kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сила трения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Сила трения. Трение в природе и технике»

 Цель урока: изучить трение как физическое явление, сформировать понятие «сила трения» В ходе урока: обучающиеся проводят эксперимент, работают с
дополнительной литературой, ведется наблюдение мультимедийных
фрагментов, заслушивают сообщения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сила трения" »

Урок в 7 классе

Тема: «Сила трения. Трение в природе и технике» Урок подготовлен и проведён Кудрявцевой Л А,

учителем физики МОУ «Михайловская СОШ»

Цель урока: изучить трение как физическое явление, сформировать понятие «сила трения» Задачи:

Образовательная: ввести понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с жизнью на примерах применения трения в природе и технике.

Воспитательная: совершенствовать навыки групповой работы, умение
слушать друг друга, уважать мнение других, бережно относиться к
лабораторному оборудованию.

Развивающая: развивать умение сравнивать, рассуждать, наблюдать,
выбирать главное, анализировать.

Тип урока; урок формирования новых знаний. т

Метод: информационно-поисковый, с элементами проектной деятельности Оборудование у учителя: штатив, линейка, машинка, кусок меха, динамометр, деревянный брусок, колба с водой, набор грузов, мультимедийный проектор.

Оборудование у учащихся: динамометр, деревянный брусок, набор грузов,
два карандаша (палочки), учебник 7 класса, лист с практическими работами,
лист наждачной бумаги, лист чистой бумаги, тесты автора А.Б. Чеботаревой
В ходе урока: обучающиеся проводят эксперимент, работают с
дополнительной литературой, ведется наблюдение мультимедийных
фрагментов, заслушивают сообщения. ^

Структура урока



№пп

Элементы занятия

Продолжи -тельность

1

Организационный момент

1 мин





2

Актуализация опорных знаний

3 мин

3

Постановка цели занятия, мотивация учебной деятельности, сообщение темы и плана занятия

5 мин

4

Изучение нового материала: а) заслушивание результатов исследовательской работы обучающихся; б) проведение практических работ по изучению трения

10 мин

10 мин

5

Выдача домашнего задания

2 мин

6

Применение и закрепление полученных знаний

10 мин

7

Подведение итогов урока, анализ занятия. Ответы на вопросы обучающихся

4 мин




Соотношение деятельности

учителя и учащихся

Элементы

Цели, задачи

Деятельность

Деятельность

пп

урока


учителя

обучающихся

1

Организационный

Создание

Приветствует

Настраиваются


момент

благоприятной

обучающихся,

на погружение



обстановки

объединяет их

в активную



обучения


деятельность

2

Актуализация

Обеспечение

Выясняет

Отвечают на


опорных знаний

понимания

уровень

поставленные



нового материала

усвоения

вопросы, еще



на основе

обучающимися

раз



усвоенных

пройденного

вспоминают,



понятий и

материала,

что им известно


законов

уточняет

о силах




физический





смысл понятий




и законов для





усвоения





нового





материала



3

Постановка

Подготовка -

Перед

Анализируют


целей, мотивация

обучающихся к

обучающимися

практическое


учебной

логике

ставит

значение


деятельности

восприятия

проблему,

явления,



нового материала

которую

изучаемого на



и его осмыслению

необходимо

уроке



решить, что





возможно





только после





усвоения





нового





материала


4

Изучение нового

Обеспечение

Выслушивает

Защищают свои


материала

понимания и

обучающихся,

работы.



усвоения

исправляет

Представляют



учебного

неточности в

отчет о том, что



материала

ответах,

узнали нового




консультирует.

по данной теме.





Работают с


Практическая

Научиться

Организует

приборами,


работа

измерять силу

работу в

учатся



трения, делать

группах,

наблюдать,



обобщения,

помогает

измерять,


сравнения,

делать

анализировать



выводы,

обобщения,

результаты



совершенствовать

консультирует




навыки





групповой работы



5

Домашнее

Заинтересовать,

Выдает и

Записывают,


задание

настроить на

объясняет

задают вопросы



выполнение

задание




6

Применение и

Обеспечение

Приводит

Выполняют


закрепление

усвоения

примеры

предложенные


полученных

учащимися новых

изученного

задачи, учатся


знаний

знаний и

явления в

применять



способов

природе и

знания в



действий в

жизни

измененной


измененных


ситуации



ситуациях



7

Подведение

Оценка уровня

Организует

Анализирую


итогов

сотрудничества и

анализ степени

урок, его



степени усвоения

выполнения

эффективность,



изученного на

целей .,

значение



уроке

поставленных





в начале урока.





Оценивает





деятельность





обучающихся


Ход урока

1. Организационный этап

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности к уроку

  3. Причины отсутствия (если есть такие факты)

2. Актуализация опорных знаний

На протяжении последних нескольких уроков мы с вами изучали
физическую величину, которую называют силой.
Вопросы:

  1. Что такое сила? Что вы о ней знаете?

  2. Какие виды силы вы уже изучили?

3. Мотивация учебной деятельности (постановка проблемного опыта):
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одной силой.




Опыт 1. Сталкивание машинки ни столе с наклонной доски (по столу, по

меху). Почему изменилась скорость машинки? Почему люди падают на

скользкой дороге?

Объявление темы урока: «СИЛА ТРЕНИЯ»

Цели и задачи:

Изучить явление трения, сформировать понятие « сила трения», от чего

она зависит, узнать виды и причины трения.

Учитель: «Сегодня, ребята, к уроку вам было дано задание провести'

исследовательскую работу по теме «Сила трения» и составить отчет о

проделанной работе».

План урока (на доске):

  1. Что такое трение?

  2. Причины возникновения трения

  3. Виды сил трения .

  4. Как измерить силу трения?

  5. От чего зависит сила трения?

  6. Трение в окружающей природе и технике '

I группа: «Что такое сила трения, причины ее возникновения»

II группа: «Виды сил трения. Как измерить силу трения?»

III группа: «Трение в окружающей природе и технике»

Итак, первая группа представляет отчет о своей исследовательской работе по следующему плану:

  1. Что такое сила трения?

  2. Причины возникновения силы трения.

  3. Примеры проявления силы трения (Человек идет по дороге,
    остановка машины, репейник распространяет семена и т.д.)

Учитель подводит итог работы первой группы и показывает слайды. Класс
делает записи в тетради за учителем.

Вторая группа представляет свой отчет по следующему плану: 1.Виды сил трения:


а) Если тело скользит по поверхности другого тела, то возникает сила трения
сложения (пример - санки с горки);

б) Если тело катится по поверхности другого тела, то возникает сила трения
качения (пример - машина на дороге);

в) Если тело лежит на поверхности другого тела, то возникает сила трения
покоя (пример).

Учитель: «Как измерить" силу трения?»

2. Мы знаем, что силу можно измерить динамометром.

«А как измерить силу трения скольжения бруска о стол?»

Нужно прикрепить динамометр к бруску и равномерно тянуть его по столу.

Динамометр показывает силу упругости, равную по модулю силе трения.

Учитель подводит итог работы группы, показывает слайд. Класс делает

записи в тетради в виде блок-схемы:

Сила трения

Скольжения

Качения

Покоя

Учитель: «Изучением трения люди занимаются 500 лет. Одним из первых его исследовал Леонардо да Винчи(слайд). А теперь, ребята, попробуйте сами измерить силу трения и выяснить, от чего она зависит». На столах у обучающихся лежит лист с ходом работы и таблицами для

заполнения.

1.",

Практическая работа № 1 (выполняет I группа) Цель: выяснить как зависит сила трения от веса тела.,

Оборудование: деревянный брусок, динамометр, два груза. Ход работы:

  1. Прикрепить к бруску динамометр, показания записать в таблицу в графу «Сила трения».

  1. Измерить вес бруса с помощью динамометра (записать в
    таблицу).

  2. Положить на брусок 1 груз и снова измерить вес и силу трения
    (показания записать в таблицу «Опыт № 2»).

  3. Положить на брусок 2 груза и снова измерить вес и силу трения
    ( показания записать в таблицу «Опыт № 3»).



№ опыта

Вес

Сила трения

1



2



3



Вывод: чем больше вес тела, тем больше сила трения.

Практическая работа 2 (выполняет II группа)

Цель: сравнить силу трения скольжения, качения и покоя при одинаковых

нагрузках.

Оборудование: брусок, динамометр, груз, два карандаша (палочки).

Ход работы:

  1. Положить на брусок груз, прикрепить к бруску динамометр и равномерно тянуть его. Когда брусок начнет сдвигаться с места –мы измеряем силу трения покоя (показания записать в таблицу).

  2. Брусок с грузом равномерно двигать по поверхности стола и измерить
    силу трения скольжения ( записать в таблицу).

  3. Положить под брусок два карандаша и измерить силу трения качения
    (записать в таблицу) Какая сила больше?

    Вид трения

    Сила, (н)

    Трение покоя

    Трение скольжения


    Трение качения


  4. Вывод: сила трения покоя больше силы трения скольжения ,а сила трения скольжения больше силы трения качения

Практическая работа № 3


Цель: изучить зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей и независимость от площади трущихся поверхностей Оборудование: динамометр, брусок, набор грузов с двумя крючками, лист

бумаги, лист наждачной бумаги.

Ход работы:

1. Положите два груза на брусок и тяните динамометром равномерно: а) по столу; б) по гладкой бумаге; в) по наждачной бумаге. Результаты измерений запишите в таблицу:



Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения (Н)

Дерево по дереву


Дерево по гладкой бумаге


Дерево по наждачной бумаге


Вывод: зависит ли сила терния от рода трущихся поверхностей? (зависит) от шероховатости поверхности? (зависит)

  1. Положить брусок на стол на широкую грань и измерьте силу трения
    скольжения, а затем на узкую грань и тоже измерьте силу трения
    скольжения.

Сделайте вывод: зависит ли сила трения от площади трущихся поверхностей ? (не зависит) Показать итог на слайде


Когда трение полезно, то его стремятся увеличить,а когда вредно -уменьшить Подробнее этот вопрос исследовали ребята третьей группы. 3группа представляет отчет о своей работе по следующему плану:

  1. Трение полезно и его стремятся увеличить (сделать поверхности более
    шероховатыми). Примеры: рисунки на обуви и шинах автомашины,
    дорожки посыпают песком, благодаря трению движутся машины и
    человек, способствует удержанию корнеплодов в почве (морковь, репа), растения цепляются за опоры и тянутся к свету (горох, бобы, хмель). (слайд)

  2. Трение вредно и его стремятся уменьшить: сглаживание поверхностей (полировка швейных игл), вводят смазку между трущимися поверхностями (слюна смазывает пищу и она проходит по пищеводу),заменяют трение скольжения трением качения (используют подшипники), создают воздушную подушку.(слайд)

  3. При движении в жидкостях и газах тоже возникает сопротивление,
    поэтому рыбы, дельфины, гоночные автомобили имеют обтекаемую
    форму.(слайд)

Итак, вы привели много примеров, говорящих о том, какую роль играет трение в нашей жизни.

  1. Подведение итогов: учитель читает план, который был записан на
    доске и повторяет весь опорный конспект заново и быстро с помощью мультимедийного проектора.

  2. Задание на дом: п 16,17 (вопр) Творческое задание: «Если завтра трение исчезнет, то что надо кричать «Ура!!!» или «Караул!!!»
    (Самоанализ работы класса производят учащиеся)

7. Применение и закрепление полученных знаний Ответы на вопросы. (по слайдам)

1) Какой вид трения имеет место

  • при катании на велосипеде

  • при перевозке груза на санках

  • при катании на лыжах

  • при удерживании шариковой ручки в руке

2) Почему шелковый шнурок развязывается быстрее шерстяного?

3) Почему на металлических ступеньках поезда, трамвая делают рельефные выступы?

  1. Почему трудно удерживать в руке живую рыбу?

  2. Зачем на шляпке гвоздя, губках тисков делают насечки?

8. Учитель совместно с учениками подводит итог урока, дает оценку

степени выполнения поставленной цели и задач урока, отмечает работу

обучающихся, анализирует оценки.

В заключении три ученика читают стихотворение:

Что такое трение?

Трение - явление.

Враг он нам или друг?

Это знают все вокруг.

Если б трение пропало, Что со всеми нами стало? Мы ходить бы не смогли,

Оттолкнувшись от Земли.

Если б взяли что-то вдруг,

Оно выпало б из рук.

Помогает трение начинать движение

Всем машинам тракторам, мотоциклам, поездам.

Но при этом приносит вред

И немало разных бед.

В станках, приборах трутся части,

И это главное несчастье.

Ну и все автомашины Быстро снашивают шины.

И поэтому вопрос Не настолько уж и прост: Тренье - друг или враг? Ответ двоякий: так и так.

Конец урока. Всем спасибо!















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Сила трения"

Автор: Кудрявцева Лидия Александровна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236614

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Сила трения. Трение в природе и технике. "
    ["seo_title"] => string(46) "sila-trieniia-trieniie-v-prirodie-i-tiekhnikie"
    ["file_id"] => string(6) "136129"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417031812"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока  по физике "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-fizikie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246685"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446442652"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150855"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420562387"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Тема: Сила трения. Коэффициент трения "
    ["seo_title"] => string(42) "tiema-sila-trieniia-koeffitsiient-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155413"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421264412"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Сила трения - друг или враг? "
    ["seo_title"] => string(29) "sila-trieniia-drugh-ili-vragh"
    ["file_id"] => string(6) "197212"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428217118"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства