МБОУ «Школа № 101 им. П. А. Полушкина» Советского района г.Казани
Ф.И.О. учителя: Чуракова Л.Г.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Я думаю - я работаю. Я иду - я тоже работаю. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Если под действием силы тело перемещается, то совершается механическая работа. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. В физике "механической работой" называют работу какой-нибудь силы (силы тяжести, упругости, трения и т.д.) над телом, в результате действия которой тело перемещается. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Работа характеризует результат действия силы. А всегда ли сила совершает работу? Например, сила тяжести? | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Например: мы действуем с силой на камень, но не можем его сдвинуть. Или тело перемещается, а сила равна нулю…… А если поезд движется по горизонтали, а сила тяжести действует по вертикали…… | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий 1. Работа не совершается (т.е. равна 0), если: Сила действует, а тело не перемещается. 2. При движении по инерции работа не совершается. При движении поезда по горизонтали сила тяжести работу не совершает | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения Работа может быть положительной и отрицательной. 1. Если направление силы и направление движения тела совпадают, совершается положительная работа. (сила тяжести, действуя на падающую вниз каплю воды, совершает положительную работу) 2.Если направление силы и движения тела противоположны, совершается отрицательная работа (мяч движется вверх) |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. А - механическая работа, F - сила, S - пройденный путь. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Как они зависят друг от друга? Какая математическая модель подойдет механической работе? | Воспринимают ответы учащихся Работа больше, если сила больше! И путь больше, если сила больше! | Осуществляют самоконтроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. Работа совершается, если соблюдаются одновременно 2 условия: на тело действует сила и оно перемещается в направлении действия силы. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Проводится индивидуально каждым ребенком эксперимент с использованием динамометра, бруска и линейки | Участвуют в обсуждении содержания материала Приводят доказательные факты проводимого эксперимента | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль Механическая работа равна 1 Дж, если под действием силы в 1 Н тело перемещается на 1 м в направлении действия этой силы. |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль правильности выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Сердце человека за одно сокращение совершает приблизительно 1 Дж работы, что соответствует работе, совершенной при поднятии груза массой 10 кг на высоту 1 см. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Оформление задачи на доске и тетрадях | Учатся формулировать собственное мнение и позицию Взаимоконтроль решения задачи | Осуществляют самоконтроль При перелете с большого пальца руки человека на указательный комар совершает работу - 0, 000 000 000 000 000 000 000 000 001 Дж. Оценить примерно силу и путь комара |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Путь превышает размеры комара, а сила невелика | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату Используя собственную руку осуществить замеры расстояния между пальцами и подсчитать силу |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность. тест | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Выполняют задания по карточкам взаимоконтроль | Рефлексия своих действий Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре | Осуществляют пошаговый контроль по результату Анализируют... Определяют причины... Формулируют выводы |