Цель урока: в ходе учебного эксперимента сконструировать сообщающиеся сосуды, «открыть» их свойства, «увидеть» сообщающиеся сосуды в бытовых и технических устройствах; развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сообщающиеся сосуды»
План урока по физике 7 класс
Подготовил: Дегтярев Н.Н учитель физики МБОУ Воднобуерачной СОШ
Сообщающиеся сосуды
Урок исследование 7 кл
Цель урока: в ходе учебного эксперимента сконструировать сообщающиеся сосуды, «открыть» их свойства, «увидеть» сообщающиеся сосуды в бытовых и технических устройствах; развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
План урока:
I. Постановка учебной проблемы учителем. (1-2 минуты.)
II. Введение нового понятия «сообщающиеся сосуды». (2-3 минуты.)
III. Проведение учебного эксперимента. (15-20 минут.)
IV. Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. (10—15 минут.)
V. Тест-контроль. (5-7 минут.)
VI. Итоги урока. (1 минута.)
Оборудование: на столе учителя - сосуды с подкрашенной жидкостью, сообщающиеся вверху и внизу; на столах учащихся - по две стеклянные трубки диаметром 10 и 5 мм, резиновый шланг, резиновая пробка с трубкой диаметром 5 мм, металлический зажим, сосуды с подкрашенной водой и концентрированным раствором соли, штатив с муфтой и лапкой, страничка для записи результатов наблюдений; на отдельном столе - чайник с указателем уровня воды, детская яркая прозрачная лейка, стеклянный заварной чайник, оборудование для демонстрации действия фонтана и артезианского колодца, таблицы «Шлюз», «Водопровод», рисунки фонтана и артезианской скважины:
Ход урока
1 Учитель.
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на Земле:
Телевизору, голосу рации,
Калькулятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди могли?
Как придумать могли такое:
Кнопку тронешь - день настает.
Только кран откроешь рукою –
И вода по трубам течет.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.
Вот и мы сегодня попробуем сконструировать любопытное приспособление, открыть законы его действия. Другими словами, у нас сегодня урок-исследование. А для его проведения потребуется журнал наблюдений и выводов, страничка из которого есть у каждого на столе. (Указывает на укрепленные в штативах сосуды с подкрашенной жидкостью.) Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть зажим? Почему? Дадим название таким особым сосудам - сообщающиеся. Впишем название в страничку наблюдений.
2 Кто сумеет дать определение, что такое сообщающиеся сосуды? Сколько их может быть? Как они должны соединяться? Как будет располагаться жидкость в таких сосудах?
Итак, перед нами задача: сконструировать из имеющегося оборудования сообщающиеся сосуды и проверить правильность высказанной гипотезы. Для этого создадим пять конструкторских групп, выберем в каждой главного конструктора (выдает им шапки «магистров»).
3 Перед вами задачи (читает по одной задачи, записанные на доске), которые вы сейчас должны выполнить.
Задача 1. Предложите конструкцию сообщающихся сосудов из имеющегося оборудования, определите последовательность действий при сборке. Не забудьте о технике безопасности!
Задача 2. Предложите, как проверить, будет ли перетекать однородная жидкость из сосуда в сосуд, и если будет, то до каких пор? Не забывайте результаты наблюдений заносить в свой журнал!
Задача 3. Предложите способ проверки, будет ли перетекать неоднородная жидкость, имеющая разную плотность? Не забывайте результаты наблюдений заносить в свой журнал!
4 А теперь мы должны дать своим открытиям «путевку в жизнь», т.е. предложить варианты практического применения сообщающихся сосудов. Время ограничено! Каждой конструкторской группе на подготовку дается 3-5 мин. Главные конструкторы, получите задание!
(Учащиеся в группах обсуждают и выполняют задания.)
5 Поработали неплохо, и чтобы по достоинству оценить труд каждого, выполним контрольный тест (на доску проецируются кодослайды). Записывайте свои решения в виде букв в клетки ключевого слова:
1) Какие сосуды являются сообщающимися?
2) Какой кофейник вместит больше кофе?
3) Будет ли перетекать жидкость из одного сосуда в другой, если открыть кран?
4) В каком колене находится пресная, а в каком соленая вода?
5) В каком из сообщающихся сосудов уровень жидкости изображен неверно?
6) Какой отметке соответствует уровень жидкости в левом сосуде?
7) На каком рисунке изображены сообщающиеся сосуды?
Вывод:
6 Какое слово-шифр вы получили? Правильно, «Паскаль». И прежде чем сказать всем спасибо и до свидания, попрошу в своих тетрадях сделать один из трех рисунков - тот, который более всего соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.