Цели урока: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно и стенки сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей; сформировать понятие о сообщающихся сосудах, их свойствах, применении.
Образовательная цель:сформировать представление о сообщающихся сосудах; выяснить, как будут располагаться поверхности однородной неоднородной и жидкости в
сообщающихся сосудах; показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике; осмыслить практическую значимость
Развивающая цель:создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи; развивать навыки исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа.
Воспитательная цель: способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Вид контроля, измерители: выполнение теста, заполнение листа самооценки
Оборудование:
1)две стеклянные трубки одного сечения, соединенные резиновым шлангом;
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сообщающиеся сосуды"»
Тема. Сообщающиеся сосуды
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно и стенки сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей; сформировать понятие о сообщающихся сосудах, их свойствах, применении.
Образовательная цель: сформировать представление о сообщающихся сосудах; выяснить, как будут располагаться поверхности однородной неоднородной и жидкости в
сообщающихся сосудах; показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике; осмыслить практическую значимость
Развивающая цель: создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи; развивать навыки исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа.
Воспитательная цель: способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Вид контроля, измерители: выполнениетеста, заполнение листа самооценки
Оборудование:
1)две стеклянные трубки одного сечения, соединенные резиновым шлангом;
3) прибор для демонстрации уровня однородной жидкости в нескольких СС;
4) дугообразная трубка для заполнения разнородными жидкостями водой и маслом; 5)капельница;
6) презентация.
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности
Предлагаю посмотреть слайды, дать краткую характеристику изображению, определить к какому учебному предмету имеет отношение этот слайд.
Работа в парах (предложено ознакомиться со всеми изображениями на одном листе и обсудить).
Обсуждение с классом (каждая картинка выводится на экран).
Канал - сооружение для прохождения судов (география).
Шлюз - сооружение на реке или канале для пропуска судов
(география).
Акведук - водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. В древние времена использовались в качестве наземных прообразов современных систем водоснабжения (история).
Гейзеры - одно из проявлений позднего вулканизма, которое выражается в периодическом выбросе в воздух воды в жидком либо парообразном состоянии (география).
Шахтный колодец или артезианский колодец - естественный источник воды, но отверстие для ее выхода на поверхность создано не природой, а человеком (география).
Фонтан - струя жидкости или газа, выбрасываемая вверх из трубы или отверстия силой давления (география, история, изобразительное искусство).
Кровообращение — движение крови по сосудистой системе по артериям, капиллярам, венам (биология)
Чайники, кофейники, кувшины, лейки (технология, в быту).
Все эти картинки рассматривались на уроках истории, географии, биологии, ИЗО, технологии. Вы имеете определенные знания. Как вы думаете, какое отношение они имеют к уроку физики? Вот это мы и рассмотрим.
Но сначала проверим вашу подготовку к восприятию нового учебного материала.
Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Оформление листа самооценки.
Задание. Проверить правильность утверждения. Записать в листе «да» или «нет». Критерии самооценки: по пятибалльной шкале. Взаимопроверка.
Давление – физическая величина, равная отношению силы действующей на поверхность к площади этой поверхности.
Паскаль это единица измерения давления, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью в 1см2.
По закону Паскаля давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в любую точку без изменения во всех направлениях.
Давление жидкости на дно сосуда зависит только от высоты столба жидкости и ее объема.
При одинаковом давлении на дно, высота столба жидкости будет там больше, где более плотная жидкость.
Этап выявления места и причин затруднения
Исправление ошибок.
Самооценка на I этапе.
1
нет
2
нет
3
да
4
нет
5
нет
.
Этап построения проекта выхода из затруднения
Все картинки, подобранные к уроку, не случайны и имеют отношение к нашему разговору.
Обращаю внимание на лейку. У нее две емкости или сосуда, которые объединены, общаются или просто сообщаются. На всех предложенных к рассмотрению картинках мы имеем дело с сообщением сосудов, поэтому тема нашего урока …
Записываем тему. Сообщающиеся сосуды.
Какие вопросы вы предлагаете рассмотреть на уроке:
Дать определение
Как распределяется уровень однородной жидкости?
Как распределяется уровень неоднородной жидкости?
Примеры сообщающихся сосудов.
Рассмотреть демонстрации опытов
Этап реализации построенного проекта
Первые научные сведения о сообщающихся сосудах упоминаются в работах голландского ученого Стевина в 1586 г. Но о них было известно еще
жрецам древней Греции. Археологи обнаружили водопровод в Грузии, сооруженный в XIII, работающий по принципу сообщающихся сосудов.
Демонстрация.1. Две трубки одного сечения, соединенные шлангом.
Определение – два или несколько сосудов, соединенных между собой, называются сообщающимися сосудами.
Вывод 2: При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
Самооценка на II этапе
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
1.Что можно сказать про плотность второй жидкости? (она будет
h1=72 мм, ρ1=1г/см3 h1/ h2= ρ2/ ρ1 ρ2= h1 ρ1/ ρ1
ρ1=88 мм ρ2=? ρ2=72 мм*1г/см3/ 88 мм = 0,8г/см3 = 800 кг/м3
2.Что это за жидкость? ρ2=800 кг/м3 - масло
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Задание. Выполнить тест по вариантам (печатная основа). Организовать взаимопроверку (тест по вариантам вынести на экран). Критерии самооценки: по пятибалльной шкале.
Самооценка на III этапе
8. Этап включения в систему знаний и повторение
1. Как распределяется уровень однородной жидкости в сообщающихся сосудах?
2 . Как распределяется уровень разнородной жидкости в сообщающихся сосудах?
3. Примеры сообщающихся сосудов, краткая характеристика, сообщение дополнительных интересных сведений (используем слайд презентации):
- канал имени Москвы -128 километров водного пути и более 240 гидротехнических сооружений. Открыт 15 июля 1937 года - Канал Москва-Волга – первое название канала.
- шлюзы. Сооружение на реке или канале для пропуска судов при разном уровне воды на пути их следования, состоящее из одной или нескольких камер с водонепроницаемыми перегородками.
- фонтаны. Скульптура, символизирующая победу России над Швецией, в гербе которой - лев. Фонтан был завершен в 1736 году и взметнулся на высоту 20 метров. «Самсон, разрывающий пасть льва». Петр не случайно выбрал именно это место для строительства загородной резиденции – Петергофа. Он обнаружил несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. По этим ключам был обнаружен источник воды, расположенный выше уровня местности. Такой источник действительно был найден на Ропшинских высотах, расположенных на 100 м выше уровня моря.
- гейзеры это своеобразный источник, фонтанирующий из-под земли с той или иной периодичностью. Гейзеры бывают грязевые, водяные и паровые, в зависимости от температуры и наличия примесей, находящихся на пути их извержения. Долина гейзеров расположилась на Камчатке. Тут насчитывается около 200 разнообразных источников. Глядя на подобное величие природы, можно в полной мере понять, что такое гейзер. Определение не способно передать это словами. От прекрасной и в то же время величественной игры воды, пара и минералов порой захватывает дух.
- акведук. Римский водопровод прокладывался не в земле, а над ней, на высоких каменных столбах. Вода бежит по акведуку над впадинами холмами под действием собственного веса - от горных потоков к городам, расположенным в долине.
- система кровообращения. Роль сосудов: питание организма, обеспечение кислородом, избавление от продуктов обмена веществ. Общее число капилляров примерно 40 млрд., общая длина 100000 км.
- моря и океаны мира являются тоже сообщающимися сосудами. Ведь все они соединены между собой проливами. Поэтому уровень моря во всем мире одинаков. Только во внутренних морях, которые не сообщаются с океаном, уровень может быть другим. Например, в Каспийском море, уровень воды на десятки метров ниже "уровня моря". Поэтому географы часто Каспийское море и другие внутренние моря называют не
морями, а озерами;
-ванна, душевая кабина (вытаскиваем пробку для слива и они сообщаются с системой канализации);