Представьте себя сотрудниками физической лаборатории. Сегодня у нас на уроке работают три лаборатории. Прежде, чем приступить к работе, давайте познакомимся с правилами работы в лаборатории. Активно обменивайтесь информацией между собой. Совместно делайте выводы. Помните от вклада каждого участника зависит общий результат работы. Для начала, предлагаю воспроизвести логическую цепочку этапов нашего урока. (работают в парах) Наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон, применение. Что у нас получилось? А у кого получилось иначе? По такому алгоритму мы будем с вами работать. -Ребята, хочу поделиться с вами экспериментом. А вы внимательно наблюдайте. Учитель проводит демонстрацию (Ведерко Архимеда) Ведерко Архимеда Подвешиваем к пружине динамометра тело цилиндрической формы. Данное тело как мы видим одинакового объема с телом. Растяжением пружины отметим стрелкой на штативе, определяя вес тела в воздухе. Затем наблюдаем за изменением растяжения пружины при опускании тела в сосуд с водой. Что мы видим? Ученики: вес тела уменьшается. Учитель: значит, тело, находящееся в жидкости теряет в весе. А почему уменьшается вес тела в воде? Ученики: Потому что со стороны воды действует выталкивающая сила. Учитель: При этом вытесненная жидкость собирается в стакан, который мы подвешиваем к динамометру, тем самым приводя пружину к начальному уровню. -Какой вывод вы можете сделать? Вывод: сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела. Предлагаю просмотреть видеоролик -Ребята, как называют силу, выталкивающую тело из жидкости или газа? (Архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда). Сила Архимеда в физике обозначается буквой F с индексом А. А какая еще сила будет действовать на тело, погруженное в жидкость?(Сила тяжести) У вас на столах находится конверт с заданием. Вам необходимо расставить силы, которые будут действовать на тело и найти равнодействующую сил, равную весу тела в жидкости. Работаем в парах Работа в парах. Карточки тело в жидкости. 1. Расставить силы, действующие на тело. 2. Найти равнодействующую сил R, равную весу тела в жидкости. FА Fт Чему равна Архимедова сила? Ff=gmж. В формулу силы Архимеда входит масса. По какой формуле можно рассчитать массу? (m=ƿV) Тогда Fa= g ƿV - От каких величин может зависеть сила Архимеда?(Какой плотности и объема) -Какое предположение вы выдвигаете? (учащихся предположения) -Давайте проверим ваше предположение. Для того, чтобы выяснить, зависит ли сила Архимеда от объема тела, плотности жидкости, плотности тела, будем работать в группах. На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также таблицы, которые необходимо заполнить. При работе с приборами соблюдаем технику безопасности. Группа 1 «Определение зависимости архимедовой силы от объема тела». Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить. 1. Определите Архимедову силу для каждого тела. 2. Сравните эти силы. 3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от объема тела. Группа 2. «Определение зависимости архимедовой силы от плотности тела». Оборудование: сосуды с водой, алюминиевый и медный цилиндры, динамометр, нить. 1. Определите Архимедовы силы, действующие на первое и второе тело. 2. Сравните плотности тел и Архимедовы силы. Действующие на тела? 3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от плотности тела. Группа 3. «Определение зависимости архимедовой силы от плотности жидкости». Оборудование: сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр, динамометр, нить. 1. определить Архимедовы силы в воде, соленой воде и масле. 2. Чем отличаются эти жидкости? 3. Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях? 4. Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости. Сила Архимеда зависит | Сила Архимеда не зависит | Объема тела | Плотности тела | Плотности жидкости | | Архимедова(или выталкивающая) сила равна весу жидкости в объеме тела, Fa=Pж=gmж, mж= ρжνт, Fa= gρжνт. А теперь возвратимся к проблеме, которая была поставлена в начале урока. Ответьте на вопрос - Почему так происходит? . Поэтому люди и умеют плавать, а не идут ко дну, как камни. -Ребята, почему так происходит? |