1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение нового материала. 4. Развитие и закрепление знаний (рассмотрение примеров сообщающихся сосудов в окружающем мире). 5. Проверка знаний. 6. Рефлексия. 7. Домашнее задание. | Фронтальный опрос с использованием слайдов (№ 3, 4, 5) (на доске слайд № 6) - Перед вами на слайде несколько предметов. Назовите их. - А теперь посмотрите на эти приборы, (ставит на демонстрационный стол подготовленное оборудование по рис. № 107 –учебник А. В. Перышкин). - Что общего у названных вами предметов и сосудов у меня на столе? - Правильно, молодцы! Такие сосуды называются сообщающимися. - Значит, тема нашего урока… (фиксирует на доске тему урока) - С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. (демонстрирует опыт по рис. № 107а, учебник А. В. Перышкин) - Что произойдет, если убрать зажим? (слайд № 7) - Одинаковы ли будут уровни воды в трубках? (проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 107 б, учебник А. В. Перышкин) - А если одну из трубок поднимать и опускать, наклонять в стороны, что будет происходить с уровнем жидкости в трубках? (проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 107 в, учебник А. В. Перышкин) (слайд № 8) - Посмотрите на этот прибор у меня на столе (рис. № 109, учебник А. В. Перышкин). (слайд № 9) - Охарактеризуйте его. - Какой вывод можно сделать? - Правильно. (формулирует 1-й закон сообщающихся сосудов, слайд № 10) - А как это можно объяснить? - А какая формула нам помогает это объяснить? - Запишите ее на доске. - А если в один сосуд налить воду, а в другой керосин. Как будут располагаться уровни? - Почему? Как это можно объяснить? - Посмотрите на слайд № 11. У какой жидкости столб выше и почему? - Значит, какой вывод мы можем сделать? - Правильно. (формулирует второй закон сообщающихся сосудов, слайд № 12) - Перед вами водомерное стекло парового котла (слайд № 13). - Объясните принцип работы этого прибора. - А вот фотографии шлюзов (слайд № 14). - А это схема устройства шлюзов (слайд № 15). - Объясните принцип работы данного устройства. - Объясните наблюдаемое в опыте явление. Где можно использовать принцип работы данного прибора? (слайд № 16, 17). - Перед Вами артезианский колодец. Объясните принцип действия такого колодца (слайд № 18). Попробуйте определить, насколько хорошо Вы усвоили знания по «Волшебной лестнице знаний» (слайд № 19). § 39. Рассмотрите внимательно дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды (слайд № 20). | Используя знания, полученные на предыдущем уроке, дают ответы на вопросы - Чайник, кофейник, лейка. - Общее основание, по два совмещенных сосуда. (в ходе рассуждения ученики подходят к данной идеи) - Сообщающиеся сосуды. - Вода из одной трубки перетечет в другую. - Вода установится на одном уровне. - Уровни жидкости будут одинаковыми. - Это тоже сообщающиеся сосуды, потому что у них общее основание. - Форма трубок различная. - Разное сечение трубок. - Вода в каждой трубке на одном уровне. - В сообщающихся сосудах жидкости устанавливаются на одном уровне, форма трубок и сечение не влияют на это. - Вода покоится, поэтому давление в обоих сосудах одинаковое. Значит и уровни жидкости должны быть одинаковые. - Формула гидростатического давления. - p = ρgh (один из учеников пишет на доске формулу) - Уровни будут различными. - У жидкостей различные плотности. - Выше у керосина, потому что у него плотность меньше. - Высота столбов жидкости будет зависеть от ее плотности: чем меньше плотность жидкости, тем выше ее столб в сосуде. - Давления жидкостей при этом должны быть одинаковые. Дают объяснение на основе законов сообщающихся сосудов. Дают ответы на основе изученного материала.
Ученики рисуют в своих тетрадях соответствующую картинку. | 2 5 15 10 8 2 3 |