МКОУ Усть – Хопёрская СОШ
Серафимовичского района
Волгоградской области.
Тема урока:
« Сообщающиеся сосуды».
( Урок изучения нового материала).
7 класс.
Подготовила и провела
учитель физики высшей
квалификационной категории
Комиссар Л.А.
2013 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сообщающиеся сосуды
(Тема урока)
-
| ФИО (полностью) | Комиссар Людмила Анатольевна |
-
| Место работы | МОУ Усть-Хопёрская СОШ» |
-
| Должность | Учитель физики |
-
| Предмет | физика |
-
| Класс | 7 |
-
| Тема и номер урока в теме | Сообщающиеся сосуды. |
-
| Базовый учебник | Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс. |
Цель урока: изучить законы сообщающихся сосудов.
9. Задачи урока:
образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации;
воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
12.Необходимое техническое оборудование:
различные виды сообщающихся сосудов, два стеклянных сосуда, соединенных резиновой трубкой, презентация «Сообщающиеся
сосуды» ,компьютер, мультимедийный проектор.
Структура и ход урока:
Обучение ведется по учебнику Пёрышкина А.В. «Физика 7 класс». Соответствующая программа предполагает, что учащиеся ранее не изучали понятие сообщающиеся сосуды, материал является для них новым.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2, слайды презентации.) | Деятельность учителя (с указанием действий например, демонстрация) | Деятельность ученика | Вре мя (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент. | Слайд 1. | Стих. Прил. 1. | Учащиеся слушают учителя. | 1 |
2. | Актуализация знаний, полученных учащимися при изучении темы «Сообщающиеся сосуды». | Слайд 2,3,4.
Слайд 5. Прил. 3. | Учитель начинает урок с повторения темы «Давление в жидкостях и газах». Демонстрирует слайды. Предлагает учащимся выполнить экспериментальное задание. | Учащиеся отвечают на вопросы, показываемые на слайдах. (Текущий контроль в форме фронтального опроса). Выполняют экспериментальное задание. Объясняют полученные результаты. | 10 |
| | | | |
3 | Формирова ние новых знаний.
| Слайд 6.
| Учитель демонстрирует и показывает на слайде различные сообщающиеся сосуды, применяемые в быту. | Учащиеся принимают участие в беседе.
| 14 |
|
| Слайд 7,8,9.
Слайд 10.
Слайд 11, 12. Демонстрационные опыты с использованием «Лаборатории L-микро.» Слайд 13,14. school-collection.edu.ru | Подводит учащихся к формулировке темы, цели урока и определению сообщающихся сосудов. Знакомит учащихся с историей изучения сообщающихся сосудов. Постановка проблемных опытов, объясняющих законы сообщающихся сосудов. Диалог учителя с учащимися. Учитель предлагает записать выводы в тетрадь.
| Сами формулируют цели и задачи урока.
Учащиеся принимают участие в беседе.
Учащиеся смотрят опыты и слайды, принимают участие в беседе, анализируют и записывают опорный конспект в тетради. |
|
5.
| Закрепление и контроль знаний.
| Слайд 15. Прил.2.
Слайд 16. Прил. 4.
Слайд 17- 24. sc.tverobr.ru›catalog/rubr/3b19dfa9-7bdf-441a-… Флеш- анимации: «Проход корабля через шлюз», « Артезианский колодец», «О работе приливной электростанции», « Водопровод». | Учитель предлагает учащимся выполнить тест, расположенный на слайде 15.
Учитель предлагает учащимся физкультминут ку
Учитель предлагает учащимся поговорить о применении сообщающихся сосудов в быту и технике. | Учащиеся выполняют тест и проверяют результаты теста, осуществляя самопроверку Учащиеся выполняют физкультминутку используя слайд 16.
Учащиеся принимают участие в беседе. Демонстрируют мини-презентации о применении сообщающихся сосудов, подготовлен ные самостоя тельно. Объясняют работу устройств применяющих законы сообщающихся сосудов.
| 12
|
6. |
Итог урока. Рефлексия. | Слайд 25 Прил. 5. | Учитель предлагает учащимся высказать свое отношение к уроку.
| Учащиеся высказывают своё отношение к уроку с помощью «Волшебной лестницы знаний». |
2 |
7.
| Домашнее задание. | Слайд 26 | П. 39. Задание 9. По желанию подготовить модели сообщающихся сосудов. | Записывают домашнее задание. Выбирают модели. | 1 |
Аннотация к уроку.
Урок «Сообщающиеся сосуды» относится к теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» в 7 классе. С практической точки зрения тема очень интересна. На уроке много возможностей реализовать различные методические подходы, формы и методы. Возможность использования на уроке и для домашнего задания электронные образовательные ресурсы.
Урок построен так:
Актуализация знаний (повторение темы « Давление жидкостей и газов».
Формирование новых знаний (история изучения сообщающихся сосудов, постановка проблемных опытов, получение законов сообщающихся сосудов.)
Закрепление и контроль знаний (тест, применение сообщающихся сосудов в быту и технике с использованием интернет ресурсов).
Рефлексия ( Волшебная лестница знаний).
Домашнее задание (п. 39, задание 9, подготовить модели сообщающихся сосудов.)
В процессе урока формируются и развиваются информационная, коммуникативная, учебно-познавательная компетентности учащихся.
На уроке используются интернет-ресурсы, « Оборудование лаборатории L-микро”, компьютер, проектор.
Самоанализ
урока физики по теме: «Сообщающиеся сосуды»
в 7 классе.
В классе обучается 9 учащихся.на уроке физики постоянно работают 7 учащихся. Качество знаний в классе по предмету 80%. Класс работоспособен, активен.
При планировании урока учитывала возрастные особенности учащихся, учебные возможности класса. Для этого использовала различные формы организации учебной деятельности учащихся: групповую, индивидуальную, парную.
Для достижения цели урока использовала объяснительно- иллюстративный, проблемный исследовательский методы обучения.
Подобранный к уроку материал соответствовал учебным задачам и был доступен учащимся данной возрастной группы. Наглядные материалы, а также самостоятельное выполнение учащимися экспериментальных заданий позволило активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Так как большинство учащихся являются визуалами, то наиболее эффективно использование наглядной передачи информации ( опыт, презентация , наблюдение, выполнение исследовательских заданий).
Объём учебного материала соответствует времени одного урока и познавательным возможностям учащихся.
На уроке были реализованы принципы научности, доступности, новизны, доказательности знаний. Атмосфера на уроке была доброжелательной, весь урок строился на основе взаимодействия учителя и учащихся, которые становятся субъектами учебной деятельности. Контроль за усвоением знаний учащихся был организован в форме теста, цель которого проверить усвоение знаний учащихся по теме.
Для снятия эмоционального напряжения была проведена физкультминутка, при этом темп урока сохраняется.
Считаю, что урок целей достиг.
Приложение №1
Ты еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на Земле?
Телевизору, голосу рации,
Калькулятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди могли?
Как придумать могли такое:
Кнопку тронешь – день настает.
Только кран откроешь рукою –
И вода по трубам течет.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.
Приложение3.
Экспериментальное задание.
Вариант 1.
Вариант 1.
Рассчитайте давление воды на дно стакана.
2. Изменится ли давление воды на дно стакана, если в воду полностью погрузить тело ? Ответ обоснуйте.
Вариант 2.
Рассчитайте давление воды на дно стакана.
Изменится ли давление воды на дно сосуда, если воду перелить из стакана в мензурку? Ответ обоснуйте.
Приложение 4.
Приложение 5.
« Волшебная лестница знаний».
(Рефлексия).