№ этапа | Работа учителя. | Работа учащихся | Записи в тетради | Используемые слайды, пособия, оборудование, литература | Время |
1. | Приветствие. | | | | 1 мин. |
2. | Обращает внимание учащихся на раздаточные листы к тесту, напоминает правила их заполнения. | Заполняют раздаточные листы к тесту. Приложение 1 | | Раздаточные листы. | 1 мин. |
2.1. | Читает вопросы теста, при необходимости комментирует их. Собирает раздаточные листы. | Отвечают на вопросы теста. Сдают раздаточные листы. | | Слайды 2-7 | 5 мин. |
2.2. | Просит учеников прокомментировать свой ответ, а затем называет правильный ответ и поясняет его, если это необходимо. | Еще раз продумывают ответы, названные учителем ученики комментируют свои ответы. | | Слайды 8-14 | 5 мин. |
3. | Просит назвать силы, которые изучались на предыдущих уроках. Говорит о том, что на уроке пойдет речь о еще одной силе. | Вспоминают, какие силы уже изучали. Сила тяжести, сила упругости, вес тела. | | | 2 мин. |
3.1. | Показывает на экране слайды, демонстрирующие значение силы трения в природе и жизни. Просит учеников назвать силу, о которой идет речь. | Рассматривают слайды, делают выводы, называют силу. (Как показывает опыт в названии они не ошибаются). | | Слайды 15-16 | 2 мин. |
3.2. | Диктует тему «Сила трения» и записывает ее на доске. | Записывают тему урока в тетрадь. | Тема: «Сила трения» – | Слайд 17 | 1 мин. |
3.3. | Дает определение силы трения и просит записать его в тетрадь. Определяет цели и задачи урока. Раздает листы с групповыми заданиями. | Ведут записи в тетради. Внимательно слушают учителя. | – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и препятствующая движению.
| Слайд 17 | 3 мин. |
4. | Просит учеников помогать ему в объяснении нового материала. | Готовятся помогать. | | | |
4.1. | Опираясь на жизненный опыт, показывает, что одна из причин – неровности поверхностей, демонстрирует, что в этом случае силу трения можно уменьшить, используя смазку. Другая – силы взаимодействия молекул. Диктует в тетрадь основные положения. | Вспоминают, где в жизни они сталкивались с силой трения, ведут записи в тетради. | Причины возникновения силы трения: 1. неровности соприкасающихся поверхностей. (При помощи смазки неровности можно уменьшить). | Слайды 18, 19, 20 | 5 мин. |
2. взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел | Слайд 21 |
4.2. | Говорит о том, что сила трения зависит от ряда факторов и просит учащихся выяснить, что это за факторы и как они влияют на силу трения. Поясняет, что динамометр показывает силу упругости (силу тяги) и она будет равна силе трения только в случае равномерного движения бруска. | Ученики разделяются на группы (деление на группы и списки групп были представлены учителю еще до урока). Каждая группа выполняет задания, которые записаны на раздаточных листа. Приложение 2 Результаты своих опытов они записывают на специальные листы – таблицы. | | Слайд 22. Раздаточные листы. Оборудование: бруски, грузы, динамометры, съемные колеса, различные виды поверхностей. | 10 мин. |
4.3. | Объявляет о завершении практической работы, просит группы приготовиться озвучить полученные результаты. | Готовятся отчитаться о проделанной работе, выбирают ученика, который пойдет к доске. (Лучше всего это обсудить еще до урока). | Сила трения зависит от: | | 1 мин. |
4.3.1. | Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ ученика примерами из жизни (рифленая подошва зимней обуви, шипованные кроссовки, зимние шины у автомобилей и велосипедов). | Выясняют, что сила трения зависит от вида соприкасающихся поверхностей, делают необходимые записи в тетради. | 1. Вида соприкасающихся поверхностей. | Слайд 23 | 2 мин. |
4.3.2. | Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ примерами из жизни (колеса трамваев и поездов, а так же рельсы имеют гладкую поверхность, но сила трения велика за счет большого веса трамваев и поездов). | Выясняют, что сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности, делают необходимые записи в тетради. | 2. Силы, прижимающей тело к поверхности. | Слайды 24, 25 | 2 мин. |
4.3.3. | Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ примерами из жизни (применение волокуш в некоторых племенах, изобретение колеса, перетаскивание в древности судов посуху с применением бревен, использование специальных горизонтальных корзин из переплетенных прутьев при строительстве Стоунхенджа, использование подшипников для уменьшения силы трения). | Выясняют, что при равных нагрузках сила трения скольжения всегда больше силы трения качения, делают необходимые записи в тетради. | 3. При равных нагрузках сила трения качения всегда больше силы трения скольжения. | Слайды 26, 27, 28, 29, 30 | 2 мин. |
4.3.4. | Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ примерами из жизни (древние египтяне, воздвигавшие невиданные по размерам пирамиды из тщательно обработанных прямоугольных глыб, наверняка знали, что сопротивление при перетаскивании таких глыб не зависит от того, лежат ли они плашмя, покоятся на боковой грани или стоят «на попа». Впервые этим явлением заинтересовался французский ученый Гильом Амонтон в конце XVII века (1699 г.) Его работу столетие спустя продолжил Шарль Кулон и теперь закон о независимости силы трения от площади поверхности носит названия закона Амонтона – Кулона.) | Выясняют, что сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей. | Сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей. | Слайды 31 | 2 мин. |
5. | Вопросы: | Ответы на вопросы. | | Слайд 32 | 3 мин. |
1. Какая сила называется силой трения? | это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и препятствующая движению. |
2. Что является причиной силы трения? | 1. Неровности соприкасающихся поверхностей. 2. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. |
3. Как можно уменьшить силу трения? | Смазать соприкасающиеся поверхности или заменить силу трения скольжения силой трения качения. |
4. От каких факторов зависит сила трения? | 1. от вида соприкасающихся поверхностей 2. от силы, прижимающей тело к поверхности 3. при равных нагрузках сила трения скольжения всегда больше силы трения качения. |
5. От каких факторов не зависит сила трения? | От площади соприкасающихся поверхностей. |
6. | Определение значения силы трения в жизни: что случилось бы, если бы сила трения исчезла? Комментарии о выполнении задач урока, выставление оценок, благодарность отличившимся ученикам. | Если бы не было трения, мы не могли бы ходить по земле (вспомните, как скользят ноги на льду), нельзя было бы ездить на велосипеде, автомобиле, мотоцикле (колеса вертелись бы на месте), нам нечего было бы носить (нитки в ткани держатся силами трения). Если не было бы трения, вся мебель в комнате сбилась бы в один угол, тарелки, стаканы и блюдца соскальзывали бы со стола, гвозди и шурупы не держались бы в стене, ни одной вещи нельзя было бы удержать в руках и т.д. и т.п. К этому можно добавить, что, если бы не было трения, неизвестно, как пошло бы развитие цивилизации на Земле — ведь наши предки добывали огонь трением. | | Слайд 33 | 2 мин. |
7. | Домашнее задание, необходимые комментарии. | Запись домашнего задания в дневники. Учебник Перышкин А.В. – § 30, 32 Сборник задач Перышкин А.В. – глава 15. | § 30, 32 глава 15 | Слайд 34 | 1 мин. |
Приложение 1 Ответы к тесту.
Ответы к тесту.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата 10.10. 2015г.
Предмет: физика.
Урок проведён на высоком методическом уровне. Обучение учащихся осуществлялось путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Использование коллективного способа обучения в процессе урока позволило преподавателю увеличит время для индивидуальной помощи учащимся.
Преподаватель умело организовывал познавательную деятельность учащихся по отработке основных понятий темы урока наряду с индивидуальной работой, групповую - как ведущую форму обучения, в которой удачно сочетались методы:( эвристический, объяснительно- иллюстративный, словесный и т.д.) Каждый ученик самостоятельно смог изучить указанный в карточке теоретический материал, выполнить своё практическое задание, затем объяснить свой теоретический вопрос напарнику, выслушать в свою очередь теоретическое задание напарника, обменяться практическими заданиями, выполнить их самостоятельно и сверить правильность выполнения обеих практических работ.
Учащиеся продемонстрировали умение решать учебные задачи, выполнять задания по предлагаемому алгоритму, делать выводы, отстаивать своё мнение, работать в группе, оценивать себя и товарища.
Рефлексия, проведённая преподавателем в конце урока, показала, что тема урока и её основные понятия были усвоены. Цель урока соответствовала его конечным результатам.
Директор МБОУ СОШ № 4________________/Н.Н. Колесникова/
Дата 10.10. 2015г.
Предмет: физика.
.
Директор МБОУ СОШ № 4________________/Н.Н. Колесникова/