Выделить систему взаимодействующих тел и выяснить, какие силы для нее являются внутренними, а какие – внешними.
Определить импульсы всех тел системы до и после взаимодействия.
Если в целом система незамкнутая, сумма проекций сил на одну из осей равна нулю, то следует написать закон сохранения лишь в проекциях на эту ось.
Если внешние силы пренебрежительно малы в сравнении с внутренними (как в случае удара тел), то следует написать закон сохранения суммарного импульса (p = 0) в векторной форме и перейти к скалярной.
Если на тела системы действуют внешние силы и ими нельзя пренебречь, то следует написать закон изменения импульса (p = Ft) в векторной форме и перейти к скалярной.
Записать математически все вспомогательные условия.
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины импульса.
арточки на каждую парту с алгоритмом решения задач на применение закона сохранения импульса.
Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
План урока
Оргмомент (1 мин).
Контроль знаний (5 мин).
Решение задач (15 мин).
Самостоятельная работа (18 мин).
Домашнее задание (0,5 мин).
Подведение итогов урока. Рефлексия. (0,5 мин).
Ход урока
Организационный момент (1 мин).
Возьмём с собою мы багаж,
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
Контроль знаний (5 мин).
Выполнение интерактивного теста за компьютерами в парах.
3. Решение задач (15 мин).
Учащиеся: Запись в тетради числа и темы урока.
Учитель: Постановка цели урока для учащихся.
Постичь тернистые пути практической деятельности человека при решении задач на тему «Импульс тела. Закон сохранения импульса тела».
Учитель. Рассмотрим алгоритм решения задач на применение закона сохранения импульса. Презентация «Алгоритм».
1 задача. Учитель у доски – учащиеся в тетради. (тексты задач записаны на доске).
Движение материальной точки описывается уравнением: x=5∙8t+4t2. Приняв его массу 2 кг, найти импульс через 2с и через 4 с после начала отсчёта времени, а также силу, вызвавшую это изменение импульса.
Дано: Решение:
x=5∙8t+4t2 x=5∙8t+4t2
m=2 кг Vo=40 м/с
t1=2cV=V0+a∙t
t2=4cV(2c) = 40+8∙2=56 м/с
V(4c) = 40+8∙4=72 м/с
p1-? p= m∙V
p2 -? p1=2∙56=112 (кг∙м)/с
p2=2 ∙72=144 (кг∙м)/с
F=∆p/∆t
F=(144-112)/(4-2)=32/2=16Н
Задача. Один учащийся у доски - остальные в тетрадях.
Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально вдоль железнодорожного пути со скоростью 500 м/с, попадает в вагон с песком массой 10 т и застревает в нём. Найти скорость вагона, если он двигается со скоростью 36 км/ч навстречу снаряду.
Дано: СИ Решение:
m1=100 кг
V1=500 м/c
m2=10 т =10000кг
V2=36 км/ч =10 м/с
V-?
Считая удар неупругим, запишем закон сохранения
импульса:
3 Задача. Учитель у доски объясняет решение задачи. Учащиеся слушают и запоминают. Учитель закрывает решение. Учащиеся воспроизводят решение на память.
1
Снаряд массой 50 кг, летящий в горизонтальном направлении со скоростью 600 м/с, разрывается на две части с массами 30 кг и 20 кг. Большая часть стала двигаться в прежнем направлении со скоростью 900 м/с. Определить величину и направление скорости меньшей части снаряда.
Д
V
ано: Решение:
m=50 кг
V=600 м/c
m1=30 кг
m2=20 кг
V1= 900 м/с
V2-?
4. Самостоятельная работа (18 мин). Презентация «Самостоятельная работа».
Учащиеся решают задачи с выбором вариантов ответа на время (работа по вариантам, каждый слайд сменяется другим через определённое время, а затем осуществляется проверка с подробным разбором задач). Задачи представлены на доске в среде программы Power Point.