят необходимые измерения, заполняют таблицу , сравнивают и делают вывод. |
| Сформулируйте определение последовательного соединения? | Формулируют и записывают в тетрадь определение соединения. Чертят схему цепи. |
| Рассмотриваем результаты первой группы. Вывод: Сила тока на всех участках остается одной и той же. Это примерно можно сравнить с текущей водой в реке. Количество воды протекающая по руслу реки в разных ее частях будет одинакова. ( Слайд слияния рек Уй и Увелька) Региональный компонент. Уй — левый приток реки Тобол, берет начало в Башкирии, в отрогах Уральского хребта, течет на юго-восток, по границе Челябинской и Курганской областей с Казахстаном. Направление ее течения почти совпадает с границей между лесостепной и степной зонами. Общая длина реки 462 км, из них 370 км — в пределах нашей области. Слева Уй принимает крупный приток - Увельку. Сливаются реки в Троицке. На Уе и на Увельке сооружены плотины, которые образовали крупные водохранилища для Южно- Уральской и Троицкой ГРЭС. Воды используются для водоснабжения и орошения. На Уе — г. Троицк; 3 водохранилища, наибольшее — Троицкое (площадь 10,8 км3). | Представитель группы 1 рассказывает о своей работе и записывает на слайде результаты и делает вывод. Учащиеся в тетрадях записывают самостоятельно закон для силы тока. |
| Рассматриваем результаты второй группы. | Представитель группы 2 рассказывает о своей работе и записывает на слайде результаты и делает вывод. Учащиеся в тетрадях записывают самостоятельно закон для напряжения. |
| Рассматриваем результаты третей группы. | Представитель группы 3 рассказывает о своей работе и записывает на слайде результаты и делает вывод. Учащиеся в тетрадях записывают самостоятельно закон для сопротивления и соотношение напряжения и сопротивления. |
| Подводим итоги исследовательской работы и проверяем с помощью слайда конспекты учеников. | Проверяют конспекты при необходимости дополняют его. |
Первичное закрепление материала. |
| Возвращаемся к задаче-проблеме и решаем её устно. И так, ребята, решили ли мы проблему, которую поставили перед собой в начале урока? Да, конечно. А что нам нужно для того, чтобы успешно применять свои знания на практике? Верно. Научится использовать их в модулируемых ситуациях, то есть при решении задач. | Записывают схему в тетрадь и этапы решения самостоятельно. |
| Составить алгоритм решения задач на соединение проводников. | Учащиеся формулируют шаги решения задачи. Обобщая получают алгоритм решения задачи. |
Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление нового материала. Решение качественных задач |
| Читаю фрагмент из рассказа о Шерлоке Холмсе: «Доктора Ватсона и Шерлока Холмса в новогоднюю ночь пригласили в гости друзья. И, вдруг, как гласит один из законов Мерфи: "Все, что должно сломаться, обязательно сломается, причем в самый неподходящий момент". Когда хозяин дома стал включать елочную гирлянду для детей, одна из лампочек рассчитанных на напряжение в 3,5 В перегорела. Дети расстроились, хозяин в панике, ведь под рукой нет запасной лампочки. Надо спасать праздник, решил Холмс. И, попросив всех успокоиться, Холмс произнес магические слова и сделал одно действие. Ко всеобщей радости детей, гирлянда загорелась.» | Ученики слушают отрывок рассказа. Отвечают на вопросы, предлагая пути решения ситуации. |