kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение атома. Опыт Резерфорда

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема. Строение атома. Опыт Резерфорда. 

Цель урока: изучить планетарную модель атома,  познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда;

развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;     развивать познавательный интерес к предметам;  показать значение опытных фактов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение атома. Опыт Резерфорда»



Конспект урока по физике для 11 класса


Тема. Строение атома. Опыт Резерфорда.

Цель урока: изучить планетарную модель атома, познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда;

развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; развивать познавательный интерес к предметам; показать значение опытных фактов.

Оборудование: компьютер, проектор для показа набора слайдов: графические задания, портреты ученых, модели атомов Томсона и Резерфорда, Опыт Резерфорда (фрагмент), наглядные пособия.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: стандартный урок

План урока:

1. Вступительное слово учителя, постановка цели урока.

2. Изложение нового материала.

3. Отработка изученного материала.

4. Подведение итогов. Домашнее задание.

Небольшие сообщения о Демокрите, Томсоне Дж, Резерфорде, Э.Чедвике учащиеся могут подготовить заранее, воспользовавшись информацией с CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Открытая физика» и т.д. или на сайте.

Ход урока:


1. Организационный момент (слайд 1)













М отивация (слайд 2)

Учитель: На краю Млечного Пути, вокруг звезды средней величины, вращается голубой шар. Это – Земля, а голубизна – Океан. На планете много веществ и различных химических элементов, которые отличаются друг от друга мельчайшими частицами, именуемыми молекулами и атомами. Английский поэт и художник Уильям Блейк (1757-1827)в своем стихотворении призывал:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

Оказывается, любая песчинка – действительно, целая Вселенная, ибо включает в себя почти столько же мельчайших частиц, сколько звезд содержится во всей Метагалактике.

Из этих частиц состоит и камень, одиноко лежащий на обочине дороги, и маленький цветок, радующий нас своей красотой, и пушистые облака, неторопливо плывущие по голубому небу. Скажите, какие явления.



Учащиеся отвечают (явление диффузии, броуновское движение, наконец, фотографии, полученные с помощью электронного микроскопа)

“Что такое эти атомы и молекулы? Как они устроены? ” – эти вопросы давно задавал себе человек. И искал ответы. И открыл, что атом – это “беспокойное хозяйство” из протонов, нейтронов и электронов. Однажды Э.Резерфорд сказал: “Теперь я знаю, как выглядит атом”. А вы знаете?

Давайте вспомним все, что знаем об атоме.

лайд 3 – Ключевые фигуры в создании модели атома: Демокрит – высказал идею, что все тела состоят из неделимых частиц – атомов, Томсон – открыл электрон и предложил первую модель атома, Резерфорд – планетарная модель атома, Чедвик – открыл нейтрон, создав окончательный вариант планетарной модели атома;

У читель: В истории изучения атома можно выделить ключевые фигуры: Демокрит,Томсон,Резерфорд,Чедвик.

А) слайд 4 – основные идеи учения Демокрита.

Учащийся делает небольшое сообщение о роли Демокрита в изучении строения вещества.

Еще в глубокой древности, 2500 лет назад, ученые высказывали предположения о строении вещества. Греческий ученый Демократ (460-370 до н.э.) считал, что все вещества состоят из мельчайших, неделимых частичек. По-гречески atomos означает «неделимый», поэтому эти частицы назвали атомами. По легенде, идея о существовании атомов возникла у автора, когдаон разрезал яблоко. До каких пор можно рассекать яблоко на части? Мысль о том, что существует предел такого деления, и побудила назвать мельчайшие частицы материи атомами – неделимыми.


Учитель: В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно.



Б) слайд 5 - слайд, посвященный Томсону Дж.

Учащийся. Делает небольшое сообщение омодели атома, предложенной английским физиком Джозефом Джоном Томсоном:

“Атом” в переводе с греческого - неделимый.

Но Дж. Дж. Томсон открывает в 1897 г.электрон, который входит в состав атома.

Поэтому был сделан вывод о сложном строении тома. Первая достаточно разработанная модель атома была предложена английским физиком Дж. Дж. Томсоном в1903 году. Ее назвали – “пудинг”, начиненный изюмом, где атом – это однородный шар из положительно заряженного вещества, в котором находятся электроны. Суммарный заряд электронов равен положительному заряду атома, следовательно, атом имеет заряд равный нулю. Для устойчивости атома необходимо, чтобы электроны располагались концентрическими слоями, в каждом слое определенное число электронов. Томсон с помощью данной модели объяснил ряд физических явлений.

Например, хорошая проводимость металлов объяснялась тем, что атомыметаллов легко теряют часть электронов. В дальнейшем была использована верная идея о слоях электронов в атоме, а также о потере атомами электронов.

У читель: Согласны ли вы с этой моделью? Ваша версия строения атома?

Учащиеся предлагают свою версию, т.к. из химии и физики 8 класса ребята уже знают об атоме.


Слайд 6- краткая справка о Резерфорде,

В) Учитель: данную модель атома предложил Эрнест Резерфорд. Как он пришел к этой версии?

У чащиеся работают с учебником на странице 257 – 258 учебника «Физика -11 » Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева

( рассматривается опыт Резерфорда).


Слайд 7 – опыт Резерфорда: установка, движение частиц.

Учитель: С помощью каких частиц было открыто строение атома? Дадим характеристику этой частице. Во сколько раз масса альфа-частицы больше массы электрона? Какой заряд частицы? С какой скоростью движется частица?

П очему использовали столь крупную частицу для выявления распределения положительного и отрицательного заряда внутри атома?

Рассказ ученика об опыте Резерфорда (по слайду). Дополнения учащихся.

Учитель: Каковы результаты опыта?

Учащийся. Альфа-частицы от радиоактивного источника, пройдя через диафрагму, попадают на тонкую фольгу из золота. Она имеет толщину около микрона, т.е. состоит приблизительно из 3000 атомных слоев. Большая часть альфа-частиц легко проходит через фольгу, мало отклоняясь. Но некоторые, редкие альфа-частицы отклоняются на значительные углы и даже на углы, близкие к 180°, т.е. отбрасываются назад.

Учитель: Как можно объяснить столь разные углы отклонения альфа-частиц?

У чащийся: Результаты опыта можно объяснить следующим образом. Альфа-частицы, проходя через фольгу, проходят сквозь атомы золота. Это возможно потому, что легкие электроны почти не влияют на движение тяжелой альфа-частицы. Так как они в большинстве случаев отклоняются на малые углы, атомы в большей части своего объема заполнены электронами и лишь небольшую их часть занимает положительно заряженное вещество. Эта центральная часть атома получила название ядра. Из опытов следует, что ядро и отталкивает альфа-частицу, причем тем сильнее, чем ближе к ядру она проходит.

Слайд 8 – модель атома по Резерфорду. Мы видим портрет Резерфорда и рисунок модели, проговариваем по рисунку строение атома.

Учитель: Модель атома по Резерфорду

Учащийся:

Из опытов Резерфорда можно сделать вывод о планетарной модели атома. В центре расположено положительно заряженное атомное ядро.

Радиус ядра имеет размер 10 - 12 см (10 - 14 м). В нем сосредоточен весь положительный заряд атома и почти вся масса атома. В целом атом нейтрален. Поэтому число внутриатомных электронов равно заряду ядра и номеру элемента в периодической системе. Заряд же ядра определяется формулой q = Z*e, где Z - порядковый номер элемента в периодической системе, а е- модуль заряда электрона.

Слайд 9 – слайд, посвященный Джеймсу Чедвику.

Г ) Учитель: У нас осталось не названным еще одно имя, связанное со строением атома – Чедвик Джеймс.


Учащийся: Джеймс Чедвик является английским физиком, учеником Эрнеста Резерфорда. В 1932г. он открыл нейтроны. Существование данной частицы предсказывал еще Резерфорд за 10 лет до опытов Чедвика. Новая частица отличаетсяот протонов, открытых еще Резерфордом в 1919 году, электрическими свойствами, но очень близка к ним по массе и размеру. Чедвик доказал, что ядра атомов тоже делимы! Они состоят из протонов и нейтронов, которые связаны между собой мощным ядерным воздействием.

Т ак как в целом атом электрически нейтрален, а заряд протона равен модулю заряда электрона, то число протонов в ядре равно числу электронов в атомной оболочке. Следовательно, число протонов в ядре равно атомному номеру элемента Z в периодической системе элементов Д.И. Менделеева

Сумму числа протонов Z и нейтронов N в ядре называют массовым числом и обозначают буквой А: А=Z+N Массовое число ядра равноокругленной до целого числа относительной атомной массе элемента.



3. Выводы:

Учитель: Итак, каково же строение атома?

Ученики: Атом состоит из электронов и ядра. Электроны движутся вокруг положительно заряженного ядра. Ядро состоит их протонов и нейтронов. Заряд протона равен заряду электрона по модулю. Нейтрон не имеет заряда

Учитель: Возникает вопрос: Как располагаются электроны вокруг ядра?

Ученик: (повторение 8 класса) Электроны в атоме располагаются на оболочках. Оболочки обозначаются в порядке латинского алфавита. Первая оболочка, самая близкая к ядру имеет имя К – на ней всегда располагается два электрона (кроме атома водорода, где всего один электрон), вторая – L(не более 8 электронов), третья – M, четвертая – N, пятая – O, шестая – P,седьмая – Q. Например: атом N. (по гиперссылке выход на флеш - файл –планетарная модель некоторых атомов) Число слоев соответствует периоду элемента в таблице. Число электронов на последнем слое – группе элементов.

С лайд 10 – задача на вычисление количества протонов, электронов и нейтронов в атомах. Сначала учащиеся вычисляют, говорят ответ, затем по щелчку мыши появляется ответ в строке последовательно сверху вниз.



3. Задачи: задание на слайде, таблица Менделеева Д.И.

    1. Заполнить таблицу: заполняется всеми – после того, как был сказан ответ, щелкаем мышью, и ответы появляются в ячейках таблицы.

1204, стр. 158 (Задачник, автор Рымкевич)



2. Самостоятельно: 8O16, 3Li7, 6C12 , 7N14, 9F19 ,13Al27 ,92U235, 82 Pb 207.

3. Чем отличаются следующие элементы: О и О; U и U.

Слайд 11 - в задаче «Нарисовать схемы распределения электронов по слоям у атомов брома, магния, кремния» происходит распределение электронов по слоям. Записи появляются последовательно для каждого элемента после щелчка мышью.


5. Подведение итогов: выставляем оценки, благодарим активных

учащихся, ребят, подготовивших выступления.

6. Домашнее задание §94, конспект урока в тетради



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Строение атома. Опыт Резерфорда

Автор: Мищенко Елена Васильевна

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565889

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Урок физики в 9 классе. Тема урока: Строение атома. Опыт Резерфорда."
    ["seo_title"] => string(64) "urok_fiziki_v_9_klasse_tema_uroka_stroenie_atoma_opyt_rezerforda"
    ["file_id"] => string(6) "547283"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1587380837"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Урок физики в 9-м классе по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда." "
    ["seo_title"] => string(132) "urok-fiziki-v-9-m-klassie-po-tiemie-radioaktivnost-kak-svidietiel-stvo-slozhnogho-stroieniia-atomov-modieli-atomov-opyt-riezierforda"
    ["file_id"] => string(6) "126576"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415197754"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "СТРОЕНИЕ АТОМА. ОПЫТ РЕЗЕРФОРДА. "
    ["seo_title"] => string(34) "stroieniie-atoma-opyt-riezierforda"
    ["file_id"] => string(6) "190262"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427126937"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "История открытия строения атома "
    ["seo_title"] => string(35) "istoriia-otkrytiia-stroieniia-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "113073"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409121150"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок физики по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов""
    ["seo_title"] => string(75) "urokfizikipotiemieradioaktivnostkaksvidietielstvoslozhnoghostroieniiaatomov"
    ["file_id"] => string(6) "336424"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467117451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства