Актуализация знаний и умений «Деловая корзина»
| Актуализация опорных знаний и способов действий | -Здравствуйте, садитесь! Физика - удивительная вещь: она интересна, даже если в ней ничего не понимаешь. (М. Аров) Прошёл Новый год и убирая гирлянду я заметила, что она не горит. Она мне дорога как память, помогите разобраться в этой причине? Изучая тему «Электрический ток», мы встречались с целым рядом физических величин. Назовите их, пожалуйста? Слайды с вопросами. Что такое электрическая цепь? Простейшую электрическую цепь составляют… | (учащиеся предлагают выход из данной ситуации) - Сила тока; обозначается буквой - I; единица измерения - 1А; прибор для определения – амперметр; физический смысл - характеризует электрический ток. - Напряжение; обозначается буквой - U; единица измерения - 1В; прибор для определения – вольтметр; физический смысл – характеризует электрическое поле. |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Физкультминутка (пассивная): В кабинете физики на одной из стен имеются изображения двух голубей разного цвета. Учащимся предлагается зафиксировать внимание на одном из них, затем закрыть глаза, медленно повернуть голову и мысленно перенести изображение голубя на противоположную стену. То же самое проделывается с остальными изображениями голубей. Тем самым обеспечивается отдых глазам и головному мозгу. | - Различные соединения источников и потребителей электрического тока. -Источник, потребитель, ключ, провода. Ученик: Последовательное соединение - это соединение, при котором конец одного проводника соединяется с началом другого. Ученик: А ёще можно итак сказать, что это соединение когда один проводник следует за другим |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: «Электрический ток» | Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного проводника электрического тока, а из нескольких различных, которые могут быть соединены между собой по-разному. Расчеты сложных цепей сводятся к расчетам их участков, представляющих собой последовательное или параллельное соединение. Тема урока: Л/Р «Последовательное и параллельное соединение проводников». Т/Б
1.Прежде, чем приступить к исследованию мы вспомним основные правила по технике безопасности и работе в группе при работе с электрическим оборудованием. -подключение источника производить после сборки цепи; - в дальнейшем работать с цепью при разомкнутом ключе; -как подключается в цепь амперметр? -как подключается в цепь вольтметр? Далее предлагаю учащимся сегодня на уроке самим экспериментально изучить последовательное и параллельное соединения проводников в электрической цепи. Для этого предлагаю учащимся разделиться на группы и выбрать для исследования один из способов соединения проводников в электрической цепи. Количество учащихся в группе не превышает 5 человек. Далее вместе с учащимися формулируем задачи, решение которых планируем осуществить при проведении исследования, а также намечаем порядок выполнения работы Первый эксперимент- исследуется сила тока при последовательном соединении проводников. Как вы считаете, какие приборы потребуются? Учитель обращает внимание на результат эксперимента. Предлагает сравнить силу тока на каждом приборе и на всем участке электрической цепи. Учитель наблюдает за ходом эксперимента и дает индивидуальные консультации. Сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова. Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи. Схема 1 Второй эксперимент – исследуется напряжение на различных участках электрической цепи. Какими приборами в этом эксперименте мы будем пользоваться? Учитель наблюдает за ходом эксперимента и дает индивидуальные консультации. Учитель обращает внимание на результат эксперимента. Предлагает сравнить напряжение на каждом приборе и на всем участке электрической цепи. Схема 2 Физкультминутка (активная): Третья часть эксперимента Аналогичным образом проводится исследование параллельного соединения проводников в электрической цепи. Схема 3 «Что такое параллельное соединение проводников? В чём его особенность?». Аналогично выясняем закономерность распределения силы тока и напряжения при параллельном соединении. | (учащиеся самостоятельно формулируют правило) Учащиеся предлагают необходимый набор приборов: источник тока, лампочка на подставке, резистор, амперметр и соединительные провода. -амперметр в цепь включается последовательно с прибором, на котором измеряют силу тока, с учетом полярности прибора; -вольтметр включается в цепь параллельно прибору, на котором измеряется напряжение, с учетом полярности прибора. Учащиеся изображают на схеме подключение амперметра на различных участках электрической цепи, самостоятельно измеряют силу тока на различных участках электрической цепи и результаты эксперимента записывают в тетрадь. Учащиеся формулируют и записывают вывод. При последовательном соединении проводников сила тока в любых участках цепи одна и та же: I3= I1 = I2 Учащиеся изображают на схеме подключение вольтметра на различных участках электрической цепи, самостоятельно измеряют напряжение на различных участках электрической цепи и результаты эксперимента записывают в таблицу. Учащиеся формулируют и записывают вывод. При последовательном соединении проводников общее напряжение цепи равно сумме напряжений на отдельных её участках: U3 = U1 + U2
Записывают выводы в тетрадь на печатной основе
- Если вывернуть одну лампу, то вторая тоже погаснет, т.к. цепь разомкнется. Что будет, если одну лампу вывернуть? Ребята работают по группам, данные заносят в тетрадь.
Делают выводы Выполняют самостоятельно упражнения. |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Давайте проведём аналогию соединений и потока воды. Применение последовательного и параллельного соединения проводников. Преимущества и недостатки соединений: Основным недостатком последовательного соединения проводников является то, что при выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные. Так, например, если перегорит одна из ламп елочной гирлянды, то погаснут и все другие. Указанный недостаток может обернуться и достоинством. Представьте себе, что некоторую цепь нужно защитить от перегрузки: при увеличении силы тока цепь должна автоматически отключаться. Как это сделать? (Например, использовать предохранитель). | Аналогия 1 — сколько воды втекает в водопроводную трубу, столько и вытекает из неё, вода нигде не накапливается. Аналогично, при последовательном соединении проводников сила тока во всех участках цепи одинакова. Аналогия 2 — поток воды в реке, встречая на своём пути препятствие, распределяется по двум направлениям, которые затем сходятся вместе. Аналогично сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводниках. Осуществляют взаимопроверку |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. А сейчас давайте подведём итог нашего занятия. - Что нового вы узнали на уроке? - Что было интересно? - Что вызвало затруднения? Каждый своё настроение отразите на бумаге нарисуйте смайлик Тетради соберите в каждой группе и оставьте на краю стола. | Отвечают на вопросы. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Обязательное: стр.104-106-учебник Дополнительное: стр.99 №2-учебник Творческое: Две лампы рассчитаны на 110В каждая. Напряжение источника 220В. Как их включить, чтобы они не перегорели? | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. Определяют для себя вариантную часть. |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Всё известно вокруг. Тем не менее, на земле ещё много того, Что достойно порой удивления И вашего, и моего. Удивляйтесь цветам, Удивляйтесь росе, Удивляйтесь упругости стали, Удивляйтесь тому, Чему люди уже Удивляться давно перестали! Спасибо за урок! | |