kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Табиғат және адам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный урок по теме человек и природа. Для пятого класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Табиғат және адам»

Тема: «Астрономия. Звездное небо»

Тип урока: комбинированный

Задачи:

1) Образовательные:







2) Развивающие:







3) Воспитательные




Методы и методические приёмы:






1) Сформировать у учащихся представление о предмете и задачах изучения астрономии.

2) Дать учащимся представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба.

3) Научить находить созвездия на звездной карте и в ночном Небе.


1) Стимулировать познавательную активность, умение

быстро и четко формулировать свои мысли.

2) Формирование комплекса общеучебных

познавательных умений: логически мыслить,

анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное.


1) Продолжить формирование естественно-научного

мировоззрения учащихся

2) Воспитывать интерес к предмету


Словесные (эвристическая беседа, рассказ)

Наглядные (работа с картами звездного неба представленных на слайдах)

Показ презентации

Сравнение и обобщение

Самостоятельная работа с учебником


План урока:

1) Организационный момент.

2) Актуализация опорных знаний.

3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация

учебной деятельности.

4) Восприятие и осознание нового материала

5) Закрепление пройденного материала

6) Комментирование Д/З

7) Подведение итогов урока. Комментирование

оценок.











I. Актуализация опорных знаний: устный опрос

II. Изучение нового материала:

Здравствуйте, мои юные астрономы! Я приглашаю вас в путешествие к звездам. Сегодня мы узнаем, какие бывают звезды и что называют созвездиями, познакомимся с картой звездного неба.

Эпиграфом к уроку будут такие слова:

«...И если что-то мы забудем,

Вряд ли звезды примут нас...»

Все, что мы знаем теперь о Земле, о Солнечной системе, люди узнавали постепенно, шаг за шагом открывая тайны природы.

«Небо и Земля!», «Различны как небо и Земля!» — так говорят иногда и в наши дни. Действительно, что общего между Землей и небом? Что можно узнать о Земле, на ко­торой мы живем, глядя на звезды?

Наблюдения за расположением и движением звезд по­служили началом развития астрономии — одной из древнейших наук.

?!: Что такое астрономия?

Астрономия является одной из древнейших наук. Доисторические культуры оставили после себя такие астрономические артефакты как древнеегипетские монументы и Стоунхендж. А первые цивилизации вавилонян, греков, китайцев, индийцев и майя уже в своё время проводили наблюдения ночного небосвода. После изобретения телескопа, развитие астрономии, как современной науки, было значительно ускорено.

Зап. в тетр.: Астрономия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем.

?!: Что изучает астрономия?

В частности, астрономия изучает Солнце и звёзды, планеты Солнечной системы и их спутники, астероиды, кометы, метеориты, чёрные дыры и многое другое.

Ее название происходит от двух греческих слов: «астрон» — звезда, светило и «номос» — закон.

В Древней Руси астрономов называли поэтому «звездозаконниками». По наблюдениям за звездами уже 5000 лет назад люди мог­ли вычислять наступление времен года. Это было важно, что­бы вовремя начать посев, полив и уборку сельскохозяйствен­ных культур. Правильный календарь, необходимый для этих целей, можно было составить лишь по многолетним наблю­дениям Солнца, Луны и звезд.

Около 700 лет до нашей эры греческий поэт Гесиод сочинил поэму «Работа и дни». В этой поэме даются многие практические советы хлебо­робу, сопоставлены сроки различных сельскохозяйственных работ с ви­дом звездного неба. Например: Лишь на востоке начнут восходить Атлантиды — Плеяды, Жать поспешай, а начнут заходить — за посев принимайся. (Плеяды, или Атлантиды,— звездное скопление в созвездии Тельца.)

Звездное небо казалось людям таинственным (см. обор. обложки). Они придумывали мифы, легенды и сказки о тех фигурах, которые глаз наблюдателя замечал в при­чудливых и разнообразных звездных россыпях.

Вы знаете, что звезд на небе огромное количество, и какие они разные!

?: Когда можно увидеть звезды на Земле?

О: Звезды можно увидеть ночью, когда на улице темно и небо не затянуто тучами.

?: Что такое звезды?

О: Небесные тела.

?: Как вы думаете, почему звезды светятся?

О: Звезды светятся, потому что они горячие, ведь Солнце - тоже звезда, а мы знаем, что Солнце - это раскаленный газовый шар.

?: Найдите в словаре толкование слова «звезда».

Работа со словарем С.И. Ожегова.

О: Звезда - небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка.

«Наряды» звезд зависят от их температуры. Красные - сравнительно холодные, желтые - горячие (например, звезда Солнце). У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. И самые яркие звезды - голубые, их температура на поверхности - 30 тысяч градусов. Так же различны звезды по величине, встречаются гиганты и карлики. Самые крупные звезды в 2400 раз больше Солнца. В них могла бы поместиться наша Солнечная система до орбиты Сатурна. Самые маленькие - белые карлики. Они - как десятая долька от Солнца. А Солнце - звезда средней величины. Существуют звезды - пульсары, двойные звезды. Двойная звезда - это система двух звезд, в которой главная звезда - желтая, а спутник - белый или голубой.

?!: Что вы запишете в своем бортжурнале?

О: Определение, что такое звезда: Звезда - небесное тело, раскаленный газовый шар.

- Вы верно заметили, что существуют места скопления звезд, объединения их в группы. Люди разделили небо на 88 участков (созвездий) и дали этим «звездным фигурам» имена героев мифов и легенд, сказочных существ.

Зап. в тетр.: Созвездия – это - группа звезд, расположенных определенным образом, в звездном небе.

В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звёздами.

?!: Как вы думаете, изменяются ли очертания созвездий?

О: Очертания созвездий не изменяются.

- Совершенно верно. Хотя положение звезд на небе меняется, очертания созвездий остаются неизменными.

Изображения героев и ска­зочных существ можно увидеть на старинных звездных кар­тах, на звездных глобусах и в звездных атласах (рис. 11). Такие названия созвездий, как Орион, Телец, Геркулес, Близнецы, Андромеда, Дракон, Персей и другие, встречаются в древнегреческих поэмах «Илиада» и «Одиссея».

Вот, например, как Гомер описывает путешествие Одиссея:

Руль обращая, он бодрствовал; сон на его не спускался Очи, и их не сводил он с Плеяд, с нисходящего поздно В море Воота, с Медведицы, в людях еще Колесницы Имя носящей и близ Ориона свершающей вечно Круг свой, себя никогда не купая в водах океана.

С нею богиня богинь повелела ему неусыпно

Путь соглашать свой, ее оставляя по левую руку...

(Boot — греч. название, созвездия Волопаса.)

Вероятно, самое древнее название созвездия — Боль­шая Медведица. Оно дано этой звездной фигуре еще в то время, когда расположение ее звезд действительно напоминало контуры медведя. Сейчас семь наиболее ярких звезд этой области неба расположены так, что данная фигура больше похожа на ковш или кастрюлю с ручкой. Рядом с Большой Медведицей расположено созвездие Малой Мед­ведицы, похожее на него по форме, но ручка ковша обраще­на в другую сторону. Другие названия этих созвездий — Большой Ковш и Малый Ковш. Есть даже шуточные сти­хи по этому поводу:

Две медведицы смеются:

— Эти звезды нас надули!

Нашим именем зовутся,

А похожи на кастрюли!

Самые яркие звезды называют звездами первой вели­чины. По направлению ручки Большого Ковша можно найти оранжево-красную звезду Арктур. Это звезда первой вели­чины. Самые слабые звезды из тех, что мы видим невоору­женным глазом, считаются звездами шестой величины.

По звездам Большой Медведицы нетрудно найти и самую яркую в созвездии Малой Медведицы — Полярную звезду, звезду второй величины (см. рис. 12).

Есть немало способов, с помощью которых можно ориен­тироваться по звездам, находить по ним стороны горизонта. Проще всего это сделать по Полярной звезде.

?!: Почему же именно по этой звезде?

Глядя на звезды, вы, конечно, замечали, что их положение на небе меняется. В восточной части неба звезды появля­ются из-за горизонта — восходят, а в западной — заходят, скрываются за горизонтом. Даже за несколько минут можно заметить, что звезды не остаются на своих местах, но очер­тание созвездий не меняется. Нам кажется, что все звездное небо как единое целое вращается, и только Полярная звезда все время остается на своем месте. В действительности вра­щается наша Земля. Полярная звезда находится почти точно в направлении оси вращения Земли. Она указывает направ­ление на север. Если двигаться на север, то мы попадем в такой пункт Земли, где Полярная звезда будет видна у нас прямо над головой — в зените. Это Северный полюс Земли.

Вечером можно сделать ряд наблюдений.

1. Найдите на небе ковш Большой Медведицы. Заметьте располо­жение звезд Большой и Малой Медведиц относительно горизонта. Повтори­те наблюдения через час.

2. Выберите для наблюдений какую-нибудь достаточно яркую звезду в южной части неба не очень высоко над горизонтом. Станьте так, чтобы эта звезда была немного скрыта за углом дома (за столбом или гладким стволом дерева). Оставаясь на этом месте в течение 3—5 мин, вы замети­те, что звезда появилась из-за того предмета, за которым она скрыва­лась.

3. Приготовьте трубочку длиною 15—20 см, а диаметром 2-3 см. Ус­тановите ее так, чтобы в нее была видна Полярная звезда. Загляните в трубочку через несколько минут, через час-полтора и на следующий вечер. Во всех случаях Полярная звезда будет в поле зрения трубки.

Вывод: Отдельные участки звездного неба получили название созвездий. Вследствие вращения Земли нам кажется, что звездное небо вращается как единое целое. Положение звезд на небе меняется, а очертания созвездий остаются неизменными.

III. Закрепление:

1) Что изучает наука астрономия?

2) Какие наблюдения нужно провести, чтобы убедиться, что положе­ние звезд на небе меняется?

3) Что называют созвездием?

4) Как найти на небе Полярную звезду?

5) Как можно ориентироваться по звездам?

Д/З:

Рефлексия


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Табиғат және адам

Автор: Асхат Мақсат улы

Дата: 18.11.2016

Номер свидетельства: 360127

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Табиғат және адам қолымен жасалған әлем көрінісі"
    ["seo_title"] => string(55) "tabig_at_zh_nie_adam_k_olymien_zhasalg_an_liem_korinisi"
    ["file_id"] => string(6) "409042"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492099982"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "5 сынып?а арнал?ан вариативтік та?дау курсыны? та?ырыбы: «Таби?ат ж?не адам»"
    ["seo_title"] => string(80) "5-synypk-a-arnalg-an-variativtik-tan-dau-kursynyn-tak-yryby-tabig-at-zh-nie-adam"
    ["file_id"] => string(6) "306789"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458201788"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "?ыс?а мерзімді жоспар    "Таби?ат ж?не адам""
    ["seo_title"] => string(46) "k-ysk-a-mierzimdi-zhospar-tabig-at-zh-nie-adam"
    ["file_id"] => string(6) "301838"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456998738"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока 7 класс на тему:"Таби?ат ж?не адам. Физика –таби?ат туралы ?ылым. Физика ж?не техника"."
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekturoka7klassnatiemutabigatzhnieadamfizikatabigatturalygylymfizikazhnietiekhnika"
    ["file_id"] => string(6) "304090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457653239"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Таби?ат ж?не адам.. Физика – таби?ат туралы ?ылым.      Физикалы? терминдер мен ??ымдар. Физика ж?не техника. "
    ["seo_title"] => string(111) "tabig-at-zh-nie-adam-fizika-tabig-at-turaly-g-ylym-fizikalyk-tiermindier-mien-u-g-ymdar-fizika-zh-nie-tiekhnika"
    ["file_id"] => string(6) "163670"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422527390"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства