kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сила трения, 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока с применением педтехнологии сотрудничества

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сила трения, 7 класс»

Урок физики по теме "Сила трения" с применением технологии сотрудничества 7-й класс

Тумакова Галина Михайловна, учитель физики

Тема: Сила в природе

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: ОНЗ с элементами лабораторной работы.

Цели урока: раскрыть понятие силы трения, объяснить причины возникновения силы трения, познакомиться с различными видами силы трения, выяснить от каких факторов зависит сила трения.

Задачи:

  1. Образовательные:

    • закрепить уже имеющиеся знания по теме «Силы в природе»;

    • познакомиться с силой трения;

    • объяснить причины возникновения силы трения;

    • продолжить формирование умения объяснять процессы с точки зрения строения вещества.

  2. Воспитательные:

    • формирование коммуникативных качеств, культуры общения;

    • формирование интереса к изучаемому предмету;

    • стимулирование любознательности, активности на уроке;

    • развитие работоспособности.

  3. Развивающие:

    • развитие познавательного интереса;

    • развитие интеллектуальных способностей;

    • развитие умений выделять главное в изучаемом материале;

    • развитие умений обобщать изучаемые факты и понятия.

Формы работы: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. Учебник «Физика 7» А.В. Перышкин § 30, 32.

  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов, А.В. Перышкин, глава 15.

  3. Раздаточный материал (тестовые листы, практические задания).

  4. Динамометры.

  5. Деревянные бруски.

  6. Полоски разных типов поверхностей.

  7. Презентация «Сила трения».

  8. Компьютер.

  9. Иллюстрации по теме.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

    1. Тестирование.

    2. Проверка теста.

  3. Определение темы урока.

    1. Сила трения в жизни и в природе.

    2. Запись темы урока в тетрадь.

    3. Постановка целей и задач урока.

  4. Изучение новой темы:

    1. Причины возникновения силы трения.

    2. Работа в малых группах по выяснению факторов, от которых зависит сила трения.

    3. Отчеты групп о своей работе.

      1. Зависимость силы трения от вида соприкасающихся поверхностей.

      2. Зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности.

      3. Различие между силой трения скольжения и силой трения качения.

      4. Сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Подведение итогов.

  7. Домашнее задание.

Ход урока

этапа

Работа учителя.

Работа учащихся

Записи в тетради

Используемые слайды, пособия, оборудование, литература

Время

1.

Приветствие.

 

 

 

1 мин.

2.

Обращает внимание учащихся на раздаточные листы к тесту, напоминает правила их заполнения.

Заполняют раздаточные листы к тесту. Приложение 1

 

Раздаточные листы.

1 мин.

2.1.

Читает вопросы теста, при необходимости комментирует их.
Собирает раздаточные листы.

Отвечают на вопросы теста. Сдают раздаточные листы.

 

Слайды 2-7

5 мин.

2.2.

Просит учеников прокомментировать свой ответ, а затем называет правильный ответ и поясняет его, если это необходимо.

Еще раз продумывают ответы, названные учителем ученики комментируют свои ответы.

 

Слайды 8-14

5 мин.

3.

 Просит назвать силы, которые изучались на предыдущих уроках. Говорит о том, что на уроке пойдет речь о еще одной силе.

Вспоминают, какие силы уже изучали. Сила тяжести, сила упругости, вес тела.

 

 

2 мин.

3.1.

Показывает на экране слайды, демонстрирующие значение силы трения в природе и жизни. Просит учеников назвать силу, о которой идет речь.

Рассматривают слайды, делают выводы, называют силу. (Как показывает опыт в названии они не ошибаются).

 

Слайды 15-16

2 мин.

3.2.

Диктует тему «Сила трения» и записывает ее на доске.

Записывают тему урока в тетрадь.

Тема: «Сила трения» –

Слайд 17

1 мин.

3.3.

Дает определение силы трения и просит записать его в тетрадь. Определяет цели и задачи урока. Раздает листы с групповыми заданиями.

Ведут записи в тетради. Внимательно слушают учителя.

– это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и препятствующая движению.

Слайд 17

3 мин.

4.

Просит учеников помогать ему в объяснении нового материала.

Готовятся помогать.

 

 

 

4.1.

Опираясь на жизненный опыт, показывает, что одна из причин – неровности поверхностей, демонстрирует, что в этом случае силу трения можно уменьшить, используя смазку. Другая – силы взаимодействия молекул. Диктует в тетрадь основные положения.

Вспоминают, где в жизни они сталкивались с силой трения, ведут записи в тетради.

Причины возникновения силы трения:
1. неровности соприкасающихся поверхностей. (При помощи смазки неровности можно уменьшить).

Слайды 18, 19, 20

5 мин.

2. взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел

Слайд 21

4.2.

Говорит о том, что сила трения зависит от ряда факторов и просит учащихся выяснить, что это за факторы и как они влияют на силу трения. Поясняет, что динамометр показывает силу упругости (силу тяги) и она будет равна силе трения только в случае равномерного движения бруска.

Ученики разделяются на группы (деление на группы и списки групп были представлены учителю еще до урока). Каждая группа выполняет задания, которые записаны на раздаточных листа. Приложение 2
Результаты своих опытов они записывают на специальные листы – таблицы.

 

Слайд 22.
Раздаточные листы.
Оборудование: бруски, грузы, динамометры, съемные колеса, различные виды поверхностей.

10 мин.

4.3.

Объявляет о завершении практической работы, просит группы приготовиться озвучить полученные результаты.

Готовятся отчитаться о проделанной работе, выбирают ученика, который пойдет к доске. (Лучше всего это обсудить еще до урока).

Сила трения зависит от:

 

1 мин.

4.3.1.

Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ ученика примерами из жизни (рифленая подошва зимней обуви, шипованные кроссовки, зимние шины у автомобилей и велосипедов).

Выясняют, что сила трения зависит от вида соприкасающихся поверхностей, делают необходимые записи в тетради.

1. Вида соприкасающихся поверхностей.

Слайд 23

2 мин.

4.3.2.

Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ примерами из жизни (колеса трамваев и поездов, а так же рельсы имеют гладкую поверхность, но сила трения велика за счет большого веса трамваев и поездов).

Выясняют, что сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности, делают необходимые записи в тетради.

2. Силы, прижимающей тело к поверхности.

Слайды 24, 25

2 мин.

4.3.3.

Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ примерами из жизни (применение волокуш в некоторых племенах, изобретение колеса, перетаскивание в древности судов посуху с применением бревен, использование специальных горизонтальных корзин из переплетенных прутьев при строительстве Стоунхенджа, использование подшипников для уменьшения силы трения).

Выясняют, что при равных нагрузках сила трения скольжения всегда больше силы трения качения, делают необходимые записи в тетради.

3. При равных нагрузках сила трения качения всегда больше силы трения скольжения.

Слайды 26, 27, 28, 29, 30

2 мин.

4.3.4.

Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ примерами из жизни (древние египтяне, воздвигавшие невиданные по размерам пирамиды из тщательно обработанных прямоугольных глыб, наверняка знали, что сопротивление при перетаскивании таких глыб не зависит от того, лежат ли они плашмя, покоятся на боковой грани или стоят «на попа». Впервые этим явлением заинтересовался французский ученый Гильом Амонтон в конце XVII века (1699 г.) Его работу столетие спустя продолжил Шарль Кулон и теперь закон о независимости силы трения от площади поверхности носит названия закона Амонтона – Кулона.)

Выясняют, что сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.

Сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.

Слайды 31

2 мин.

5.

Вопросы:

Ответы на вопросы.

 

Слайд 32

3 мин.

1. Какая сила называется силой трения?

это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и препятствующая движению.

2. Что является причиной силы трения?

1. Неровности соприкасающихся поверхностей.
2. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

3. Как можно уменьшить силу трения?

Смазать соприкасающиеся поверхности или заменить силу трения скольжения силой трения качения.

4. От каких факторов зависит сила трения?

1. от вида соприкасающихся поверхностей
2. от силы, прижимающей тело к поверхности
3. при равных нагрузках сила трения скольжения всегда больше силы трения качения.

5. От каких факторов не зависит сила трения?

От площади соприкасающихся поверхностей.

6.

Определение значения силы трения в жизни: что случилось бы, если бы сила трения исчезла? Комментарии о выполнении задач урока, выставление оценок, благодарность отличившимся ученикам.

Если бы не было трения, мы не могли бы ходить по земле (вспомните, как скользят ноги на льду), нельзя было бы ездить на велосипеде, автомобиле, мотоцикле (колеса вертелись бы на месте), нам нечего было бы носить (нитки в ткани держатся силами трения). Если не было бы трения, вся мебель в комнате сбилась бы в один угол, тарелки, стаканы и блюдца соскальзывали бы со стола, гвозди и шурупы не держались бы в стене, ни одной вещи нельзя было бы удержать в руках и т.д. и т.п. К этому можно добавить, что, если бы не было трения, неизвестно, как пошло бы развитие цивилизации на Земле — ведь наши предки добывали огонь трением.

 

Слайд 33

2 мин.

7.

Домашнее задание, необходимые комментарии.

Запись домашнего задания в дневники.
Учебник Перышкин А.В. – § 30, 32
Сборник задач Перышкин А.В. – глава 15.

§ 30, 32
глава 15

Слайд 34

1 мин.

Используемая литература:

  1. Перышкин А.В. учебник «Физика 7».

  2. Перышкин А.В. «Сборник задач по физике 7–9 классы», Москва, «Экзамен», 2006.

  3. В.А. Орлов «Тематические тесты по физике 7–8 классы», Москва, «Вербум – М», 2001.

  4. Г.Н. Степанова, А.П. Степанов «Сборник вопросов и задач по физике 5–9 классы», Санкт-Петербург, «Валерии СПД», 2001.

  5. В.И. Григорьев, Г.Я. Мякишев «Силы в природе», Москва, «Наука», 1988.

  6. kak-i-pochemu.ru



Приложение 1 Ответы к тесту.



Класс:____________________________________

Фамилия, имя:_________________________________________________



вопрос

1

2

3

4

5

6

7

ответ
























Ответы к тесту.



Класс:____________________________________

Фамилия, имя:_________________________________________________



вопрос

1

2

3

4

5

6

7

ответ


















Задание: исследовать зависимость силы трения от вида поверхностей.



Ход работы:



  1. Присоедините динамометр к деревянному бруску. Прижмите брусок к поверхности при помощи грузов.

  2. Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу.





  1. Повторите измерение силы трения, перемещая брусок по поверхности, покрытой тканью. Запишите показания в таблицу.

  2. Повторите измерение силы трения, перемещая брусок по поверхности, покрытой наждачной бумагой. Запишите показания в таблицу.

  3. Сделайте вывод. Запишите его.



























Задание: исследовать зависимость силы трения от вида поверхностей.








вещество

FТР, Н

1

Деревянный брусок по поверхности стола.


2

Деревянный брусок по поверхности, покрытой тканью.


3

Деревянный брусок по поверхности покрытой нажд. бумагой.




Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями зависит от__________________________________________________________________________________________________________________________________











Задание: исследовать зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности.



Ход работы:

  1. Присоедините динамометр к деревянному бруску.

  2. Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу.





  1. Повторите измерение силы трения, увеличив массу бруска при помощи одного, двух и трех грузов.



  1. Занесите данные в таблицу.

  2. Сделайте вывод и запишите его.











Задание: исследовать зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности.





оп

m, кг

FТР, Н

1

Брусок без груза


2

1 груз


3

2 груза


4

3 груза






Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями зависит от__________________________________________________________________________________________________________________________________









Задание: сравнить силу трения скольжения и силу трения качения.



Ход работы:



  1. Присоедините динамометр к деревянному бруску. Прижмите брусок к поверхности при помощи грузов.

  2. Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу.





  1. Присоедините к бруску колеса и повторите измерения силы трения. Запишите показания в таблицу.





  1. Сделайте вывод и запишите его.

















Задание: исследовать зависимость силы трения от факта качения или скольжения.





оп


FТР, Н

1

Брусок скользит по поверхности


2

Брусок катится по поверхности






Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями зависит от__________________________________________________________________________________________________________________________________

Сила трения становится меньше, если_______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________







Задание: исследовать зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей.



Ход работы:



  1. Присоедините динамометр к деревянному бруску. Прижмите брусок к поверхности при помощи грузов.

  2. Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу.





  1. Повторите измерение силы трения, перемещая брусок , повернув его другой гранью ( не забудьте вновь прижать его к поверхности тем же количеством грузов) . Запишите показания в таблицу.

  2. Сделайте вывод. Запишите его.





























Задание: исследовать зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей.








грань

FТР, Н

1

Широкая (большая площадь поверхности)


2

Узкая (малая площадь поверхности)






Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями от площади соприкасающихся поверхностей ______________________









Отзыв на урок

Дата 10.10. 2015г.

Предмет: физика.

Преподаватель: Тумакова Галина Михайловна

Тема: " Сила в природе"

Урок проведён на высоком методическом уровне. Обучение учащихся осуществлялось путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Использование коллективного способа обучения в процессе урока позволило преподавателю увеличит время для индивидуальной помощи учащимся.

Преподаватель умело организовывал познавательную деятельность учащихся по отработке основных понятий темы урока наряду с индивидуальной работой, групповую - как ведущую форму обучения, в которой удачно сочетались методы:( эвристический, объяснительно- иллюстративный, словесный и т.д.) Каждый ученик самостоятельно смог изучить указанный в карточке теоретический материал, выполнить своё практическое задание, затем объяснить свой теоретический вопрос напарнику, выслушать в свою очередь теоретическое задание напарника, обменяться практическими заданиями, выполнить их самостоятельно и сверить правильность выполнения обеих практических работ.

Учащиеся продемонстрировали умение решать учебные задачи, выполнять задания по предлагаемому алгоритму, делать выводы, отстаивать своё мнение, работать в группе, оценивать себя и товарища.

Рефлексия, проведённая преподавателем в конце урока, показала, что тема урока и её основные понятия были усвоены. Цель урока соответствовала его конечным результатам.



Учитель МБОУ СОШ № 4 _____________ / В.В.Макарова /





Директор МБОУ СОШ № 4________________/Н.Н. Колесникова/





Отзыв на урок

Дата 10.10. 2015г.

Предмет: физика.

Преподаватель: Тумакова Галина Михайловна

Тема: " Сила в природе"

Урок был организованным, дисциплина на уроке хорошая. На уроке присутствовали различные формы работы. В начале урока была проведена интересная разминка, что способствовало более быстрому включению детей в урок, повышению интереса к уроку. Цели урока определялись совместно с детьми. На уроке присутствовала письменная и устная работа. Материал урока был разнообразным, и отражал основные задачи развития и обучения школьников по этой теме. Структура урока соответствовала типу и целям урока.

Данный урок полностью ориентирован на новые образовательные стандарты. Учителем была создана интрига урока, в результате которой учащиеся, актуализировав свои знания при работе в группах, самостоятельно сформулировали тему урока и самостоятельно поставили реально достижимые конкретные цели. Стоит отметить, что на данном этапе урока учитель достаточно ясно показал предварительное использование педагогических коммуникативных технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса т.е. технологию групповой работы и информационно – компьютерные технологии. Класс делился на группы для решения конкретных учебных задач.

Учащиеся на уроке были активными, работоспособность была хорошей. Психологическая атмосфера на уроке положительная. Урок целей достиг.

Учитель МБОУ СОШ № 4 _____________ / А.А.Малова /





Директор МБОУ СОШ № 4________________/Н.Н. Колесникова/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Сила трения, 7 класс

Автор: Тумакова Галина Михайловна

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150855"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420562387"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока по теме "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102195"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402486094"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "План - конспект урока в 7 классе на тему: Сила трения. "
    ["seo_title"] => string(55) "plan-konspiekt-uroka-v-7-klassie-na-tiemu-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "203035"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429377844"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Тема: Сила трения. Коэффициент трения "
    ["seo_title"] => string(42) "tiema-sila-trieniia-koeffitsiient-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155413"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421264412"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Сила трения. Трение в природе и технике. "
    ["seo_title"] => string(46) "sila-trieniia-trieniie-v-prirodie-i-tiekhnikie"
    ["file_id"] => string(6) "136129"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417031812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства