Урок содержит теоретический материал о строении модели атома. А практическое задание позволяет более подробно разобраться в строении атомов любого химического элемента таблицы Менделеева
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Солерудниковская гимназия
Тема: «Строение атома» 8 класс
Направление: «Урок»
Автор: Мельникова Татьяна Валерьевна, учитель физики I квалификационной категории
Пояснительная записка
Данный урок может быть использован как учителем физики при изучении главы «Электрические явления» в 8 классе, так и учителем химии при изучении строения атома, а так же может быть использован учителем биологии при изучении химического состава клетки.
Тема: «Строение атома» 8 класс
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цель: Сформировать у обучающихся понятия «Строение атома»
Задачи: Образовательные:
научить пользоваться таблицей Менделеева для определения состава атома;
развивать метапредметные компетенции у обучающихся.
Развивающие:
в ходе работы с информацией развивать у обучающихся умения критически оценивать содержание информации и сравнивать её.
Воспитывающие:
воспитывать у обучающихся в ходе проведения урока честность и объективность.
Планируемые УУД
Личностные. Формируется ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию и саморазвитию, а так же формируется ценность здорового образа жизни.
Познавательные. Обучающиеся сами выделяют и формулируют познавательную цель, а так же строят логически связанные рассуждения.
Регулятивные. Обучающиеся самостоятельно оценивают полученный результат и вносят корректировки, при необходимости.
Основные понятия урока: Атом, электрон, нейтрон, протон.
Содержание этапов урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент
Приветствие обучающихся.
Проверка готовности к уроку.
Приветствие учителя.
Подготовка рабочих мест.
2.Актуализация знаний
Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучение новой главы, которая называется «Радиоактивность».
Давайте немного вспомним курс Химии. Как вы думаете, все ли вещества считаются радиоактивными.
Как вы думаете, с чего мы начнём?
Где происходит процесс радиораспада?
Чтобы лучше понять процесс радиораспада предлагаю начать изучения строения атома.
Записываем тему урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему урока, выдвигают задачи. Активно включаются в образовательный процесс.
3. Проверка знаний
Давайте вспомним, какие элементарные зараженные частицы вы знаете?
Что такое электрон?
Каким зарядом он обладает?
Что такое протон?
Каким зарядом обладает протон?
Что за частица нейтрон?
Имеет ли он заряд?
Выполняют записи, отвечают на вопросы учителя.
4. Изучение нового материала
Ребята, где отражены все химические элементы, которые имеются на нашей планете?
В таблице Менделеева все элементы расположены в определенном порядке.
Атом любого элемента состоит из всех трех видов элементарных частиц. Электроны находятся на электронных облаках, по которым они двигаются. В центре атома находится ядро, которое имеет положительный заряд за счет протонов. Но в целом – атом нейтрален!
В каждой ячейке расположен один элемент. Там изображены обозначения элемента, название, порядковый номер и атомная масса.
Давайте разберемся, как эти сведения связаны с составом атома.
На примере элемента «Алюминий» вычислим количество элементарных частиц данного атома.
Порядковый номер элемента соответствует количеству электронов. Столько же должно быть и протонов, чтобы уравновесить атом. Далее смотрим на молярную массу элемента. Отнимем из нее количество протонов, получим количество нейтронов в ядре элемента.
Аналогично посчитаем частицы в следующих элементах: водород, гелий, литий.
А теперь давайте выполним задание обратное предыдущим – на слайде показан схема строения атома элемента, просчитайте все элементарные частицы и определите, что это за элемент?
Отвечают на вопросы.
Внимательно следят за логикой объяснения учителя.
Делают устные вычисления параллельно с учителем, а затем самостоятельно.
Делают записи в тетради.
Фронтальная проверка правильности выполнения задания.
Выполняют задание с помощью таблицы Менделеева.
5. Закрепление
Ребята, перед вами таблица с названиями некоторых элементов. Начертите эту таблицу в свою тетрадь.
Далее вам необходимо найти их в таблице Менделеева, записать рядом с названием его обозначение, порядковый номер, атомную массу, а так же вычислить количество всех частиц в данном атоме.
Самостоятельно выполняют задание.
Заполняют таблицу.
6. Взаимопроверка
Теперь, ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и давайте проверим правильность выполнения задания.
Просьба, оценки выставлять объективно!
Меняются тетрадями.
Проверяют работы.
Выставляют оценки.
7. Рефлексия
Ребята, обратите внимание на элементы, которые вы просчитывали.
Давайте поговорим для чего нам в организме нужен кальций?
Обратите внимание, в каких продуктах он содержится.
К чему приведет его нехватка?
Далее аналогичные вопросы для железа и йода.
В каких продуктах содержатся данные химические элементы?
К каким последствиям приводит их нехватка в организме?
Ну и последний элемент в нашей таблице – кислород!
Какой продукт нужно съесть, чтобы получить кислород?
Как можно получить необходимую суточную порцию кислорода?
Правильно, необходимо гулять на свежем воздухе.
Прогулки на свежем воздухе полезны для?...
Вы большие молодцы!
Отвечают на вопросы.
Выдвигают предположения.
Высказывают свои мысли.
Ребята перечисляют свои ответы и предположения
8. Домашнее задание
Ребята, запишите домашнее задание. Обратите внимание на вопрос, ответ на который так же нужно будет дать письменно.