Урок физики - 8-й класс «Закон Ома для участка цепи»
Петренко Надежда ФедоровнаМБОУ СОШ№7 с УИОП г.о. Балашиха
Учитель физики
Физика Класс - 8
Тема «Закон Ома для участка цепи». УМК «Вертикаль» Перышкин А.В.
Цели урока:
Образовательная:обнаружить и раскрыть связь между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке электрической цепи, повторить и закрепить понятия: сила тока и напряжение.
Развивающая:развивать умения проводить эксперимент, наблюдать, сравнивать и обобщать результаты экспериментов, устанавливать логическую взаимосвязь физических величин.
Воспитательная:прививать интерес к предмету «Физика», воспитывать умение работать в коллективе, формировать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения
Задачи урока:
1. Установить зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи при его неизменном сопротивлении.
2. Доказать независимость сопротивления проводника от силы тока и напряжения.
3. Знать закон Ома для участка цепи.
4. Уметь применять закон Ома для решения задач.
5. Уметь работать с графиком зависимости силы тока от напряжения.
Тип урока: комбинированный с использованием технологии модульного обучения.
Применение учителем на уроке разнообразного материала.
2.Технология – проблемное обучение.
Принципы технологии: Создание под руководством учителя проблемной ситуации.
Активная деятельность учащихся.
Развитие мыслительных способностей учащихся.
Формы работы учащихся: фронтальная (групповая) работа, ИКТ, индивидуальная работа, работа в парах, решение задач, выполнение теста
Необходимое техническое оборудование: лабораторное оборудование, компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран, лабораторное оборудование
Структура и ход урока:
1. Организационный момент.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Актуализация знаний.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление. Решение задач.
6. Подведение итогов урока, оценка работы обучающихся.
7. Рефлексия
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1
Начальный
Содержание:
Актуализация знаний
Постановка цели урока
Закон Ома для участка цепи.
Цель – создать проблему, заинтересовать учащихся.
Форма - индивидуально-групповая
Методы – наглядный, проблемный.
Заполняют таблицу 3 ученика - у доски 2 ученика решают задачи, остальные на листах или на компьютере
делают вывод по проблеме.
5
2
Основной
Содержание:
Закон Ома для участка цепи
Экспериментальная проверка закона Ома
Закон Ома
или
Электрические величины. Закон Ома
Цель – изучение нового материала.
Форма - фронтальная, работа в парах.
Методы – исследовательский, частично-поисковый
Проводят фронтальный эксперимент, исследуют зависимость I(U) и I(R), делают выводы.
Рисуют схемы электрической цепи
20
3
Закрепление Содержание:
1. Задачи на закон Ома
2. Тест
Подборка заданий уроку «Закон Ома для участка электрической цепи» и с таблицей
Электрические явления. Тест к уроку «Закон Ома для участка электрической цепи»
1. Применить закон Ома для решения проблемной задачи.
2. Контроль полученных знаний
Решают задачи, осмысливают и углубляют знания, выполняют тест
20
Обобщающая таблица
Физические величины
Сила тока
Напряжение
Сопротивление
Что характеризует
Обозначение
Формула
Единица измерения
Каким прибором измеряют
Условное обозначение прибора
Способ включения
Задачи для работы у доски
1. Пылесос включен в сеть напряжением 220 В. Какую работу совершает электрическое поле за 10 мин работы пылесоса при силе тока 2 А?
2. Определите сопротивление проводника, если при напряжении на его концах 10 В через его поперечное сечение в течение 10 с проходит заряд 5 Кл.
Задачи для самостоятельной работы
3. Нагревательный элемент электрического чайника с сопротивлением 30 Ом находится под напряжением 120 В. Определить силу тока в спирали.
4.Найдите напряжение на концах нагревательного элемента, если его сопротивление 40 Ом, а сила тока 2 А.
ТЕСТ
1 вариант
1. Какова сила тока в проводнике при напряжении 4 В, если при 12 В она равна 3 А?
А. 1 А; Б. 2 А; В. 3 А; Г. 6 А; Д. 48 А.
2. Сила тока в проводнике…напряжению (напряжения) на концах проводника.
А. равна
Б. прямо пропорциональна
В. больше
Г. обратно
Д. Меньше пропорциональна
На рис. Изображён график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на нём. Определите по графику:
3. Силу тока в проводнике при напряжении10 В.
А. 1 А; Б. 2 А; В. 0,25 А; Г. 8 А.
4. Чему равно сопротивление этого проводника
А. 5 0м; Б. 2 0м; В. 20 Ом; Г. 10 Ом.
2 вариант
1. При напряжении на концах проводника 6 В сила тока 1,5 А. Какова сила тока при напряжении 12 В?
А. 36 А; Б. 3 А; В. 1 А; Г. 9 А; Д. 2 А.
2. Сила тока в проводнике …его сопротивлению
(сопротивления)
А. обратно пропорциональна
Б. прямо пропорциональна
В. больше
Г. равна
Д. меньше.
На рис. Изображён график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на нём. Определите по графику:
3. При каком напряжении на проводнике сила тока 6 А?
А. 2 В; Б. 1,2 В; В. 0,4 В; Г. 1В.
4. Чему равно сопротивление этого проводника
А. 0,2 Ом; Б. 20 Ом; В. 7,20м ; Г. 5 Ом.
Подробный конспект урока.
Этап урока
Учитель
Ученики
Комментарий
Актуализация
знаний
Самый длинный путь начинается с первого шага». Китайская поговорка. “Сегодня на уроке мы продолжим изучать электрический ток. А что такое электрический ток? Какие величины его характеризуют?” Так как знания об этих величинах нам очень важны, то постараемся систематизировать их с помощью таблицы, одновременно проверим качество их усвоения. ” Предупреждает о том, что нужно заполнять таблицу самостоятельно, без подсматривания; вызывает двух учеников к доске. “Чтобы проверить правильность выполнения домашнего задания двум другим ученикам предлагаю решить задачи”
Отвечают на вопрос.
Каждый самостоятельно заполняет таблицу.
2 ученика работают с аналогичными таблицами, начерченными на обратных сторонах крыльев доски. Видеть работу друг друга они при этом не могут.
2 ученика решают задачи на передней части доски, причем задачу №2 в центре.
Один справляется с работой быстро, а другой задачу решить не может.
Листочки с таблицами разложены на парты в перемену.
После того, как истекло время, отведённое на заполнение таблицы, записи на доске предъявляются всему классу. Класс делится учителем на две группы (по 3 ряда). Каждая группа проверяет и оценивает работу того одноклассника, который стоит напротив, исправляют его и свои ошибки.
2.
Целеполагание
“Итак, вспомнили основные величины, характеризующие электрический ток. Проверили выполнение домашней задачи, но ваш одноклассник не может решить задачу. В чём причина?”
“Что нужно знать, чтобы решить эту задачу?” Как предлагаешь сформулировать цель данного урока?”
Отвечает, что согласно условию задачи он определил величину силы тока, а как найти сопротивление не знает.
“Какая связь существует между силой тока, напряжением и сопротивлением?”
“Определить связь между этими величинами. ”
Учитель более четко формулирует цель урока, записывает её на доске.
3.
Изучение нового материала.
Применение
ЭОР
“Чтобы достичь цели урока нам предстоит мысленно перенестись в век, в Германию в лабораторию Георга Ома и стать его сотрудниками.
Н емецкий физик Георг Ом. Проведя серию точных экспериментов, установил (1826) основной закон электрической цепи (закон Ома) и дал (1827) его теоретическое обоснование.
В 1881 именем Ома названа единица электрического сопротивления (Ом).
Член Лондонского королевского общества (1842).
Сегодня мы экспериментаторы, которые опытным путём устанавливают зависимости между физическими величинами. Во-первых, определим зависимость между силой тока и напряжением.
Предложите схему электрической цепи и план исследования.
“Во сколько раз вы увеличили напряжение в первый раз (во-второй раз)?
Во сколько раз увеличилась сила тока?
Как в математике называется такая зависимость?
Какой вывод можно сделать?
Задаются аналогичные вопросы.
Давайте подведём итог проделанной работе.
Сформулируйте, как зависит сила тока на участке цепи от напряжения на концах участка и его сопротивления”.
Рисуют схемы возможных электрических цепей в тетрадях, один из учеников (по желанию) собирает электрическую цепь на магнитной доске с помощью приборов из демонстрационного набора “Электричество-1”. Обсуждают, какой должна быть правильная схема и как менять напряжение на участке цепи. Собирают цепи, проводят измерения.
Отвечают на вопросы. Анализируют. Делают вывод.
Отвечают на вопросы. Анализируют. Делают вывод.
Формулируют закон.
Так как в наборе “Электричество” нерегулируемый источник питания на 4В и реостаты изучаются позднее, то предлагаю использовать пальчиковые элементы питания на 1,5В (3 шт.). Включать сначала один, затем два ит. д. Чтобы соединять их друг с другом последовательно можно использовать трубки, изготовленные из плотной бумаги.
Аналогично исследуется зависимость силы тока от сопротивления проводника (для этого используются стандартные спирали из того же набора, их сопротивления отличаются в два раза. )
Учитель подчёркивает, что ученики на данном уроке подобно Георгу Ома были исследователями-первооткрывателями и самостоятельно сформулировали один из основополагающих законов физики.
4.
Закрепление.
Доделывают задачу, которая создала проблему. Решают задачи №3 и №4 (2 ученика самостоятельно у доски для проверки правильности применения закона).
Выполняют тест на том же листочке с таблицей.
Самопроверка теста.
Проводят самооценку, записывая её рядом с ответами.
Учителю и ученикам легко проверить правильность выполнения теста
5. Рефлексия
Подводит итоги. Выставляет оценки. Сообщает домашнее задание.