Немногие умы гибнут от износа, большей частью они ржавеют от неупотребления. К. Боуви
Педагог должен организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно, не «вопреки, а благодаря»... методике преподавания предмета. Это дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться.
В век глобальной информатизации ученики вынуждены усваивать и обрабатывать огромное количество поступающей информации. Учителю необходимо организовывать познавательную деятельность учащихся не на усвоение отдельных фактов и принципов, а на самостоятельную работу по отбору информации и критическому ее осмыслению. Добиться этого педагог может, постоянно создавая на уроках для учащихся проблемные ситуации.
Тема урока | Создание проблемной ситуации | Этап урока, на котором можно использовать проблемную ситуацию |
«Первоначальные сведения о строении вещества» |
Физические величины и их измерение. Внесистемные единицы измерения. | Фронтальный эксперимент. Измерьте длину и ширину парты во внесистемных единицах измерениях («локтях»,«пядях»,«дюймах») и сравните с соседом по парте. Измерение удава из мультфильма «38 попугаев» | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Лабораторная работа «Определение размеров малых тел». | Предложите различные способы определения объема капли воды и измерьте одним из них дома. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. | Предложите способ измерения скорости распространения диффузии в газах и жидкостях. Измерьте эту скорость и сравните со скоростью движения молекул. | Анализ и обобщение изученного материала |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Фронтальный опыт. Капля воды соединяет две стеклянные пластинки так, что их трудно разделить, а два кусочка пластилина не соединяет. Почему? Два кусочка пластилина легко соединяются после разлома, а два кусочка мела нет. Почему? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | Почему, если открыть крышку чайника, пар выходит, а вода остаётся? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
«Взаимодействие тел» |
Механическое движение. | Можно ли утверждать, что сидя за партой, вы совершаете движение? Или находитесь в состоянии покоя? | Овладение новым учебным материалом |
Равномерное и неравномерное механическое движение | Рассмотрите движение 3 тел. Определите, к какому из них относится каждый график движения | Овладение новым учебным материалом |
Скорость. Единицы скорости | Построить график зависимости пути от времени собственного движения в школу. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Явление инерции. | Древнегреческий учёный Аристотель писал: «Всё движущее необходимо бывает движимо чем-то», а итальянский учёный Галилео Галилей писал: «Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая никакого сопротивления движению, то… движение его является равномерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца». Какого мнения придерживаетесь Вы? Обоснуйте. Почему поскользнувшийся человек падает назад, а споткнувшийся вперёд? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Контроль и оценка результатов учебной работы |
Взаимодействие тел. | Понаблюдайте за движением различных тел. Что происходит со скоростью этих тел? Почему? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | Почему трудно выпрыгнуть на берег из лёгкой надувной лодки? Как были измерены массы планет и элементарных частиц? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Плотность вещества. | Что больше плотность кипящей воды или плотность находящего над ней пара? Анализ ситуаций из мультфильмов «Ну,погоди!» | Анализ и обобщение изученного материала |
Лабораторная работа «Измерение плотности твердого тела» | Определите (можно вдвоем с другом) плотность в домашних условиях (на выбор ученика) соли, сахара, муки, мыла, своего тела и т.п. | Анализ и обобщение изученного материала |
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести | Анализ ситуации в книге «Незнайка на луне», эссе на тему «Если бы исчезло тяготение» | Овладение новым учебным материалом |
Сила упругости. Закон Гука. | Придумайте способы сравнения жесткости двух различных пружин. | Анализ и обобщение изученного материала |
Вес тела. | Чем отличается вес тела от силы тяжести и массы? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Динамометр. | Градуирование динамометра с круглой шкалой | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Равнодействующая сил. | Изобразить возможное направление сил в ситуации « …а воз и ныне там…» по басне Крылова «Лебедь, рак и щука» | Овладение новым учебным материалом |
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. | Возникает ли сила трения при воздействии силой на шкаф, если при этом он остается в покое? Если да, то чему она равна и куда направлена? | Овладение новым учебным материалом |
Трение в природе и технике. | Когда трение необходимо уменьшать, а когда увеличить? Предложите несколько способов изменения трения. | Анализ и обобщение изученного материала |
Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
Давление тел на опору. Единицы давления. | Вам надо нести тяжелую покупку за верёвку. Предложите способы уменьшения боли в пальцах. | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Способы уменьшения и увеличения давления | Какие параметры тела приводят к изменению давления? Почему? При каких условиях давление необходимо увеличивать, а при каких уменьшать. Сказка «Принцесса на горошине» | Овладение новым учебным материалом Анализ и обобщение изученного материала |
Давление газа | Можно ли увеличить объем шарика, не развязывая нити. Демонстрационный опыт: Раздувание шарика при откачивании воздуха из колокола воздушного насоса. | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Закон Паскаля | Демонстрационный опыт: Ученик, стоит на гладкой доске, находящейся на воздушном шарике. Почему шарик не лопнул? Сконструировать прибор для демонстрации закона Паскаля. | Овладение новым учебным материалом Анализ и обобщение изученного материала |
Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | Выясните зависимость давления внутри жидкости от положения тела в пространстве, плотности жидкости и глубины погружения. | Овладение новым учебным материалом |
Сообщающиеся сосуды | Применение сообщающихся сосудов в быту и технике. | Анализ и обобщение изученного материала |
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует атмосфера. | Демонстрационный опыт: Колокол воздушного насоса легко отрывается от тарелки, но если откачать воздух из колокола, то крышка поднимается вместе с тарелкой и гирей 5 кг. Объясните это явление. Опыт с воздушным шариком (как опыт с яйцом и бутылкой») Предложите опыты, демонстрирующие действие атмосферного давления. Анализ реальных ситуаций – причина гибели экипажа «Союз 11» | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Анализ и обобщение изученного материала |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Придумайте водяной барометр. Измерение атмосферного давления на первом и последнем этаже школы и объяснение полученного результата. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Как барометр можно использовать для определения высоты подъема самолета, вертолёта, ракеты? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Манометры | Придумать прибор для измерения давления, которое больше или меньше атмосферного. | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Поршневой жидкостной насос Гидравлический пресс | Калитка, ведущая в сад американского изобретателя Томаса АлваЭдинсона, очень тяжело открывалась. Один из его гостей укорил хозяина в несовершенстве конструкции. На что, изобретатель возразил, что конструкция калитки идеальна, просто пока гость открывал, насос домашнего водопровода накачал 20 литров воды. Придумайте варианты возможного изобретения Эдинсона. | Овладение новым учебным материалом |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила | Собака легко перетаскивает утопающего в воде. Однако на берегу, она не может сдвинуть его с места. Почему? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Плавание тел | Опыт. В одном сосуде яйцо тонет, в другом всплывает, в третьем плавает. Как это можно объяснить? В одном сосуде находятся три тела одинакового объема на различной глубине. Как это можно объяснить? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Плавание судов Воздухоплавание | Работа с информацией. Обсуждение детских докладов и презентаций «Плавание судов», «Воздухоплавание». | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Тема «Работа и мощность. Энергия» |
Механическая работа. | Опытным путём определите, от чего и как зависит механическая работа? | Овладение новым учебным материалом |
Мощность | Какую мощность Вы развиваете при подъеме с первого на второй этаж в кабинет физики? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы | Мальчик помогает девочке нести тяжёлую большую сумку. Для удобства сумку повесили на палку. Как поступить мальчику, чтобы девочке было легче нести груз? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
«Золотое правило» механики | Можно ли с помощью простых механизмов получить выигрыш в работе? Какой? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Энергия. Потенциальная и кинетическая Превращение одного вида энергии в другой. | Защита фантастических идей использования в будущем превращения одного вида энергии в другой. | Анализ и обобщение изученного материала |
Тема урока | Создание проблемной ситуации | Этап урока, на котором можно использовать проблемную ситуацию |
Тема «Тепловые явления» |
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия | Можно ли движение молекул считать механическим? Может ли исчезнуть энергия? Что с ней происходит при падении тел? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Способы изменения внутренней энергии тела. | Предложите различные способы изменения внутренней энергии монетки, на какие две группы можно разделить все примеры | Анализ и обобщение изученного материала |
Теплопроводность. Излучение. Конвекция. | Серия демонстрационных опытов на теплопроводность, конвекцию и излучение. Что общего в этих тепловых явлениях и чем они отличаются? Анализ конкретной ситуации – в столовой на курорте «Усть – Качка» фрамуги для проветривания помещения были установлены вблизи пола. Что не было учтено проектировщиком? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Особенности различных способов теплопередачи | Какие особенности различных способов теплопередачи использует человек в быту и технике? Почему батареи находятся внизу, а форточки и кондиционеры вверху помещения? Почему не закипела вода в походе у нерадивых туристов, которые поставили ведро с водой рядом с костром? | Анализ и обобщение изученного материала |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты | Повлияет ли заварка чая (или сахар) на скорость остывания воды? Как это проверить? Или опровергнуть? От каких факторов зависит количество теплоты? Например, при нагревании воды. Задание на недостаток данных: В двух одинаковых ведрах нагревается вода одинаковое время. В первом ведре 5 кг,а во втором 10 кг. В каком ведре после нагрева температура будет выше? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении | Можно ли утверждать, что для нагревания 200 г воды потребуется большее количество теплоты, чем для нагревания 100 г воды? Почему? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива | Как опытным путём оценить удельную теплоту сгорания спирта? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Закон сохранения и превращения энергии | Способы использования закона сохранения и превращения энергии в быту и технике. | Овладение новым учебным материалом |
Агрегатное состояние вещества. График плавления и отвердевания. | Почему при переходах вещества из одного агрегатного состояния в другое температура не меняется? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Испарение. | Если подуть на руку, то чувствуете холод, а если подышать, то тепло? Почему? Фронтальный эксперимент: установление зависимости испарения жидкости от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности жидкости, а также ветра. Приведите примеры и проанализируйте с точки зрения молекулярного строения. | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Овладение новым учебным материалом Контроль и оценка результатов учебной работы |
Кипение. Удельная теплота парообразования. | Демонстрационный опыт: кипение воды при низкой температуре, при откачивании воздуха из колбы. Объясните наблюдаемое явление. Предложите способ определения удельной теплоты парообразования спирта. | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Контроль и оценка результатов учебной работы |
Влажность воздуха | Как вы считаете, почему затрудняется дыхание в пустыне и на крайнем севере? Что произойдет, если влажность воздуха резко понизится, повысится? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Контроль и оценка результатов учебной работы |
Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. | Учимся работать с информацией. Обсуждение достоинств и недостатков детских презентаций по темам «История создания тепловых двигателей». «Использование двигателей внутреннего сгорания» | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Паровая турбина Холодильник. КПД тепловых двигателей | . Учимся работать с информацией. Обсуждение достоинств и недостатков детских презентаций по темам «Паровые машины». «Экологические проблемы использования тепловых машин» «Безумные проекты вечного двигателя» | Анализ и обобщение изученного материала |
Экологические проблемы использования тепловых машин и охрана среды | Создание и защита собственных моделей: «Экологическая тепловая машина будущего». | Анализ и обобщение изученного материала |
Тема «Электрические явления» |
Электризация тел, Два рода зарядов | Фронтальный эксперимент. Как определить знак заряда у разных тел? | Овладение новым учебным материалом |
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества | Придумайте электрометр, который позволил бы вам вечером измерять свой электростатический заряд. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Делимость заряда. Строение атомов. | Может ли тело быть заряжено один раз положительно, а другой - отрицательно? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Объяснение электрических явлений | Могут ли одноименно заряженные тела притягиваться? | Овладение новым учебным материалом |
Электрический ток. Источники тока. | Придумайте новые источники тока, которые будут возможны в ближайшие 20-30 лет. | Анализ и обобщение изученного материала |
Электрическая цепь | Предложите варианты обозначения различных электрических приборов на электрических схемах? Или наоборот, какие приборы можно изобразить следующими элементами электрическими схем? Изобразите схему электрической цепи, в которой можно включать и выключать электрическую лампу, присоединенную к источнику тока, в разных концах длинного коридора. | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Контроль и оценка результатов учебной работы |
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | Где и как можно использовать различные действия электрического тока? | Анализ и обобщение изученного материала |
Электрическое сопротивление закон Ома для участка цепи. | От чего зависит электрическое сопротивление человека? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Удельное сопротивление. | Предложите способы увеличения или уменьшения сопротивления проволок. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Реостаты. | Мозговой штурм. Придумайте различные виды реостатов. | Анализ и обобщение изученного материала |
Последовательное сопротивление проводников. Параллельное соединение проводников. | У вас четыре одинаковых сопротивления по 2 Ом каждый. Какие сопротивления вы можете получить? Предложите как можно больше различных комбинаций и рассчитайте общее сопротивление | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Работа и мощность электрического тока. | Почему вечером, когда все включают электроприборы, напряжение в сети падает? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Закон Джоуля – Ленца. | На длинных высоковольтных проводах теряется много энергии. Придумайте способы борьбы с потерей этой энергии. | Анализ и обобщение изученного материала |
Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители. | Обсуждение презентаций «Лампа накаливания», «Короткое замыкание», «Предохранители». | Овладение новым учебным материалом |
Тема «Оптика» |
Источники света. Распространение света. | Египетский ученый Эратосфен во II в. н.э. измерил радиус Земли, отдыхая в полдень в саду и наблюдая за тенью от дерева. Как это ему удалось? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Отражение света. Законы отражения. | На модели выведите зависимость между падающим лучом и отраженным. | Овладение новым учебным материалом |
Плоское зеркало. Построение изображений | Использование плоских зеркал в быту и технике. | Анализ и обобщение изученного материала |
Преломление света. Законы преломления. | Можно ли сфотографировать мираж? | Анализ и обобщение изученного материала |
Линзы. Оптическая сила линзы | У вас в наличии три линзы, разной оптической силы: 3дптр, -5 дптр и 7 дптр. Какой оптической силы линзы вы можете получить? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Изображения, даваемые линзой. | Можно ли, используя одну собирающую линзу, получить один раз прямое изображение, а другой - перевернутое? А рассеивающей линзой? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Глаз и зрение | Определите с физической точки зрения достоинства и недостатки человеческого глаза. | Анализ и обобщение изученного материала |
Тема «Электромагнитные явления» |
Магнитное поле. Магнитные линии. | Как меняются магнитные линии вокруг проводника с током на модели? | Овладение новым учебным материалом |
Магнитное поле катушки с током. | Где можно использовать электромагнит? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | Можно ли создать магнит с одним полюсом. Как? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Действие магнитного поля на проводник с током | Придумайте практическое использование действия магнитного поля на проводник с током | Анализ и обобщение изученного материала |
Устройство электроизмерительных приборов | Сравните принцип действия амперметра и вольтметра. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Тема урока | Создание проблемной ситуации | Этап урока, на котором можно использовать проблемную ситуацию |
Описание движения. Материальная точка. Система отсчета | Можно ли одновременно находиться в движении и покое? Какое из тел совершает поступательное движение. | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Овладение новым учебным материалом |
Перемещение | Отличие перемещения от пройденного пути. Приведите примеры, когда путь и перемещение совпадают, когда перемещение равно нулю, когда перемещение больше пути. | Овладение новым учебным материалом |
Определение координаты движущегося тела | Расчетные задачи. Определение координаты тела при изменении тела отсчета. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | Определить путь и перемещение при движении тела по прямой, при изменении тела отсчета. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Прямолинейное равномерное движение. Ускорение | 1тело движется следующим образом: за 5с проходит путь 50м, за 20с – 200м, за 30мин. – 18км, а за 2часа – 72 км. тело за 10с проходит путь 200м, за 30с – 600м, за 10мин. – 10 км, а за 1,5 часа – 100км. Какое из этих тел движется равномерно? Почему? тело за 2с изменяет скорость тела 10м/с, за следующие 10с – на 50м/с, а за 2 мин. на – 600м/с. В чем отличие движения 3 тела? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | Перед вами несколько движущихся тел. Докажите, что одни из них двигаются равномерно, другие – нет. Рассмотрите графики зависимости перемещения от времени для этих движений и определите, к какому движению относится каждый из них. Проверьте правильность своих предположений. Определите, какой график зависимости скорости от времени, какому движению соответствует. | Овладение новым учебным материалом |
Инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. | Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли, во сколько раз сила притяжения Земли к Луне больше силы притяжения Луны к Земле? Яблоко притягивается к Земле с силой 2 Н, притягивается ли Земля к яблоку, если да, то с какой силой? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. | Большое телоА падает быстрее маленького Б. Как упадут связанные вместе эти два тела по сравнению с телом А? Одновременное падение книги и листка бумаги, листка бумаги и скомканного листка бумаги, книги и лежащего на ней листка бумаги | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Закон всемирного тяготения | Яблоки в садах падали и до английского ученого Исаака Ньютона, и после. Какие условия способствовали великому учёному открыть закон всемирного тяготения? | Анализ и обобщение изученного материала |
Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Искусственные спутники Земли. | Почему Луна не падает на Землю, если она притягивается к ней? Как определить ускорение свободного падения на другой планете? | Овладение новым учебным материалом |
Движение по окружности. | Рассмотрите модель движения по окружности. Какие закономерности вы наблюдаете. | Овладение новым учебным материалом |
Импульс тела. Закон сохранения импульса. | Сравните импульс пули и бегущего слона. От каких факторов он зависит? Рассчитайте скорость скейтборда при различных взаимодействиях с мальчиком. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Реактивное движение | Примеры реактивного движения в природе и технике. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Колебательное движение. Свободные и вынужденные колебания | Найдите общее в движении представленных систем. Чем данные движения отличаются от других видов движения? На какой модели лучше изучать колебания? | Овладение новым учебным материалом |
Величины, характеризующие колебательное движение | На примере математического маятника определите основные характеристики колебательного движения. | Овладение новым учебным материалом |
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. | Установите зависимости изменения энергии на примере математического и пружинного маятников. | Овладение новым учебным материалом |
Резонанс | Почему разрушился Египетский мост в 1908 году в Петербурге, когда по нему проходил маршевым шагом кавалерийский эскадрон? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Волны продольные и поперечные. | Рассмотрите модели волн. Чем отличаются эти волны, и от чего зависят? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Длина волны. Скорость распространения волн | Есть ли разница между длиной поперечной и продольной волн? Какая? | Овладение новым учебным материалом |
Источники звука. Звуковые колебания | Какое утверждение верно: всякое звучащее тело колеблется или всякое колеблющееся тело звучит? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Высота и тембр звука. Громкость звука. | Почему так ужасно скрепит мел, если мы неправильно держим его, когда пишем на доске? Громкость, высота звука и его тембр характеристики объективные или субъективные? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Контроль и оценка результатов учебной работы |
Распространение звука. Скорость звука. | Может ли звук распространятся в вакууме, газах, жидкостях, твердых телах? Приведите примеры. Сравните скорость распространения в этих средах. | Овладение новым учебным материалом |
Отражение звука. Эхо. | Почему при закрытой двери шум из коридора в комнате практически не слышен, хотя воздух значительно хуже проводит звук, чем дерево? Почему мы не слышим эхо дома? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Овладение новым учебным материалом |
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.