|  Представьте себя сотрудниками физической лаборатории. Сегодня у нас на уроке работают три лаборатории. Прежде, чем приступить к работе, давайте познакомимся с правилами работы в лаборатории.    Активно обменивайтесь информацией между собой.  Совместно делайте выводы.  Помните от вклада каждого участника зависит общий результат работы.    Для начала, предлагаю воспроизвести логическую цепочку этапов нашего урока. (работают в парах)  Наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон, применение. Что у нас получилось?  А у кого получилось иначе?  По такому алгоритму мы будем с вами работать.  -Ребята, хочу поделиться с вами экспериментом. А вы внимательно наблюдайте.  Учитель проводит демонстрацию (Ведерко Архимеда)  Ведерко Архимеда  Подвешиваем к пружине динамометра тело цилиндрической формы. Данное тело как мы видим одинакового объема с телом. Растяжением пружины отметим стрелкой на штативе, определяя вес тела в воздухе. Затем наблюдаем за изменением растяжения пружины при опускании тела в сосуд с водой. Что мы видим?  Ученики: вес тела уменьшается.    Учитель: значит, тело, находящееся в жидкости теряет в весе. А почему уменьшается вес тела в воде?  Ученики: Потому что со стороны воды действует выталкивающая сила.  Учитель: При этом вытесненная жидкость собирается в стакан, который мы подвешиваем к динамометру, тем самым приводя пружину к начальному уровню.    -Какой вывод вы можете сделать?  Вывод: сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела.  Предлагаю просмотреть видеоролик  -Ребята, как называют силу, выталкивающую тело из жидкости или газа? (Архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда).  Сила Архимеда в физике обозначается буквой F с индексом А.    А какая еще сила будет действовать на тело, погруженное в жидкость?(Сила тяжести)  У вас на столах находится конверт с заданием. Вам необходимо  расставить силы, которые будут действовать на тело и найти равнодействующую сил, равную весу тела в жидкости. Работаем в парах  Работа в парах. Карточки тело в жидкости.  1. Расставить силы, действующие на тело.    2. Найти равнодействующую сил R, равную весу тела в жидкости.    
  ![]()  
 
 
 
 
 
 FА 
 
 
 
 
 
 
 Fт  ![]()   Чему равна Архимедова сила?  Ff=gmж.    В формулу силы Архимеда входит масса. По какой формуле можно рассчитать массу? (m=ƿV)  Тогда Fa= g ƿV  - От каких величин может зависеть сила Архимеда?(Какой плотности и объема)  -Какое предположение вы выдвигаете? (учащихся предположения)  -Давайте проверим ваше предположение.    
  Для того, чтобы выяснить, зависит ли сила Архимеда от объема тела, плотности жидкости, плотности тела, будем работать в группах. На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также таблицы, которые необходимо заполнить. При работе с приборами соблюдаем технику безопасности.  Группа 1    «Определение зависимости архимедовой силы от объема тела».  Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.  1. Определите Архимедову силу для каждого тела.  2. Сравните эти силы.  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от объема тела.  Группа 2.  «Определение зависимости архимедовой силы от плотности тела».  Оборудование: сосуды с водой, алюминиевый и медный цилиндры, динамометр, нить.  1. Определите Архимедовы силы, действующие на первое и второе тело.  2. Сравните плотности тел и Архимедовы силы. Действующие на тела?  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от плотности тела.  Группа 3.   «Определение зависимости архимедовой силы от плотности жидкости».  Оборудование: сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр, динамометр, нить.  1. определить Архимедовы силы в воде, соленой воде и масле.    2. Чем отличаются эти жидкости?  3. Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?  4. Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.  
     | Сила Архимеда зависит | Сила Архимеда не зависит |   | Объема тела | Плотности тела |   | Плотности жидкости | 
 |   
  Архимедова(или выталкивающая) сила равна весу жидкости в объеме тела, Fa=Pж=gmж, mж= ρжνт, Fa= gρжνт.  
  А теперь возвратимся к проблеме, которая была поставлена в начале урока. Ответьте на вопрос  - Почему так происходит? . Поэтому люди и умеют плавать, а не идут ко дну, как камни.   -Ребята, почему так происходит? |