Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи изучения физической величины, использовать знания о механической работе в повседневной жизни, приводить примеры практического использования физических знаний.
Коммуникативные: деятельность в рамках сотрудничества, формировать способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; развивать монологическую и диалогическую речь.
Регулятивные: владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;умение прогнозировать свою деятельность; умение ставить цели учебной задачи, выдвигать гипотезы;умение планировать свою деятельность для решения поставленной задачи.
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Цель урока: создание условий для формирования знаний по теме механическая работа и умений устанавливать зависимость между физическими величинами.
Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятии «механическая работа»; формировать умение использовать полученные знания при решении задач на нахождение значения работы.
Планируемые результаты
П р е д м е т н ы е :
Научатся :
вычислять механическую работу; определять условия, необходимые для совершения механической работы; устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путём.
М е т а п р е д м е т н ы е :
познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; работать с учебником;
регулятивные – самостоятельно определять цели своего обучения; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уде известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; описывать содержание совершаемых действий и давать им оценку
Л и ч н о с т н ы е :
сформированность познавательных интересов; мотивация образовательной деятельности; развитие внимательности.
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
1
2
3
4
I. Орагнизационный момент
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.
Создание в классе атмосферы психологического комфорта.
– Обратите внимание на свои рабочие места. Что вас будет отвлекать? Что нужно убрать с рабочего места?
– О чём вы сейчас думаете? Что вам поможет сосредоточить ваше внимание на уроке физики?
Настраиваются на учебную деятельность.
Концентрируют внимание на работе на уроке.
П р и е м «Я контролирую свои мысли»:
– Я на уроке… физики.
– Я сосредотачиваюсь на изучении физики.
– Мне нужно перестать думать о…
– Мои мысли только о физике, потому что…
Формировать навыки самоорганизации
II. Проверка домашнего задания
Способствует проверке домашнего задания.
Тест по теме «Силы в природе».
Выполняют задание.
Проверяют домашнее задание у соседа по парте
Умение оценивать свои достижения
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи.
Организовывает анализ некоторых высказываний :
- Поезд движется под действием силы тяги электровоза, при этом совершается...
- При выстреле из ружья сила давления пороховых газов совершает...
- При падении тела сила тяжести совершает...
Предлагает отгадать зашифрованное слово, которое и есть тема урока:
А-Р-О-А-Т-Б.
Формулирует учебную задачу:
- Провести исследование и узнать условия совершения работы
Опыт:
- Движении бруска по поверхности стола под действим силы упругости пружины динамометра.
Проводят опыт.
Отвечают на поставленный вопрос.
Определяют, каких знаний им не хватает.
Осознают важность решения поставленной учебной задачи
Развивать навыки целеполагания
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока
Сообщает тему урока. Организует совместное с обучающимися формулирование целей и задач урока:
– Внимательно прочитайте тему урока.
– Что от вас ожидается на уроке?
– Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить?
Записывают в тетрадь тему урока.
Участвуют в формулировании целей и задач урока:
- Осознать сущность понятия понятии «механическая работа».
- Научиться выполнять задания на нахождение механической работы.
Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу
V. Мотивация к учебной деятельности
Способствует обсуждению мотивационных вопросов :
– Насколько важно для меня изучать плавание тел ?
– Где я смогу применить полученные знания ?
– Сумел ли я сконцентрировать своё внимание на уроке физики?
– Что меня заинтересовало в теме урока?
Отвечают на мотивационные вопрос.
Создают условия для успешной учебной деятельности
Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации
VI. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала
Организует обсуждение проблемного в о п р о с а :
-При каких условиях совершается механическая работа?
Создаёт условия для изучения нового материала.Объясняет основные положения нового материала.
Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и пройденному пути. Чем больше сила, и больше путь, тем больше мех. работа.
Механическую работу будем обозначать – А ,
Т.е. механическую работу рассчитывают по формуле
А = Fs.
В СИ сила измеряется в Н, а путь в м. В физике произведение Н м назвали в честь английского физика Джеймса Джоуля – джоуль:
1 Дж = 1 Н м
Механическая работа– скалярная величина и имеет знак:
1. AFs
если направление силы и направление движения противоположны.
2. A0, А = Fs
Если направление силы и движения совпадают.
3. A=0,
если направление силы перпендикулярно движению.
Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса.
Слушают учителя.
Задают вопросы.
Делают записи в тетради.
Выражать свои мысли в соответствии с задачей.
Умение проводить исследования.
Умение анализировать информацию.
VII. Закрепление изученного материала.
Организует самостоятельную работу:
- Тяжелоатлет держит на своих плечах штангу. Совершается ли при этом работа?
- Над колодцем неподвижно висит ведро на верёвке. Сила, с которой ведро действует на верёвку равна весу ведра.Совершается ли при этом механическая работа?
- Подъемная машина поднимает из шахты клеть с углём. Совершается ли при этом работа?
- № 666, 667, 675,...
Самостоятельно решают задания.
С последующим обсуждением результатов.
Развитие умений самостоятельно принимать решения
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия
Организует подведение итого урока обучающимися. Способствует размышлению обучающихся над вопросами
–Можно ли сказать, что я сегодня на уроке чему-то научился?
– Достиг ли я поставленных задач урока?
–Был ли я активным на уроке?
– Что на уроке меня больше всего заинтересовало?
Подводят итоги своей работы на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию
Отслеживать цель учебной деятельности
X. Домашнее задание
§ 55, упр.30; задание с.167 и тест из МЭШ – по желанию.
Помогает учащимся выбрать задания из учебника, задачника . Обращает внимание на возможности и способности учащихся.
Записывают домашнее задание
Формировать навыки самоорганизации
Приложения :
Проверка домашнего задания
Вариант 2
1.Весом называют силу, с которой...
А. Тело притягивается к Земле.
Б. Тело действует на другое тело, вызывающее деформацию.
В. Тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
2. Чему примерно равна сила тяжести, действующая на тело массой 4 кг?
А. 2,5 Н.
Б. 0,4 Н.
В. 10 Н.
Г. 40 Н.
3. В соревновании по перетягиванию каната участвуют три человека. Один, прикладывая силу в 450 Н, тянет канат вправо, а двое других, с силами в 350 Н и 200 Н — влево. Какова равнодействующая этих сил? В каком направлении будет перемещаться канат?
А. 100 Н, влево.
Б. 550 Н, влево.
В. 450 Н, вправо.
Г. 100 Н, вправо.
4. Сила трения направлена...
А. В любую сторону.
Б. По направлению движения.
В. Против направления движения.
Г. В сторону противоположную направлению скорости движения.