kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сила трения

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                  Аннотация к уроку.

       Урок « Сила трения» является темы «  Взаимодействие тел» в 7 классе.  С практической точки зрения тема очень интересна. Много возможностей реализовать на уроке различные методические подходы, формы и методы. Использовать на уроке  и для домашнего задания электронные образовательные ресурсы.     

          Урок построен так:

  1. Актуализация знаний (повторение ранее изученных видов сил).
  2. Формирование новых знаний (история изучения силы трения, постановка проблемных опытов, применение трения в повседневной жизни).
  3. Ролевая игра ( задания группам учащихся с использованием ЭОР и оборудования «Лаборатории L-микро»)
  4. Закрепление и контроль знаний (тест с использованием ЭОР или игра «Составляйки».
  5. Рефлексия  (с помощью цветных знаков).
  6. Домашнее задание (мини-презентации по темам: «Трение и спорт», « Трение и техника», «Трение в природе» и т.д.

 

В процессе урока формируются и развиваются  информационная, коммуникативная, учебно - познавательная компетентности учащихся. 

На уроке используется ЭОР интернет- ресурсы, оборудование  «Лаборатории L-микро», компьютер, проектор.                      

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Комиссар Л.А.сила трения»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

СИЛА ТРЕНИЯ

(Тема урока)


ФИО (полностью)

Комиссар Людмила Анатольевна

Место работы

МОУ Усть-Хопёрская СОШ»

Должность

Учитель физики

Предмет

физика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике.

Базовый учебник

Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс.


  1. Цель урока: Формирование новых знаний и умений по теме: «Сила трения».

9.Для реализации поставленной цели учитель должен решить следующие задачи:

Обучающие:

-повторить понятия сила тяжести, сила упругости, вес;

- обеспечить усвоение учащимися знаний о силе трения (виды силы трения; причины возникновения силы трения; факторы, от которых зависит величина силы трения; возможности уменьшения силы трения);

- продолжить формирование умений и навыков обращения с физическими приборами.

Развивающие:

- развивать у учащихся такие информационные и практические умения и навыки, как работа с текстом, таблицей, информационными ресурсами, физическими приборами.

Воспитательные:

- формировать навыки совместной деятельности, взаимопомощи, взаимоподдержки;

- формировать ответственность и самостоятельность.


10. Тип урока: формирование новых знаний и умений.

11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный про ек­тор, интерактивная доска, оборудование лаборатории «L-микро».

Дидактические средства: собственная презентация, ЦК ЭОР, ФЦИОР.

13.Структура и ход урока





СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Обучение ведется по учебнику Пёрышкина А.В. «Физика 7 класс». Соответствующая программа предполагает, что учащиеся ранее не изучали понятие силы трения, материал является для них новым.


Этап урока

Название ис­пользуемых ЭОР

(с указанием по­рядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учи­теля

(с указанием дей­ствий с ЭОР, напри­мер, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент.


Учитель объясняет цели и задачи урока. Презентация (слайды 1,2,3,4)

Учащиеся слушают учителя.

1

2

Актуализация знаний, полученных учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел» (сила тяжести, сила упругости, вес).

Ресурс 1.

Информационный

http://markx.narod.ru/pic/

http://www.fizika.ru

Вступительное слово учителя. Учитель демонстрирует слайд и задаёт вопросы учащимся на повторение материала о понятиях сила тяжести, сила упругости, вес.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. (Текущий контроль в форме фронтального опроса).

3

3

Формирование новых знаний.

(этап 1.)





















































































(этап 2).

Ролевая игра: «Лаборатория по исследованию силы трения».

Презентация. (Слайды 9,10).


Ресурс 2.

Информационный.


http://class-fizika.narod.ru/


Ресурс 3. (1)

(2)


http://85.142.23.53/packages/physicon/41ADCBD2-1A29-1FE3-798C-C379DC056A33/0.0.0.0/67677.oms

3.

http://85.142.23.53/packages/physicon/A084DDEF-27A0-1D2E-74E9-732EF5893E49/0.0.0.0/67687.oms



http://85.142.23.53/packages/physicon/A084DDEF-27A0-1D2E-74E9-732EF5893E49/0.0.0.0/67687.oms


Ресурс 4.

Практический.

1

http://85.142.23.53/packages/physicon/41ADCBD2-1A29-1FE3-798C-C379DC056A33/0.0.0.0/67677.oms


2. Лаборатория « L-микро».








3.

http://www.youtube.com/watch?v=TISWVsXINFo&feature=related


Учитель знакомит учащихся с историей изучения силы трения и прибором-трибометром


Постановка проблемных опытов.

Диалог учителя с учащимися. Учитель подводит учащихся к понятию определения силы трения.

Презентация. (Слады 5,6,7)




















Учитель предлагает учащимся привести примеры трения в повседневной жизни с последующим просмотром видеоролика по этому вопросу.




Учитель предлагает учащимся работу в группах для получения новых знаний о силе трения.

Задание1. (ЭОР1)

На сравнение сил трения покоя, скольжения, качения.


Задание 2.

Используя лабораторию « L-микро».

На выяснение зависимости силы трения от рода трущихся поверхностей.

Задание 3.

(ЭОР 3)

На выяснение зависимости силы трения скольжения от силы давления и от площади трущихся поверхностей.


Учащиеся принимают участие в беседе.





Диалог с учителем. Учащиеся

смотрят слайды, анализируют и записывают опорный конспект в тетради.

Презентация. (Слайд 8)





















Учащиеся приводят примеры, относят их к какому либо виду трения. Просматривают видеоролик, анализируют увиденное.




Учащиеся в группах выполняют задания и делают выводы:

(устно)

Презентация. ( Слайд 11).

1. О сравнении сил трения покоя, скольжения, качения;

2. О зависимости силы трения от рода трущихся поверхностей;

3.О зависимости силы трения скольжения от силы давления и от площади трущихся поверхностей.

20

5.










Закрепление и контроль знаний.






Ресурс 5.

Контрольный.

http://85.142.23.53/packages/physicon/8FFA123F-1765-01E3-8555-15276DF5854D/0.0.0.0/49683.oms

(стр.9-10)


file:///C:/Users/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0/Downloads/49683.oms

(стр.9-10)


Учитель предлагает учащимся выполнить тест, расположенный на ресурсе №5

Учащиеся выполняют тест и проверяют результаты теста, осуществляя самопроверку.


12






6.



Итог урока.

Рефлексия.


Учитель предлагает учащимся высказать свое отношение к уроку.

Презентация.(Слайд 12).

Учащиеся высказывают своё отношение к уроку с помощью цветных знаков.



3

7.




Домашнее задание.


П.30-32 Подобрать материал и сделать презентацию по темам:- трение в литерат. произведениях; -трение и спорт; -трение и техника; -трение в природе.(по выбору учащихся).

Записывают домашнее задание.

Выбирают тему презентации.

Презентация. (Слайд 13).

1











ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ.


ресурса в уроке

Название ре­сурса

Тип, вид ре­сурса

Форма предъ­явления ин­формации (ил­люстрация, презентация, видеофрагмен­ты, тест, мо­дель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обес­печивающий доступ к ЭОР

1

Сила тяжести, сила упругости, вес.

Информацион­ный

Презентация.

Ресурс 1.

http://markx.narod.ru/pic/

http://www.fizika.ru



2

История изучения силы трения.

Информационный

Презентация.

Ресурс 2.

http://class-fizika.narod.ru/




3

Определение силы трения. Трение в повседневной жизни.

Информационный

Видеофрагмент.

Ресурс 3.

http://85.142.23.53/packages/physicon/41ADCBD2-1A29-1FE3-798C-C379DC056A33/0.0.0.0/67677.oms


http://85.142.23.53/packages/physicon/A084DDEF-27A0-1D2E-74E9-732EF5893E49/0.0.0.0/67687.oms


http://85.142.23.53/packages/physicon/A084DDEF-27A0-1D2E-74E9-732EF5893E49/0.0.0.0/67687.oms


4

Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения. Зависимость силы трения скольжения от силы давления и площади трущихся поверхностей.

Практический

Презентация.

Видеофрагмент.

Ресурс4


http://85.142.23.53/packages/physicon/41ADCBD2-1A29-1FE3-798C-C379DC056A33/0.0.0.0/67677.oms


http://www.youtube.com/watch?v=TISWVsXINFo&feature=related




5

Тест «Сила трения».

Контрольный

Тест.


Ресурс 5

http://85.142.23.53/packages/physicon/8FFA123F-1765-01E3-8555-15276DF5854D/0.0.0.0/49683.oms

(стр.9-10)

file:///C:/Users/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0/Downloads/49683.oms (стр.9-10)





Просмотр содержимого документа
«Таблица анализа ЭОР»

Таблица анализа электронных и цифровых образовательных ресурсов

по физике в 7 классе. Тема урока «Сила трения».

П/П

Название ресурса


Тип ресурса

Ссылка на ЭОР или ЦОР

Примечание

1

Сила тяжести, сила упругости, вес.

Информационный

http://markx.narod.ru/pic/

http://www.fizika.ru




Ресурс содержит демонстрации силы тяжести, силы упругости и веса.

2

История изучения силы трения

Информационный

http://class-fizika.narod.ru/


Ресурс содержит информацию об истории изучения силы трения.

3

Определение силы трения. Трение в повседневной жизни.



Информационный

http://85.142.23.53/packages/physicon/41ADCBD2-1A29-1FE3-798C-C379DC056A33/0.0.0.0/67677.oms

http://85.142.23.53/packages/physicon/A084DDEF-27A0-1D2E-74E9-732EF5893E49/0.0.0.0/67687.oms

http://85.142.23.53/packages/physicon/A084DDEF-27A0-1D2E-74E9-732EF5893E49/0.0.0.0/67687.oms






Ресурсы содержат демонстрации подводящие к определению понятия силы трения и видеофрагменты , знакомящие учащихся с трением в природе , технике и повседневной жизни.

4

Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения. Зависимость силы трения скольжения от силы давления и площади трущихся поверхностей.



Практический

http://85.142.23.53/packages/physicon/41ADCBD2-1A29-1FE3-798C-C379DC056A33/0.0.0.0/67677.oms

http://www.youtube.com/watch?v=TISWVsXINFo&feature=relate






Ресурсы содержат видеофрагменты позволяющие учащимся сравнить силы трения покоя, скольжения и качения.

Определить зависимость силы трения скольжения от силы давления и площади трущихся поверхностей.

5

Тест «Сила трения».






Контрольный

http://85.142.23.53/packages/physicon/8FFA123F-1765-01E3-8555-15276DF5854D/0.0.0.0/49683.oms

file:///C:/Users/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0/Downloads/49683.oms


Ресурс содержит задания позволяющие проверить знания учащихся, полученные на данном уроке.



Просмотр содержимого презентации
«Сила трения»

МОУ Усть-Хопёрская СОШ Учитель физики Комиссар Л.А. 2011 год

МОУ Усть-Хопёрская СОШ

Учитель физики Комиссар Л.А.

2011 год

формирование новых знаний и умений по теме «Сила трения».

формирование новых знаний и умений по теме «Сила трения».

Образовательные:  повторить понятия: сила тяжести, сила упругости, вес обеспечить усвоение учащимися знаний о силе трения ( виды силы  трения; причины возникновения силы трения; факторы, от  которых зависит величина силы трения; возможности ее  уменьшения);  сформировать умения и навыки обращения с физическими  приборами; Развивающие:  развить у учащихся такие информационные умения, как работа  с текстом, таблицей;  развить умения совершать мыслительные операции: анализ,  сравнение, конкретизацию. Воспитательные  формировать навыки совместной деятельности, взаимопомощи  и взаимоподдержки;

Образовательные:

  • повторить понятия: сила тяжести, сила упругости, вес
  • обеспечить усвоение учащимися знаний о силе трения ( виды силы

трения; причины возникновения силы трения; факторы, от

которых зависит величина силы трения; возможности ее

уменьшения);

  • сформировать умения и навыки обращения с физическими

приборами;

Развивающие:

  • развить у учащихся такие информационные умения, как работа

с текстом, таблицей;

  • развить умения совершать мыслительные операции: анализ,

сравнение, конкретизацию.

Воспитательные

  • формировать навыки совместной деятельности, взаимопомощи

и взаимоподдержки;

  • формировать ответственность и самостоятельность.
II . Мотивация.

II . Мотивация.

Сила трения покоя F тр Сила трения покоя существует между любыми покоящимися телами. Она удерживает тела на наклонной плоскости. При попытке сдвинуть тело сила трения покоя препятствует этому действию.

Сила трения покоя

F тр

Сила трения покоя существует между

любыми покоящимися телами.

Она удерживает тела на наклонной плоскости.

При попытке сдвинуть тело сила трения покоя

препятствует этому действию.

Сила трения скольжения Сила трения скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого.

Сила трения скольжения

Сила трения скольжения возникает при

скольжении одного тела по поверхности другого.

Сила трения качения Если тело не скользит, а катится по поверхности другого, то трение называется трением качения .

Сила трения качения

Если тело не скользит, а катится по поверхности другого,

то трение называется трением качения .

сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого Груз на транспортёре, ходьба… Санки, коньки, лыжи… Автомобили, мотоциклы…

сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого

Груз на транспортёре, ходьба…

Санки, коньки, лыжи…

Автомобили, мотоциклы…

III . Изучение нового материала.

III . Изучение нового материала.

Сравнить силу трения покоя, скольжения, качения и вес тела. Изучить зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей. Изучить зависимость силы трения скольжения от силы давления и от площади трущихся поверхностей.

Сравнить силу трения покоя, скольжения, качения и вес тела.

Изучить зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Изучить зависимость силы трения скольжения от силы давления и от площади трущихся поверхностей.

шероховатость поверхностей; взаимное притяжение молекул. силы давления; площади трущихся поверхностей; смазки.
  • шероховатость поверхностей;
  • взаимное притяжение молекул.
  • силы давления;
  • площади трущихся поверхностей;
  • смазки.

Силу трения можно увеличить

или уменьшить.

Учащиеся высказывают своё отношение к уроку с помощью цветных знаков: - я на занятии проявил себя в полной мере - я на занятии проявил себя частично - я не смог проявить себя.

Учащиеся высказывают своё отношение к уроку с помощью цветных знаков:

- я на занятии проявил себя в полной мере

- я на занятии проявил себя частично

- я не смог проявить себя.

Заполнение обобщающей таблицы по теме «Силы природы» (завершение) Подобрать материал (по желанию) по темам и сделать презентацию:
  • Заполнение обобщающей таблицы по теме «Силы природы» (завершение)
  • Подобрать материал (по желанию) по темам и сделать презентацию:

- Трение в литературных произведениях, сказках,

пословицах.

- Трение и спорт.

- Трение и техника.

- Трение в природе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Сила трения

Автор: Комиссар Людмила Анатольевна

Дата: 21.09.2014

Номер свидетельства: 114111

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Сила трения. Трение в природе и технике. "
    ["seo_title"] => string(46) "sila-trieniia-trieniie-v-prirodie-i-tiekhnikie"
    ["file_id"] => string(6) "136129"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417031812"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока  по физике "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-fizikie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246685"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446442652"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150855"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420562387"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Тема: Сила трения. Коэффициент трения "
    ["seo_title"] => string(42) "tiema-sila-trieniia-koeffitsiient-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155413"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421264412"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Сила трения - друг или враг? "
    ["seo_title"] => string(29) "sila-trieniia-drugh-ili-vragh"
    ["file_id"] => string(6) "197212"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428217118"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства